Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центральные органы власти и управления в период образования абсолютной монархии




Общественный строй в период образования абсолютной монархии.

Особенностью общественного строя данного периода явилось четкое деление

общества на 4 сословия: дворянство, духовенство, крестьяне, городское население. В

конце ХVII - начале ХVIII вв. происходит расширение и закрепление привилегий

дворянства. Основой правового положения дворян являлось монопольное право на

земельную собственность. Дворяне могли владеть землей, что давало им право

эксплуатировать крестьян, живших на этих землях.

По указу о подушной переписи от 26 января 1718 г. было законодательно

закреплено привилегированное положение дворянства, как неподатного сословия, в

отличие от других групп населения, которое платили подушенную подать.

Происходит превращение дворянства в единое сословие. С созданием регулярной

армии и бюрократического аппарата произошло дальнейшее стирание граней между

различными группами феодалов.

Важное значение в укреплении положения дворянства имела Табель о рангах,

изданная 24 января 1722 г. В ней приводился перечень чинов военных, морских,

сухопутных, артиллерийских, гвардейских, а также гражданских и придворных. Чины,

установленные для разных ведомств, подразделялись на XIV классов. Службу нужно было

начинать с низших чинов. Поэтому создавалась возможность выходцам из других

сословий стать дворянами, что расширяло возможность стать дворянином в Российском

государстве, как, в свое время, боярином.

В конце XVII - начале XVIII вв. все руководящие должности в государственном

аппарате занимали дворяне.

В интересах господствующего класса и укрепления государственного аппарата

ПетрI провел ряд мероприятий. Он являлся абсолютным монархом, которому

принадлежала высшая законодательная и исполнительная власть в государстве. Он

являлся также главнокомандующим вооруженными силами страны. С подчинением

церкви государству монарх становится также главой государства.

В феврале 1711 г. был учрежден Сенат. Первоначально он состоял из девяти

человек, назначаемых царем, независимых от происхождения. Царь контролировал

деятельность Сената через специально созданные органы. Главную роль в Сенате играло

общее собрание сенаторов. Здесь обсуждались и решались голосованием основные

вопросы. Также в Сенат входили президенты коллегий. При Сенате имелись: разрядный

стол (позднее его сменила герольдическая контора во главе с герольдмейстером), который

ведал учетом дворян, прохождением ими службы, назначением дворян на

государственные должности, расправная палата - для расследования служебных

преступлений.

При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших важное

значение в области госуправления, среди которых были фискалы. Они должны были

тайно доносить и обличать все злоупотребления должностных лиц, высших и низших,

следить за исполнением законов, преследовать казнокрадство, взяточничество и хищения,

совершенные должностными лицами. Во главе фискалов находился генерал-фискал,

назначавшийся царем со своим помощником обер-фискалом, назначавшимся Сенатом. Им

были подчинены фискалы при коллегиях, провинциальные фискалы в губерниях и

городовые фискалы в городах.

Независимое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником

– обер-прокурором.

Должность обер-прокурора была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за

деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, 38

ответственному только перед царем, подчинялись коллегии и придворные суды. Все дела,

поступавшие в Сенат, проходили через руки генерал-прокурора

Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма. Он сосредоточил за собой

руководство центральными и местными органами государственного управления, и его

решения не подлежали обжалованию.

После смерти Петра I роль Сената как органа, руководившего деятельностью

центральных учреждений управления, стала снижаться.

В феврале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики

государства был создан Верховный Тайный Совет с чрезвычайно узким составом.

Решающую роль в его деятельности играли первое время Меньшиков и его ближайшие

сторонники. Сенат и коллегии после смерти Петра фактически подчинялись Верховному

Тайному Совету. В 1730 г. Верховный Тайный Совет был упразднен.

В 1731 г. учреждался Кабинет министров, который носил вначале совещательный

характер, но по указу от 9 ноября 1735 г. ему были даны законодательные полномочия.

Коллегии и местные предприятия госуправления осуществляли свои полномочия,

предоставляя в кабинет министров рапорты и доклады. В декабре 1741 г. Кабинет

министров был упразднен.

Деятельность Сената вновь активизировалась. Помимо Сената вопросы

общегосударственного характера решались также созданным в 1741 г. Кабинетом его

Величества, во главе которого стоял секретарь императрицы Елизаветы Петровны.

При Петре III был учрежден Императорский Совет, который состоял из восьми

человек. В 1769 г. Екатерина II создала совет при высочайшем дворе,. Вначале

занимавшийся военными вопросами, а затем и внутренней политикой страны. В него

входили руководители центральных органов управления, и действовал он до 1801 г.

