Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспроизводственный подход




Пространственно-временной подход

История формирования данного подхода насчитывает несколь­ко поколений в развитии научной мысли. Первое упоминание от­носится к XIX веку, а именно к немецкой классической школе, родоночальниками которой считаются К. Риттер и А. Геттнер, ко­торые сформировали главные понятия «пространственной науки», опираясь, главным образом, на географию.

В XX веке исследованием проблемы пространственных закономерностей занимались как зарубежные (А. Леш, Р. Харштон и др.), так и советские ученые. Например, советский ученый Б.Б. Родман утверждал, основываясь на свой позиционный прин­цип функционирования объектов в геопространстве, что экономи­ческий уровень развития регионов зависит преимущественно от их местоположения. Здесь подчеркивается положение относительно центров роста науки, производства и т.д. Б.Б. Родман исходил из того, что существует «локальный оптимум», в котором все объек­ты функционируют наиболее эффективно. Находясь за пределами этого оптимума, объекты находятся под давлением силы («пози­ционным давлением» или «давлением места»), что заставляет наи­более активные объекты изменять свое местоположение, а непри­способленные к изменениям объекты исчезать. Следует заметить, что данный позиционный принцип носил чисто теоретический ха­рактер.

Данный вопрос рассматривается и в рамках теорий Лундской школы в Швеции, согласно которой пространственно-временная организация предполагает синтез людей и природы или социаль­но-географического пространства. Такое единство базируется на разуме каждого отдельного человека и мировой цивилизации в це­лом. Согласно теории, необходимо преодолеть все внутренние разногласия, противоречия (политические, религиозные, расовые и др.), что является сложной задачей, так как общество и природа не Могут развиваться в гармонии.

Данный подход основывается на рассмотрении формирования единых региональных комплексных систем, в которых взаимосвя­заны все подсистемы (внутренние элементы). Любая региональная система предполагает наличие своей внутренней структуры и эле­ментов. Например, «вертикальное» деление основывается на на­личии в народохозяйственном комплексе страны различных от­раслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и т.д.), в свою очередь, данные элементы народного хозяйства также под­разделяются на отрасли (отрасли промышленности: машинострое­ние, металлургия, легкая и др.), выделяют также межотраслевые комплексы (например, металлурго-промышленный). Деление по «горизонтали» предполагает выделение из любого регионального комплекса хозяйства города, поселка, области.

Основываясь на этом подходе, регионы функционируют и как единая система воспроизводства (предполагает наличие всех ста­дий воспроизводственного процесса) и как внутренний элемент макроэкономической воспроизводственной системы всей-страны.

Воспроизводственный подход ставит в качестве основной зада­чи региональной политики воспроизводство природных ресурсов, рабочей силы. В отношении природно-ресурсного потенциала ак­цент делается на его рациональном использовании и способности к самовоспроизводству, определяются отрицательные факторы влия­ния на окружающую среду для поддержания экологического рав­новесия в каждом регионе. Воспроизводство рабочей силы пред­полагает проведение грамотной социальной политики, в том числе демографической, миграционной, занятости населения и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.