Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальных органы федеральных органов исполнительной власти, действующих




на территории Республики Хакасия:

 

 
 

 

2.1.7. Правительство Российской Федерации

Правовой статус Правительства Российской Федерации. Структура и организация

деятельности Правительства Российской Федерации. Полномочия Правительства

Российской Федерации.

Ответ:

Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы

деятельности, структура и полномочия

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ

осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ – высший, но не единственный орган в России, осуществляющий

исполнительную власть.

В состав Правительства РФ входят:

1) Председатель Правительства РФ;

2) заместители Председателя Правительства РФ;

3) федеральные министры.

В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако

Председателя Правительства РФ Президент назначает с согласия Государственной

Думы. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также

Президентом РФ, но уже с подачи назначенного Председателя Правительства РФ. В

течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет

Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной

власти, а после ее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов

Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент

РФ каким—либо сроком не связан).

Освобождение от должности Председателя и членов Правительства РФ также

осуществляется Президентом РФ по личному заявлению об отставке, в случаях

выражения недоверия Правительству РФ Государственной Думой или отказа в

доверии при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ, в

случае невозможности исполнения своих полномочий (в том числе и по

собственному усмотрению главы государства). Освобождение от должности

Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку

Правительства РФ, при этом по поручению Президента РФ Правительство РФ

продолжает функционировать до формирования нового Правительства, а исполнение

обязанностей Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе поручить

одному из заместителей Председателя Правительства на срок до 2 месяцев.

Правительство является высшим органом исполнительной власти в РФ, но основной

объем работы по государственному управлению выполняется федеральными органами

исполнительной власти. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О

системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» проведена

достаточно серьезная реформа системы исполнительной власти в России. Указ

закрепляет три вида федеральных органов исполнительной власти:

федеральное министерство, федеральную службу и федеральное агентство.

Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами

исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной

власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел и др.,

руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Правительство РФ является федеральным органом, возглавляющим единую систему

исполнительной власти в Российской Федерации. Основы правового статуса

Правительства РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие

вопросы регулируются Конституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным

законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года

Правительство – это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему

исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят Председатель,

заместители Председателя Правительства и федеральные министры. В период с

января 1994г. по 1997 г. была проведена реорганизация федеральных органов

исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств

с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление

сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также

проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на

сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной

направленности работы аппарата[1].

Председатель Правительства назначается и освобождается от должности

Президентом РФ. Назначение на должность Председателя Правительства

осуществляется с согласия Государственной Думы. Освобождение от должности

возможно по заявлению Председателя об отставке, а также в случае

невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения

представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов

исполнительной власти; предлагает Президенту кандидатуры заместителей

Председателя Правительства РФ и федеральных министров; в соответствии с

Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет

основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст.

112, 113 Конституции РФ).

ФКЗ «О Правительстве РФ» (ст. 27) наделяет Председателя Правительства и

другими полномочиями. Председатель Правительства РФ, в частности:

1) представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за

пределами территории Российской Федерации;

2) ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;

3) распределяет обязанности между своими заместителями;

4) систематически информирует Президента РФ о работе Правительства;

5) подписывает акты Правительства Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ

временно исполняет обязанности Президента РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ координируют работу федеральных

органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их

деятельность; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений

и распоряжений, внесенные в Правительство.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года Председатель

Правительства РФ имеет пять заместителей, в том числе Заместителя

Председателя Правительства РФ — Министра сельского хозяйства РФ и Заместителя

Председателя Правительства РФ — Министра финансов РФ.

Федеральные министры обладают установленными законодательством РФ

полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной

власти и участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства.

Правом совещательного голоса могут быть на делены и иные руководители

федеральных органов исполнительной власти. Например, Председатель Федеральной

комиссии по рынку ценных бумаг является по должности федеральным министром.

Для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства

может быть образован Президиум Правительства. Его заседания проводятся по

мере необходимости. Правительство РФ вправе отменить любое решение

Президиума.

Полномочия Правительства РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114),

федеральными законами и Указами Президента.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» устанавливает, что в

отношении федеральных органов исполнительной власти Правительство РФ

руководит работой и контролирует их деятельность; утверждает положения о них;

устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер

ассигнований на их содержание; вправе отменять акты федеральных органов

исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; утверждает

членов коллегий федеральных органов исполнительной власти и т. д.

В отношении органов исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ в

целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по

предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ

координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти

субъектов РФ; вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия

актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия

Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или

нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет

разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами

исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения

разногласий создаются согласительные комиссии из представителей

заинтересованных сторон.