До создания коллегий центральными органами управления являлись приказы.

Количество приказов колебалось в зависимости от государственных потребностей. В

середине XVII в. насчитывалось более 40 постоянных приказов, а в 1699 г. действовало 44

приказа. Приказы имели недостаток в том плане, что они часто дублировали друг друга.

Петр I стремился приспособить приказную систему к нуждам государства (в

основном военным). В 1689 г. был образован Преображенский приказ, первоначально

ведавший делами Преображенского и Семеновского солдатских полков. Просуществовал

Преображенский приказ до 1729 г. Во время подготовки ко второму Азовскому походу в

1696 г. создается Корабельный или Адмиралтейский приказ, занимавшийся

строительством кораблей, их вооружением и снаряжением.

В 1700 г. был образован Провиантский приказ для централизованного снабжения

войска продовольствием и обмундированием. В 1700 г. Рейтарский и Иноземный приказы

объединяются в один, получивший название Приказ военных дел.

Отмечая серьезные недостатки приказной системы управления, надо сказать, что

она все же выполняла свою роль по централизации Российского государства.

Коренная перестройка приказной системы произошла в период с 1718 по 1720 гг.,

когда вместо приказов были созданы коллегии. Преимущество коллегий перед приказами

состояла в том, что их компетенция была строго ограничена в законодательном порядке;

дела рассматривались и решались коллегиально.

Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях

определялись Генеральным регламентом коллегий. Военная коллегия ведала

сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами,

вооружением и финансированием армии. В ее ведении находилось вещевое и

провиантское снабжение армии, а также строительство военных укреплений.

Адмиралтейская коллегия ведала постройкой как военного, так и торгового

флота, осуществляла управление военно-морскими силами государства, подготовкой 39

офицеров, матросов, снабжением, финансирование и вооружением. Кроме того, коллегия

ведала лесным хозяйством, т.к. флот в те времена строился из леса.

Коллегия иностранных дел осуществляла руководство вешними связями, а

именно приемом и отправлением посольств, дипломатическим делопроизводством и т.д.

Три коллегии являлись финансовыми: камер, штатс-контор и ревизион-

коллегия.

Камер-коллегия являлась главным органом финансовых доходов государства. В

ее ведении были соляные промыслы, монетное дело, государственные дороги снабжения

хлебом во время неурожаев.

Штатс-контор-коллегия или штатс-контора ведала вопросами государственных

расходов на содержание армии, вопросами государственной казны, выдавала денежные

суммы по указанию царя или Сената.

Ревизион-коллегия была наделена функциями финансового контроля - следила за

расходованием денежных средств центральными и местными учреждениями путем сверки

приходных и расходных книг.

Берг-коллегия управляла горнорудной и металлургической промышленностью.

Мануфактур-коллегия руководила строительством казенных мануфактур,

следила за их работой.

Коммерц-коллегия осуществляла руководство внешней торговлей. В ее ведении

был экспорт корабельного леса, мехов и др. товаров, вывоз которых составлял монополию

государства.

Юстиц-коллегия ведала судом, назначением на судебные должности.

Делами духовенства занималась созданная в 1721 г. Духовная коллегия. Затем она

была переименована в Святейший правительственный Синод.

В 1720 г. был образован Главный магистрат. Состав его назначался царем из

купечества, имел коллегиальное устройство и предназначался для руководства

деятельностью городской торговли.

В результате проведения петровских реформ большое количество приказов было

заменено несколькими коллегиями, что позволяло установить повседневный контроль за

их деятельностью. Деятельность коллегий простиралась на всю территорию Российского

государства. Это являлось положительными сторонами коллегий. Однако реформы не

были до конца последовательными. Отраслевой принцип не был до конца выдержан. Так,

Берг, Мануфактур и Коммерц коллегия подчас выполняла судебные и финансовые дела

(занимались сбором таможенных пошлин, сбором налогов и т.д.).

Кроме этого, коллегии не охватывали всех сторон государственного управления:

почту, полицию, просвещение, медицину. Кроме того, параллельно с коллегиями

действовали приказы.

Коллегии не подчиняли себе дворцовые землеуправление. Дворцовыми землями и

крестьянами управлял Приказ большого Дворца. Канцелярия дворцовых дел была

учреждена в 1700 г., управляла царским дворцом, в нее поступали доходы с дворцовых

земель.

В 70-80-е гг. XVIII в. большинство коллегий были упразднены. Сохранились лишь

четыре коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская.

Однако в 1796 г. коллегии вновь были восстановлены, и коллегии подчинялись

"директору над коллегией", имевшего право личного доклада царю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.