КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование как организационно-управленческая деятельность. В литературе даются различные формулировки планирования:
В литературе даются различные формулировки планирования: — это процесс определения соответствующих будущих действий через последовательность выборов этих действий; — это предвидение при одновременном формировании и осуществлении программ; — это процесс подготовки ряда решений для осуществления последующих действий, направленных на достижение целей предпочитаемыми средствами; — это способ логического преобразования намерений, фактических данных и предположений в пригодную для целедостижения политику. Любое из этих определений допускает, что у субъекта планирования есть четко сформулированные цели и возможность (условия, ресурсы) получить и использовать информацию для выработки политики. План — это специфический акт управления. Плановый акт — это решение, посредством которого определяются конкретные результаты (как задачи) для выполнения намеченной цели в какой-либо сфере деятельности (в экономической, социальной, хозяйственной или какой-либо иной) организации в течение установленного срока. Существо и содержание любого плана составляют плановые показатели. Их характерные черты: —они всегда адресны; —рассчитаны на определенный период, установленный срок; —имеют организационное значение, фокусируют внимание на решении важнейших задач; —исчерпываются однократным, хотя и длительным исполнением; —теряют силу по истечении планового периода независимо от исполнения; —не изменяют и не отменяют правовых норм; —отмечаются особым порядком (процедурами) изменения; —органически сочетаются с экономическим ресурсным обеспечением возможности их исполнения и стимулированием;
—не обеспечены сами по себе санкциями; —приобретают обязательную силу после утверждения в виде определенной системы показателей; — важно учитывать и соподчиненность многих плановых показателей (заданий) по уровням системы управления. Плановый акт принципиально отличается от нормы права: в нем нет и не может быть гипотезы. Плановый акт — это ненормативный, юридически обязательный к исполнению акт. Отрицание нормативного характера плана ни в коей мере не принижает статуса, авторитета, плана. Виды планирования. По методологии процесса планирования различают: • формальное планирование; • инкрементальное планирование (используется здравый смысл, чтобы произвести незначительные модификации существующих политик. Здесь полагаются на политические торги и компромиссы для достижения консенсуса); • системное планирование — более широкий подход, который базируется на совокупности количественных и качественных методов, на поиске соединения инкрементализма, оптимального и возможного планирования с учетом множества участвующих сил и отношений между ними. Формальное планирование. Сен-Симон, философ XVIII в. верил, что его эра провозгласит новый подход к планированию общественного порядка. Он представлял планирование как область действий не чиновников и политиков, а ученых и инженеров, которые обладают специальными знаниями объективно-рационального выбора при составлении планов будущего управления обществом. Формальное планирование — это путь мышления, когда планы определяются посредством «фактов», как они представляются, а не субъективными суждениями или интересами исследователя-аналитика. Ищутся решения, а не перспективы в проблеме планирования. Формальное планирование предполагает, что после того, как план составлен, его реализация будет естественно или механически следовать логике его формализации.
Слабость формального подхода состоит в пренебрежении человеческой стороной, не учитывается, что выбор желаемого будущего, по существу, обусловлен ценностями и часто конфликтен. Инкрементальное планирование — антитеза формальному. Отсутствие полных и совершенных знаний, ограничение интеллектуальной возможности специалистов по планированию, несовершенство информации о проблеме для глубокого анализа и др. привели к модификации формальной философии. Г. Саймон предложил концепцию ограниченной рациональности, она предполагает, что процесс отбора желательных состояний и планирования их реализации происходит в рамках внутренних ограничений вычислительных способностей человека. Другими словами, составитель плана стремится просто «удовлетворить», определить такой способ действия, который «достаточно хорош», чтобы произвести разумное совершенствование текущего состояния системы. Инкрементализм проявляет скептицизм в отношении человеческих интеллектуальных возможностей, намеренно ограничивает количество переменных величин и упрощает отношения между ними. Критерии, используемые при таким подходе, редко описываются в объективных и точно измеримых терминах (как при формальном подходе). Здесь важнее, чтобы все участники были согласны (например, депутатов заботит политический риск, связанный с различными налоговыми программами). Главное — договориться. Недостатки — чрезмерная вера во взаимное приспособление различных действующих сил (акторов), ибо на деле это гарантирует интересы наиболее мощных организационных сил, превалирующих над другими (иногда приводит к «выкручиванию рук в политике»). Упрощения инкрементальной модели обладают конкретным свойством становиться сверхупрощениями: не существует заранее определенного набора базовых ценностей, количественных показателей, не аргументируются «фундаментальные» решения, не корректируются принять политики. И результатом бывает: «хотели, как лучше (а что значит лучше и для кого?), а вышло, как всегда». Системное планирование. Проблемы при таком подходе не решаются, а скорее разрешаются и постоянно переопределяются через процесс их изучения. Планирование понимается не как дискретная деятельность, а как непрерывно развивающийся процесс. Подход предполагает, что будущее неопределенно и не может быть предсказано исходя из условий настоящего и прошлого. Акцент ставится на создание альтернативных сценариев будущего, с опорой на сегодняшнее.
Все данные прогнозов основаны на теории и контексте идей (субъективной интерпретации значения проблемы, которая есть у авторов системы). Например, проблема трущоб (грязных подъездов) в центральной части города может быть определена различным образом разными людьми. Для одних — это социокультурная проблема, возникшая из-за отсутствия интереса бедных жителей центральной части города поддерживать стандарты эстетики и санитарии. Для других — это проблема инфраструктуры, возникающая из-за фактического отсутствия благоприятных возможностей для работы жителей в своем районе и неудовлетворительных транспортных связей с местами работы. Для третьих — это проблема недостаточных побудительных мотивов у домовладельцев (квартировладельцев и съемщиков) содержать дома в хорошем состоянии и улучшать жилищные условия в районе. Это может, наконец, быть проблемой образования, дискриминации какого-либо этноса, расселенного в районе, либо истории (район традиционно грязный, окраинный, непрестижный). По-разному иногда оценивают и актуальность проблемы, масштабы ее взаимосвязи с другими. Принимая все это во внимание, специалист по системному планированию подходит к проблеме с несколькими допущениями. Главное допущение: 1) проблемы и их решения не остаются неизменными, а постоянно видоизменяются; 2) к формулировке проблемы привлекаются несколько акторов альтернативы и предпочтения которых могут быть множественными и конфликтующими. Появляется при этом вероятность того, что заданная альтернатива приведет к оптимальному результату; 3) структурирование проблемы не состоит в перечне фактов и цифр (как в формальной аналитике) и не возникает из представления предпочтений нескольких высокопоставленных ЛПР, как допускает инкрементализм. Планирование по уровню анализа проблем может быть определено в пространственных понятиях — в масштабах страны, локальное, региональное; во временных понятиях — долгосрочное, стратегическое, краткосрочное, тактическое. Конечно, уровень анализа является производным от предмета анализа.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |