Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фразовое и синтагменное ударение. Акцентное выделение




Билет № 16

Если фонетическая синтагма или фраза включает несколько фонетических слов, то одно слово несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов фонетической синтагмы или фразы может осуществляться при помощи синтагменного или фразового ударения (лизавета ивАновна/ сидела в своей кОмнате/еще в бальном своем нарЯде). Обозначается [ʹʹ].

 

Синтагменное и фразовое ударение не связаны со смыслом, слово, выделяемое таким ударением, не является более важном в смысловом отношении. Функция синт. и фраз. ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в фонетическую синтагму или фразу, эти типы ударения членят текст на синтагмы и фразы. Синтагменное и фразовое ударение стоят на последнем фонетическом слове синтагмы или фразы и указывают на их границу – конец синтагмы или фразы.

 

Различение синт. и фраз. ударения связано с различением сегментных единиц, выделяемых этими ударениями. Однако по своим физическим характеристикам фраз. и синт. ударение совпадают. При анализе звучащего текста, характеризующегося только такими ударениями, можно расчленить его на сегменты, соответствующие синтагмам, но нельзя выделить границы между фразами. Это можно сделать только при учете других параметров – длительности пауз и характера интонации. Поэтому большинство лингвистов объединяют синт. и фраз. ударение под одним названием – «фразовое».

 

Выделение в синтагме более сильным ударением какого-либо слова для подчеркивания его особого значения называется акцентным выделением. Оно обычно сильнее фразового (обозначается [ʹʹʹ]) и падает на любое слово фразы (синтагмы). Акцентное выделение передает различные смысловые отношения, оценочные суждения, устанавливает в тексте информационные маркеры.

1. Явное или подразумеваемое противопоставление: Я пойду в кино, а не ты. Я пойду в кино, а не в театр. Выделяться могут и слова, которые обычно безударны: Сарай стоит не перед домом, а за домом.

2. Усиление отрицания. Акц. выделение отр. частицы не или предлога без, усиливает значение отрицания и может содержать указание на полемику: Она не голосовала за него; Он прочел без интонации.

3. Субъективная оценка слова говорящим. Может придавать слову значение «очень много»: Мы часто ошибаемся; Мы ежегодно посылаем туда студентов.

4. Выделение нового, неизвестного участникам разговора сообщения – ремы. Грачи улетели, Яблоки купите (часто связано с инверсией).

5. Не шуми – бабушка спит. Вся информация новая – рема. Но важна тема, заключенная в предыдущем контексте

6. В связном устном тексте есть стремление выделить при помощи ударения начальные слова фраз.

7. При помощи акц. выделения могут обозначаться основные информационные точки текста, слова, на которые нужно обратить особое внимание. Выделяться может и часть слова, другая часть в котором – ударная. В этом случае акц. выделение – побочное ударение. Оно может быть сильнее и длительнее основного.

 

Более сильное, чем обычное, побочное ударение может быть в след. случаях: а) при сопоставлении и противопоставлении (Он с блеском проводил как внЕаудиторные, таи и классные занятия; Она учится не на пЕдфаке, а на фИлфаке), б) при подчеркивании в слове особенности нового участникам разговора сообщения (ремы) (Этот детдОм находился в пригороде), в) при эмфазе. в этом случае побочное ударение может возникать и в таких словах, где его обычно не бывает, в том числе в словах элементарной структуры (Замечательно! вОсхитительно!)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.