Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоприменительная управленческая деятельность




 

Правоприменительная управленческая деятельность — это разре­шение конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм. В процессе правового регулирования общественных отношений правоприменительная деятельность занимает центральное место. От нее в решающей степени зависит правильное, своевремен­ное и эффективное осуществление нормативно-правовых предписа­ний. Она способствует реализации субъективных прав и юридических обязанностей, служит надежным средством укрепления законности и правопорядка, гарантией прав граждан. Эффективность осуществ­ляемых преобразований находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний. Поэтому проблемы реализации права, применения права выдвигаются на первый план, привлекают к себе пристальное внимание административной науки и практики.

Происходящие в общественной жизни изменения требуют переос­мысления отдельных сторон правоприменения. Это связано с появле­нием совершенно новых субъектов правопорядка, трансформацией взаимоотношений между его участниками, необходимостью совершен­ствования правореализационного процесса, повышения его эффектив­ности, качества, упрочения гарантий прав и свобод граждан, усиления их правозащищенности.

Исследование вопросов применения правовых норм, форм и мето­дов правоприменительной управленческой деятельности позволяет по­высить «инструментальную» значимость права, открыть новые воз­можности его осуществления в целях формирования правового госу­дарства, демократизации общественной жизни, создания стабильной обстановки в стране.

16.3.1. Понятие механизма правоприменения

 

Если правоприменение — одна из важнейших сторон функциони­рования государства и государственного аппарата, то необходимо по­нять — с чего начинается и чем завершается процесс правопримене­ния, какие последствия вызывает правоприменительный акт, т. е. ка­ков механизм правоприменения.

Под механизмом правоприменения понимаем совокупность взаи­мообусловленных и взаимосвязанных правовых средств, используемых го­сударством, его органами, должностными лицами в целях обеспече­ния законного, справедливого, обоснованного применения права в соответствии с волей законодателя.

Механизм связывает применяемую норму права с ее полным осу­ществлением в поведении субъектов правоотношений — это система правовых актов, действий, решений компетентных органов и лиц, вслед за которыми появляются, проявляются и претворяются в жизнь организующая и обеспечивающая функции правоприменения.

16.3.2. Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии

Применение права начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и от­ношение. Фактические обстоятельства — это жизненные факты, об­разующие основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. На этой стадии проясняется вопрос об основании для правоприменитель­ной деятельности, в ходе которой предстоит издать специальное ре­шение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязан­ностями.

Под основаниями правоприменительной деятельности понимаются такие обстоятельства и ситуации в реальной жизни, когда компетент­ному органу для возникновения и «движения» правоотношения необ­ходимо принять индивидуально-конкретное властное решение. К та­ким обстоятельствам относятся следующие:

— когда определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов. Напри­мер, регистрация сделки между гражданами (купля-продажа) нотари­альными органами;

— если возникает спор о праве и стороны не могут сами прийти к согласительному решению;

— когда ненадлежащим образом используются права и обязанно­сти или существуют препятствия для их реализации;

— когда требуется официально установить наличие или отсутст­вие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (при­знание в судебном порядке гражданина безвестно отсутствующим или восстановление прав по утраченным документам на предъявителя);

— когда имеет место правонарушение и правонарушителю необ­ходимо установить конкретную меру юридической ответственности или определенные меры государственного воздействия. Акт примене­ния вместе с соответствующей нормой права служит обязательным основанием ответственности в сфере правового регулирования;

— когда без правоприменительного акта не возникает правоотно­шение, не реализуется норма.

Следующая стадия применения права — это выбор и анализ юридических норм для установления (образования) юридической (пра­вовой) основы решения дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста правового акта. Выбор юридических норм на основании достоверного и точного законодательного текста осу­ществляется главным образом путем правовой квалификации (юри­дической оценки путем отнесения • к определенным юридическим нормам) фактических обстоятельств дела. Доминирующим звеном (элементом) этой стадии деятельности является правильное исполь­зование воли законодателя, выраженной в подлежащей применению правовой норме, разрешение какой-либо конкретной жизненной си­туации в соответствии с этим.

Юридические коллизии и конфликты при применении правовых ак­тов. Конституция РФ существенно расширила права субъектов Феде­рации, наделив каждый из них правом иметь свое законодательство (ст. 5, ч, 1). В связи с этим возрастает возможность расхождений и противоречии между федеральным законодательством и нормотвор­чеством субъектов Федерации, равно как и различий в законодатель­стве достаточно многочисленных субъектов Федерации.

 

Нередко возникает необходимость определить:

а) какой их двух конкурирующих законов является сильнее и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу; б) какой закон (правовая норма) должен быть применен в кон­кретной ситуации, если она может подпасть под действие нескольких законов (правовых норм).