Закон определяет общие, межотраслевые, отраслевые и иные полномочия

Правительства РФ. В пределах общих полномочий Правительство РФ:

· организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

· осуществляет регулирование в социально — экономической сфере;

· обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ,

направляет и контролирует деятельность ее органов;

· формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их

реализацию;

· реализует предоставленное ему право законодательной инициативы;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране

собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

[2].

Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ

может передавать им осуществление части своих полномочий, а также

осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти

субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

Для осуществления возложенных на него полномочий Правительство может

создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных

лиц.

Правовыми формами реализации Правительством возложенных на него полномочий

выступают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в

Российской Федерации. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме

постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие

нормативного характера, — в форме распоряжений.

Основной организационной формой деятельности Правительства РФ являются его

заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители

Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях

лично.

В заседаниях Правительства могут участвовать представители палат Федерального

Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,

Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка и иные лица в

соответствии с законодательством либо в порядке, установленном

Правительством.

Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых

заседаниях. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются

в соответствии с Регламентом Правительства РФ.

Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» (ст. 28) определен

круг вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях

Правительства РФ. В частности:

· о представлении Государственной Думе федерального бюджета и

отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных

внебюджетных фондов;

· о проектах программ экономического и социального развития,

связанных с созданием свободных экономических зон;

· об установлении номенклатуры товаров, в отношении которых

применяется государственное регулирование цен;

· об установлении объемов выпуска государственных ценных бумаг;

· о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;

· о проектах программ приватизации федеральной государственной

собственности;

· о подписании соглашений с органами исполнительной власти

субъектов РФ;

· об образовании Президиума Правительства РФ;

· об утверждении положений о федеральных органах исполнительной

власти;

· о порядке создания и обеспечения деятельности территориальных

органов федеральных органов исполнитель ной власти;

· об утверждении Регламента Правительства РФ;

· об утверждении Положения об Аппарате Правительства РФ и другие.

Случаи и порядок отставки Правительства РФ предусмотрены ст. 117 Конституции

РФ и ст. 35 ФКЗ «О Правительстве РФ». Правительство само может подать в

отставку; решение об отставке может принять Президент РФ; недоверие может

быть выражено Государственной Думой; вопрос о доверии может быть поставлен

Государственной Думой Председателем Правительства РФ.

Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет

отставку Правительства. В случае отставки или сложения полномочий

Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до

сформирования нового Правительства РФ.

2.1.8. Судебная система Российской Федерации

Судебная власть в Российской Федерации. Организация судебной системы

Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации. Конституционные

(уставные) суды субъектов Российской Федерации. Верховный суд Российской

Федерации и система судов общей юрисдикции. Уровни судебной системы. Высший

арбитражный суд Российской Федерации и система арбитражных судов. Статус судей

в Российской Федерации.

Ответ: Понятие судебной власти в РФ

Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви

государственной власти (ст. 10 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие (особый вид

юридической деятельности, возлагаемый на судебную власть и осуществляемый ею)

в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в

России нет и не может быть иных органов, осуществляющих правосудие, и

различные квазисудебные органы правосудия не отправляют. Запрещает

Конституция РФ и создание чрезвычайных судов.

Судебная система включает в себя следующие суды:

1) Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта Российской

Федерации;

2) суд общей юрисдикции (мировой судья, районный суд, верховный суд

республики, краевой, областной, окружной суд, военный суд, Верховный Суд РФ);

3) арбитражный суд (субъекта Российской Федерации, апелляционный, окружной,

Высший Арбитражный Суд РФ);

4) третейский суд.

Судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе «О

судебной системе Российской Федерации». Если Российская Федерация признает

юрисдикцию какого—либо международного судебного органа (в частности,

Европейского суда по правам человека), то его решения являются обязательными

для России.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется

посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного

судопроизводства. При этом административное судопроизводство организационно

оформлено не до конца последовательно: в судебной системе РФ пока нет

самостоятельной подсистемы административных судов (их создание – вопрос

осуществляющейся судебной реформы), и административные споры (дела из

административных правоотношений) рассматривают суды общей юрисдикции и

арбитражные суды (в подсистеме арбитражных судов созданы специальные

административные коллегии).

В отличие от законодательной и исполнительной властей носителем судебной

власти является не какой—либо судебный орган, а конкретный судебный состав

(судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени

государства.

Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к носителям

судейской мантии (по сравнению с требованиями для лиц, замещающих депутатский

мандат или должность в системе исполнительной власти). Общие конституционные

предписания детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–I «О статусе

судей в Российской Федерации». Правосудие в РФ вне зависимости от вида

судопроизводства, судебного органа осуществляется на основе общих

конституционных принципов, развитых в специальном и процессуальном

законодательствах.

