Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология темы. Тема 2.4. Коммуникативная составляющая системы государственного (административного) управления




Тема 2.4. Коммуникативная составляющая системы государственного (административного) управления

Термин «коммуникация» (лат. communicatio — делаю общим, сообщение, передача) в смысловом аспекте социального взаимодейст­вия — это обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или инди­видуального) к другому посредством знаков, зафиксированных в материальных носителях.

Управленческие коммуникации — это целостная совокупность ин­формационных связей, взаимодействий между субъектами управленче­ской деятельности по вертикали, горизонтали и с внешней общественной средой.

В понятии «коммуникация» нужно видеть двойной смысл. Во-первых, оно фиксирует статику взаимодействия — например, aкт, письменный документ, несущий информацию, выполняющий функции; информативную, эмотивную (побуждает эмоции, мотивацию взаимодействия), в том числе правовой акт, выполняющий управленческую функцию (побуждает правоотношения) и через это устанавливающий и поддерживающий фактические контакты. Во-вторых, коммуникация — понятие, которое фиксирует динамику, процесс взаимодействия, контакты, отношения.

Взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная — это связи, независимые от характеристики отдельных личностей, опосредующие и контролирующие содержание и характер взаимодействия, это система официальных, служебных отношений, определяемых статусом должностного лица, предписаниями, инструк­циями, правилами, нормативными актами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием.

Субъективная сторона — это сознательное отношение людей друг к друг, основанное на индивидуальности. Люди придержи­ваются разных моделей поведения, разных социальных ролей.

Социальная роль — это модель поведения, направленная на выпол­нение прав и обязанностей, предписанных данному конкретному ста­тусу. Таким образом, статус дает статическую, а роль — динамиче­скую картину социального взаимодействия. В целом коммуникацию в системе управления нужно осознать как официально, юридически рег­ламентируемое целенаправленное движение индивидуальных субъектов управления к социальной общности при сохранении за этими субъектами определенной автономности, самостоятельности, самодеятельности, ин­дивидуальности.

Доказано, что на эффективность работы коллектива, сплоченность служащих оказывает влияние используемая в организации модель внутрикоммуникативных сетей (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Классификация коммуникаций

КОММУНИКАЦИИ
По месту возникновения возникновения По направленности По способу возникновения
Горизонтальные Вертикальные
Внешние Внутренние По месту внутри подразделения между подразделения По составу участников между руководителями между сотрудниками По направленности восходящие нисходящие По составу Руководитель-подчиненный Руководитель- коллектив Руководители различного уровня Формальные Внеформальные Неформальные

Коммуникативные сети подразделяются на централизованные и децентрализованные, т. е. в одних моделях вся коммуникация замы­кается на руководителе, в других она более или менее равномерно распределяется между всеми членами организации. Централизованные сети способствуют решению относительно простых управленческих задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем, а также уменьшают удовлетворенность работой у членов групп, сни­жают уровень коллективного единства, хотя и способствуют развитию лидерства. Структура коммуникаций представлены на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Структура коммуникаций

Специалисты-практики выделяют следующие основные причины неэффективной коммуникации:

1) недостаточное понимание руководителями важности коммуни­каций. Это особенно заметно у представителей высшего управленче­ского звена, они часто не считают нужным информировать о положе­нии дел в организации даже управляющих среднего и низшего звена, не говоря уже о рядовых работниках;

2) отсутствие у организации обратных связей, без чего невозмож­но обеспечить бесперебойность коммуникативных потоков. При нали­чии же обратных связей отправитель и получатель информации меня­ются коммуникативными ролями;

3) неблагоприятный психологический климат в коллективе;

4) личностные моменты: предвзятость отдельных работни­ков по отношению к мнению окружающих, всевозможные стереотипы в сознании и поведении, отсутствие интереса к информации, нару­шенное эмоциональное состояние и др.;

5) отсутствие единого понимания используемых понятий и терминов, символов, т. е. наличие семантических барьеров коммуникативного взаимопонимания и взаимодействия;

6) число людей, работающих в подразделении или организации в целом. Если количество персонала растет в арифметической прогрессии, то число взаимодействий между служащими растет в геометрической прогрес­сии. Для одного из 10 человек количество встреч достигает 45. При числе работающих 1000 человек число возможных взаимодействий один на один возрастает почти до 500 тысяч. И чтобы удовлетворить все коммуникативные потребности, необходима система соответст­вующей сложности. Выходом из подобного положения является упро­щение и сокращение аппарата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.