Почти всем государствам с федеративным устройством известны юридические конфликты — коллизии. Их причинами могут быть не­совпадения политических или экономических интересов, а также не­умение законодателей обеспечить необходимую в условиях федерации гармонизацию права. Правила по разрешению юридических коллизий должны быть едиными и установлены в централизованном порядке.

Конституция РФ относит разрешение коллизий к предметам веде­ния РФ как таковой (ст. 71, ч. 1), что обеспечивает единое правовое пространство России. Правила решения коллизий по вертикали, т. е. между федеральным законом и правовыми актами субъектов Федера­ции, основаны на принципе верховенства Конституции РФ и феде­ральных законов на всей территории страны (ст. 4, ч. 2).

Единственное исключение из этого правила — когда федеральный закон противоречит нормативному правовому акту субъекта Федера­ции, изданному в рамках его исключительной компетенции (ст. 73); в этом случае действует нормативный правовой акт субъекта Федера­ции. Споры, возникающие в случаях коллизий по вертикали, решает Конституционный Суд РФ.

Конституция РФ содержит еще одну важную коллизионную нор­му: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, применяются правила меж­дународного договора (ст. 15, ч. 4).

Важная часть федерального коллизионного права — коллизионные нормы, определяющие, закон какого из двух или нескольких субъектов Федерации должен быть применен по конкретному делу. В мировой практике сложился целый ряд принципов (так называемых коллизион­ных привязок), на основе которых решается этот вопрос, например в имущественных спорах применяется закон места совершения сделки, закон места нахождения имущества). Для конституционного права важ­ны привязки, определяющие, какой закон применяется к иностран­цу — национальный или закон местожительства.

В российском законодательстве коллизионные нормы содержатся в гражданском, семейном праве и в законодательных актах других от­раслей права.

• Стадия решения дела и документального оформления принятого решения.

Решение юридического дела — это завершающая фаза, итог при­менения права. Его результат — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения, заклю­чения и т. д.

• Следующая стадия правоприменительной деятельности — это реализация норм права в конкретных правоотношениях.

Под реализацией норм права понимается поведение граждан, иных лиц, государственных органов, соответствующее нормам права, или, иначе говоря, правомерное поведение. Нормы права, закрепленные ими субъективные права и обязанности воплощаются в конкретных действиях, поступках. Тем самым достигается конечная цель правового регулирования: В обществе создается система отношений, правовые порядки, которые желал видеть правотворческий орган, принимая со­ответствующую норму права.

Реализация норм права — это воплощение предписаний государ­ственных органов, должностных лиц в реальной деятельности субъек­тов права, превращение их требований в правомерное поведение.

Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими, управомочивающими.

Они воплощаются в соответствующем поведении. Реализация их в конкретных отношениях осуществляется в четырех формах: соблю­дении, использовании, исполнении и применении.

Соблюдение — это форма реализации норм права, когда граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом дей­ствий. Установленные законом уголовные, административно-правовые и иные запреты не реализуются.

Использование права — форма реализации норм права, когда граж­дане, иные лица используют предоставленные им субъективные права в виде дозволений или правомочий. Субъект по своему желанию реа­лизует предоставленные права собственными действиями либо вступа­ет в конкретные правоотношения.

Исполнение — форма реализации норм права, когда граждане, иные лица исполняют возложенные на них обязанности. Субъект со­вершает действия, прямо предусмотренные нормой права. Обязан­ность признается исполненной при условии, что она выполнена во­время, в надлежащем месте и надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и ее ненадлежащее исполнение, признается правонарушением и влечет за собой применение юридической ответ­ственности.

Результаты правореализации — это конечный итог правомерного поведения субъектов, который и следует рассматривать в качестве со­циально ценных последствий. К ним можно отнести издание правово­го акта, наступление предусмотренных правом последствий, удовле­творение законных интересов субъектов, пользование материальными и духовными благами и т. д.

Таким образом, применение права — это осуществляемая в уста­новленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, а также на то уполномоченных общественных объединений по созданию юри­дических фактов, развитию новых отношений и событий путем реали­зации властных полномочий. Главным принципом правоприменитель­ной практики является властный исполнительно-распорядительный характер деятельности, осуществляемый в определенных процессуаль­ных формах.

Изложенный материал можно представить следующей схемой:

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц

исполнительной власти, разрешение конкретных управленческих дел

на основе соответствующих правовых норм

— установление фактических обстоятельств дела

— выбор соответствующей нормы права, которую можно применить для решения определенного вопроса

— толкование правовой нормы

- принятие индивидуального акта

— реализация акта и применение нормы права




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.