Принципы осуществления правосудия в РФ

1)

равенства всех перед законом и судом (суды не отдают предпочтения каким—либо

органам, лицам, сторонам судебного процесса по признакам их государственной,

социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической

принадлежности, в зависимости от происхождения, имущественного и должностного

положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям и т. п.);

2)

открытости, гласности, публичности судебного процесса (данный принцип не

означает абсолютного запрета на проведение закрытых судебных заседаний. В

предусмотренных законом случаях, связанных, в частности, с рассмотрением

вопросов государственной, коммерческой тайны, тайны усыновления, интимных

отношений сторон и иного, могут проводиться и закрытые заседания; при этом

решение (приговор) суда в любом случае оглашается публично);

3)

очности судебного разбирательства (по общему правилу участники процесса

должны присутствовать в зале судебного заседания, суд и участники процесса

должны иметь возможность задавать друг другу вопросы, давать пояснения и т.

д. Заочное разбирательство возможно как в уголовном, так и в гражданском

процессе, но только в качестве исключения в предусмотренных законом

ограниченных случаях и при обязательном условии, что такое разбирательство не

будет препятствовать установлению истины);

4)

доступности языка судопроизводства (общим правилом является ведение

судопроизводства и делопроизводства в судах на государственном языке

Российской Федерации или республики в составе Российской Федерации, однако в

любом случае участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства,

обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на

любом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика);

5)

состязательности и равноправия сторон (стороны в судебном процессе – истец и

ответчик, обвинитель и обвиняемый – обладают абсолютно равными

процессуальными правами и возможностями обосновывать свою позицию и

опровергать позицию другой стороны; преодоление обвинительного уклона в

уголовном процессе – одна из задач осуществляемой в России судебной реформы);

6)

сочетания коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия. От

имени государства осуществлять правосудие может как судья единолично;

7)

(такое участие возможно в качестве арбитражных заседателей и присяжных

заседателей).

Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями

судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей

конституционно—правового статуса личности.

Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно

подразделить правосудие на три ветви:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

1) федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ, Совета

Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

2) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;

3) договоров между органами государственной власти РФ и органами

государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;

4) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти

субъектов РФ;

3) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.

Верховный Суд РФ

является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным

и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда

первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь

открывшимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению

экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах

судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной

практики.

Носителем судебной власти в РФ являются прежде всего судьи.

Требования к кандидату на должность судьи следующие:

1) гражданство РФ;

2) возрастной ценз (не моложе 25 лет);

3) высшее юридическое образование;

4) стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет;

5) отсутствие медицинских противопоказаний. Судьи Конституционного Суда РФ,

Верховного Суда

РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации

по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом

РФ, судьи конституционных (уставных) судов – законодательными органами

субъектов Российской Федерации, мировые судьи назначаются (избираются) на

должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального

закона «О мировых судьях в Российской Федерации».

Статус судей

Статус судьи характеризуют следующие составляющие принципы:

1) независимость;

2) несовместимость;

3) несменяемость;

4) неприкосновенность.

Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и

федеральному закону. В деятельности по осуществлению правосудия судьи никому

не подотчетны. На обеспечение независимости судьи направлен и целый ряд

правовых, социальных и материальных гарантий (запрет осуществлять какое—либо

воздействие на судью в судебном процессе, несменяемость и неприкосновенность

судьи, возможность предоставления личной охраны и охраны жилища и др.).

Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на

государственной службе, быть депутатом представительного органа власти,

состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной

оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной

творческой деятельности).

Несменяемость судьи означает невозможность его перевода на другую должность

или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность:

предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет

65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет).

Основаниями досрочного прекращения полномочий судьи являются: отставка,

смерть судьи, признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным,

неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата

гражданства Российской Федерации, осуществление несовместимой со статусом

судьи деятельности, увольнение судьи военного суда с военной службы, а также

досрочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной

ответственности.

Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) заключается в особом порядке

привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве

обвиняемого по другому уголовному делу, изменение квалификации состава

преступления и др.) и к административной ответственности, налагаемой в

судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть

возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации на основании

заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда

общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта Российской Федерации)

и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей

Конституционного Суда РФ – с согласия судей Конституционного Суда).

Неприкосновенность судьи распространяется также на его помещения, транспорт,

средства связи, переписку.

2.1.9. Федеральные государственные органы с особым статусом




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.