Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных форм правления




Принципы формирования системы государственного управления (принцип разделения властей, комплементарности, субсидиарности, гомогенности, демократизма, суверенности)

Основными принципами формирования системы государственного управления являются:

1. Принцип разделения властей.

2. Принцип комплементарности.

3. Принцип субсидиарности.

4. Принцип суверенности.

5. Принцип демократизма.

6. Принцип гомогенности.

Принцип разделения властей, введенный в 1748 г. Французом Ш. Монтескье (1698-1755), предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата. Система сдержек и противовесов, представленная реализацией принципа, способствует формированию сбалансированной политической системы, отвечающей признакам справедливости и целесообразности.

Принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням. Характерным признаком равномерного распределения власти в структуре управления является выделение властных полномочий как сверху, так и снизу.

Принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти. Действие принципа определяет устойчивую последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами и порядок распределения ответственности этих органов перед населением. Передача полномочий на более высокий уровень управления в соответствии с этим принципом может быть осуществлена только при условии невозможности их исполнения на низшем уровне.

Принцип субсидиарности имеет два измерения: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное измерение включает распределение властных полномочий между уровнями власти в направлении от местной власти к государственной. Горизонтальное измерение охватывает процедуру распределения полномочий между ветвями власти на федеральном, региональном или местном уровнях.

Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как существенного признака государства. Государственный суверенитет означает "верховенство и независимость власти, подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правомочий и независимости государства в рамках международного правопорядка".

Принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения.

Принцип гомогенности отображает преимущество федерального права перед региональным.

Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обуславливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов.

 

Форма правления - способ организации верховной государственной власти. порядок его образования и деятельности. компетенция и взаимосвязь органов. а также взаимоотношения с населением государства.

Критерии определения Ф.П,

1. Способ передачи власти (наследование или путём выборов);

2. Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несет юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);

3. Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.

Основными формами правления является монархия и республика.

Монархия - это форма правления. при которой государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства и передается по наследству.

Монархическая власть имеет определенные особенности:

•бессрочность;

•наследственность;

•равнозначность власти монарха любым иным.

Монархами у разных народов были князья, короли, цари, императоры, султаны, ханы, каганы, шахматы, правители и т.д.

Известны такие формы монархии, как неограниченная и ограниченная.

Неограниченная (абсолютная) монархия - это форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха).

Этот вид монархии характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов, полным бесправием народа, сосредоточением всей полноты власти в руках монарха. Примерами абсолютной монархии могут быть в наше время Саудовская Аравия, Оман, Катар и т.д..
В Объединенных Арабских Эмиратах действует своеобразный механизм выбора «старшего монарха», который, по сути, и является монархом ОАЭ. Его избирают из монархов-князей сроком на два года. Именно поэтому некоторые ученые выделяют другой подвид монархии - выборную монархию.

Ограниченная монархия - это форма правления. в которой власть монарха ограничена конституцией, которая принимается парламентом. в сфере законодательства и контроля над деятельностью правительства.

При ограниченной монархии законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - монарху (или кабинета министров), судебная - судам, которые избираются или назначаются.

При парламентской (конституционной) монархии - власть монарха ограничивается представительным органом, это закрепляется, как правило, в конституции, которая принимается парламентом. Монарх не может ее менять. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое формируется парламентом и только ему подотчетен.

Абсолютное большинство современных монархий - это монархии парламентские. их существование обусловлено национальными традициями. В парламентской монархии монарх является лишь символом государства, он «царствует, но не правит». Реально страной управляет парламент, формирующий правительство. Управление в стране осуществляет правительство, подконтролен и подотчетен парламенту. Любые действия монарха требующие одобрения правительства.

Дуалистическая монархия (была характерна для стран, в которых происходили буржуазно-демократические революции), как правило, двухпалатный парламент. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии. Верхняя палата состоит из знати, которая назначается монархом. Правительство подчиняется монарху. Последний по своему усмотрению назначает, перемещает и освобождает от должностей членов правительства. Дуализм состоял в том, что монарх, как правило, отстаивал интересы знати, а парламент был выразителем интересов буржуазии и других слоев населения. Монарх обладает правом вето в отношении законов, принимаемых парламентом. В некоторых современных государствах (в Кувейте с 1991 p., В Непале с 1994 г.) сформировались дуалистические монархии.

Отдельной разновидностью ограниченной монархии является теократическая монархия. Глава государства (монарх) является одновременно и главой церкви. Политическая власть в таких странах принадлежит духовенству.

 

  Абсолютная монархия Конституционная монархия
  Дуалистическая монархия Парламентарная монархия
1. Принадлежность законодательной власти монарху разделена между монархом и парламентом парламенту
2. Осуществление исполнительной власти монарх формально - монарх, фактически - правительство
3. Назначение главы правительства монарх формально - монарх, но с учётом парламентских выборов
4. Ответственность правительства перед монархом перед парламентом
5. Право роспуска парламента нет парламента у монарха (неограниченное) у монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента нет парламента абсолютное вето предусмотрено, но не используется
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха неограниченное (указ монарха имеет силузакона) только в период между сессиями парламента предусмотрено, но не используется
8. Современные страны Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт, Марокко Великобритания, Испания, Нидерланды

 

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

· они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

· возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

· Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США,Эквадор).

· Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

· Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны(Украина, Португалия, Франция).

 

  Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
1. Статус президента должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуютконтрассигнатуры одновременно глава государства и главаисполнительной власти глава государства, но выведен из системы разделения властей, являетсяарбитром и гарантом Конституции
2. Способ избрания президента мандат получает от парламента мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов
3. Порядок формирования правительства парламентом на основе парламентского большинства президентом совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатурупремьер-министра, а парламент его утверждает)
4. Ответственность правительства перед парламентом перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия) одновременно перед президентом и парламентом
5. Наличие у президента законодательной инициативы отсутствует обладает как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть
6. Право вето президента на решения парламента отсутствует сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента) как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето[6]
7. Право президента распустить парламент используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно отсутствует обладает
8. Наличие поста премьер-министра имеется отсутствует имеется
9. Современные страны ФРГ, Италия, Австрия США, Аргентина, Мексика Франция, Румыния, Россия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.