Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды обучения и их характеристика ( традиционная, развивающая, проблемное, дистанционное)




Бездоказательное сообщение ученику готовых истин и механическом их заучивании и воспроизведении учеником. Широко применялось в средние века в усвоении религиозных знаний). Объяснительно эллюстрационное или традиционное обучение - в основе которого, лежит ассоциативно - рефлекторная концпепция обучения, согласно которой учение определяется процессом образования в сознании человека различных ассоциаций между отдельными фактами и влияниями. Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; основной единицей занятий является урок; урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы. Учитель (книга, СМИ) сообщает учащемуся готовую информацию, с использованием таблиц, схем, показов. Учитель не только сообщает готовую информацию, но и рассказывает, доказывает. Главная задача усвоить сообщаемую информацию, путем запоминания, новые умственные и предметные действия усваиваются путем подражания действиям учителя, в ходе многочисленных упражнений по образцу. Плюсы этого вида - экономия средств и времени. возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Минусы - работает только учитель, навязывает свой темп обучения, у ученика не формируются позновательные процессы, мотивация учения, также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Проблемное обучение все выше сказанные недостатки отсуствуют у проблемного обучения. Оно заключается в создании проблемных ситуаций педагогом, которые решаются в совместной деятельности с детьми, при максимальной самостоятельности учащегося, под руководством учителя. Проблемное обучение активизирует и развивает мышление и другие позновательные проц-сы, самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициаивность, нестандартное мышление, прочность преобретаемых знаний, т.к. открытые истины, не так легко забываются. Минусы этого метода затраты времени, а т.ж. высокий уровень знаний самого учителя. Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Развивающее обучение -направление в теории и практики образование, ориентированная на развитие физических, позновательных и нравственных способностей учащегося путем использования их потенциальных возможностей. В течение длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера и др.) только назывались в учебниках по педагогике. В последнее десятилетие ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников сегодня становятся все актуальнее. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному, способу(типу) Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активнойжизненнойпозиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития (расхождением между уровнем интеллектуального развития(степень трудности задач решаемых реб-ом самостоятельно)и уровнем потенциального развтия(то, что реб-к может достич,сделать под руков-м уч-ля или в коллект-ой раб-те ребенка)). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе "добывания" создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития учащегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы. Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. ДО представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных формы обучения, чебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая. Особенности: гибкость, модульность(Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области) Параллельность (Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности)

 

19. Закономерности и принципы закона процесса обучения -как выражение действия законов в конкретных условиях. Выделяют внешние и внутренние закономерности. Внешние закономерности характеризует зависимость обучения от общественных процессов и условий. Внутрение закономерности отражают связь между элементами самого процесса обучения. 1. Закономерность - обучающая действительность всегда вносит воспитывающий характер (как с +, так -)2. Закономерность: зависимость между взаимодействием учителем и учащимся в результате обучения. 3 закономерность: прочность усвоения учебного материала от повторения изученного. Принципы Обучения- это руководящие идеи, требования к проведению дидактического процесса. 1 принцип Наглядности (Каменский называл «Золотое правило дидактики») в процессе обучения детям нужно давать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты. На уроке нужно использовать различные наглядные средства: таблицы, карты, мультимедийные средства. 2 Принцип: Сознательности и активности учащегося в обучении. Добиться если: опираться на интересы учащегося; включить школьников в решение проблемных ситуаций; использовать такие методы как, игры, дискуссии; стимулировать количественные формы работы взаимодействия учащегося в обучении. 3 Принцип Прочности необходимо сформировать + отношение к изучаемому материалу; структировать материал:1) выделять главную и обозначать логическую связь; 2) связь нового со старым 3) связь с практикой; 4) от качества и мастерства учителя; вести системный контроль над результатом обучения; 4 принцип Рационального сочетания колективных и индивдуальностей, формы работы: урок экскурсии, практикумы, кружки, клубы, походы и т.д. 5. Принцип: Научности. 6 Принцип - Систематичности и последовательности, чтоб преподование и усвоение знаний проходило в определенном порядке. 7. Принцип Доступности - учет развития учащегося. 8 принцип Связь обучения с практикой – процесс обучения должен стимулировать учеников, использовать полученны знания в решении полученных задач.

 

20. Методы и приёмы обучения. Методический арсенал учителя.

Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязи деятельности учителя и учащегося по достижению определенных учебно – воспитатательных задач. Каждый метод обучения включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащегося. Например, когда изучение на уроках математики тема «Умножение дроби на дробь», учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащегося (побуждение их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов). Иногда, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определённую его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащегося к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно – познавательной деятельности учащегося по решению различных дидактических задач, направленнна на овладение изучаемым материалом. Широко распространенным в дидактике является также термин приемы обучения. Прием обучения - это сост.часть или отдельная сторона метода обучен. Для выработки у учащегося практических умений и навыков, выделяют следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащегося показаных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию, отрабатыванию умений и навыков (метод иллюстрации, беседа, частично-поисковый, репродуктивный).Прием обучения - это элемент метода, разовое действие, шаг в реализации метода.

21. Подходы к классификации методов обучения по источнику получения:

а) словестные, наглядные, по источнику;

б) по уровню познавательной деятельности (репродуктивные, проблемные, эвристические (поисковые));

в) по дидактической цели (метод контроля, объяснение знаний, т.е. какая цель такие и методы).

Характеристика одной из классификаций (на выбор).

Классификация методов обучения многочисленна и многозначна. Одной из первых классификаций 1) источник передачи информации и характер ее восприятия были выделены 3. группы методов - наглядный (демонстрация, иллюстрация), практический (упражния, опыт), словестный (рассказ, беседа, лекция, дискуссия). 2. Ведущие дидактические задачи (метод приобретения знаний, методы формирования ЗУН.) 3. Характер учебно-познавательной деятельности учащегося. 4. Бабанский предложил классификацию методов обучения в которых 3 гуппы-а) метод организации и осуществления учебо-познавательной деятельности. б) метод стимулирования и мотивации учебно – позавательной деятельности. в) метод контроля и самоконтроля учебно – позавательной деятельности. Если в указананной классификации внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп: а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащегося: рассказ, объясние, лекция, метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала: б) методы закрепления изученного материала: беседа, работа с учебником, в) метод самостоятельной работы учащегося по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебной, лабараторной работы; г) метод учебной работы по применению знаний на практческой и выработке умений и навыков: упражнения лабараторных занятий; д) методы проверки и оценки ЗУН учащегося повседневневного наблюдения за работой учащегося, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставл.поурочного балла, контрольная работа, проверка домашнего задания, (Наглядный) Метод иллюстрации и демонстрации. В дидактике большая роль играет метод иллюстрации и демонстративно учебных пособий, который иногда называют еще иллюстративно-демонстрационным методом. Следовательно, сущность метода состоит в том, что в процессе обучения учитель использует иллюстративное, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрацию учебных пособий, которые могут, облегчать восприятие и осмысление изученного материала, выступать в качестве источника новых знаний. Обратимся к примерам. В VI классе по истории средних веков изучается тема о хозяйственном и общественном развитии Древней Руси. При ее изложении используются иллюстрации с изображениями средневекового города, сельскохозяйственных работ крестьян - земледельцев, усадьбы-двора феодала, одежды князей и бояр и так далее, На уроках математики, русского и иностранных языков демонстрируются различые таблицы и схемы, на уроках литературы используются портреты писателей и поэтов, иллюстрации, изображающие события или литературных героев. На уровне общей биологии, кроме таблицы и картин с изображениями растений и животных, показывают сами растения, гербарии. Как предупредить пассивность учащегося при устном изложении учебного материала и обеспечении активного восприятия новых знаний? Два дидактических условия: 1. само изложение материала учителем д\б содержательным в научном отношеии, живым и интересным; 2 в процессе устного изложения знания необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьника и способстующие поддержанию их внимания. Учитель создаёт проблемные ситуации, ставит перед учащимся познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия излагаемого материала, чтобы они акцентировали свое внимание на наиболее важных вопросах и составили план темы. Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащегося делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры, что изучали ранее. Методы обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов обучения. Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнение, самостоятельная работа, вопрос), а также методы их совместной работы (беседа). По источнику передачи знаний выделяют следующие методы: словесны е: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная, собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование); наглядные: методы иллюстрации (с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видео-; фильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ); практические: упражнение (устное, письменное, графическое, вос-производящее, тренировочное, комментированное, учебно-трудовое), лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра.И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин за основу своей классификации методов обучения взяли возрастание степени самостоятельности учащихся и предложили следующие типы методов обучения: объяснительно-иллюстрированный (информационно-рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают; репродуктивный – ученик выполняет действия по образцу учителя; проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания; частично-поисковый (или эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем; исследовательский – ученики осуществляют поисковую творческую деятельность по решению новых для них проблем. Ю. К. Бабанский среди возможных основ классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и разделил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной, эвристической, исследовательской деятельности. Он предложил следующие основные группы методов обучения. Методы стимулирования и мотивации учения: познавательная игра, учебная дискуссия, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований. Методы организации и осуществления учебных действий: словесный, наглядный, практический; индуктивный, дедуктивный, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивный методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельная работа с книгой, с приборами и др. Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля. В.А.Онищук за основу классификации предложил взять дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следующая классификация методов обучения: коммуникативный метод, цель которого – усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы; познавательный, цель – восприятие, осмысление и запоминание нового материала; преобразовательный, цель – усвоение и творческое применение умений и навыков; систематизирующий, цель – обобщение и систематизация знаний; контрольный, цель – выявление качества усвоения знаний, умений, навыков и их коррекция. Выбор метода зависит от: - педагогической цели, особенностей науки и научной темы, материального обеспечения, методик преподавателя, времени изучения материала, познавательных возможностей учащегося, возможностей педагога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.