Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество жизни: справедливость, доступность, ограничения 1 страница




Политические аспекты

Социальные аспекты

Этические аспекты

Центральной этической проблемой, связанной с качеством внедряемых инфор­мационных систем, является цель, которую вы преследуете при выпуске ПО или услуг, предназначенных для потребления другими пользователями. На каком осно­вании можно сделать вывод о достижении необходимого уровня качества ПО и пре­доставляемых услуг в технологическом и экономическом смыслах? Что вынуж­дает вас обратить внимание на качество ваших программ? Процедуры, выполненные в рамках тестирования, или функциональные характеристики?

Ведущая социальная проблема, относящаяся к качественным показателям ин­формационных систем, снова относится к области ожиданий: с точки зрения об­щественной выгоды целесообразно ли поддерживать у людей мнение, что систе­мы не подвержены сбоям и ошибки в данных просто невозможны? Хотим ли мы жить в обществе, где люди скептически настроены по отношению к данным, про­шедшим компьютерную обработку, не вызывает ли это определенной насторо­женности при отношении к новым информационным технологиям? Либо речь идет об определенной доле риска, по поводу которой следует информировать об­щество? Усиливая тревожные настроения в обществе по поводу ошибок в систе­мах, не препятствуем ли мы тем самым развитию всех систем, что в конечном ито­ге отражается на социальном уровне жизни всего общества?

Ведущим политическим вопросом, непосредственно связанным с качеством си­стем, являются законы об ответственности и обязательствах. Следует ли конгрес­су определять или направлять деятельность Национального института по науке и технологиям (National Institute of Science and Technology, NIST) в целях разра­ботки стандартов качества (аппаратные и программные средства, а также обеспе­чение качества данных) и внедрять эти стандарты в промышленность? Или же промышленные ассоциации должны заниматься разработкой стандартов каче­ства отраслевому признаку? Или следует, чтобы конгресс ожидал, пока рынок программного обеспечения сам не отрегулирует уровень запросов к качеству, тем самым устраняя из обращения системы низкого качества? Следует отметить, что подобный подход грешит определенными недостатками (например, если рознич­ные торговцы будут поддерживать системы низкого качества, у заказчиков не останется альтернативного выбора).

Негативные социальные последствия при внедрении информационных техноло­гий и систем начинают накапливаться вместе с ростом технологических возмож­ностей. Многое из этого социального негатива не имеет отношения ни к наруше-

ниям прав личности, ни к преступлениям против норм собственности. Однако эти негативные последствия приносят много вреда отдельным членам общества, всему обществу и политическим институтам. Компьютеры и информационные технологии могут потенциально нивелировать ценности, лежащие в основе куль­туры и всего общества, даже при условии определенных общественных выгод. Существует ли баланс хороших и плохих последствий реализации в обществе информационных систем, кто несет ответственность за негативные последствия этого процесса? Затем будут кратко охарактеризованы негативные социальные последствия внедрения систем, учитывая позиции индивидуума, социума и по­литической надстройки.

Баланс между «сильным» центром и периферией

На ранних этапах развития информационных технологий существовали огром­ные, централизованные компьютеры — мейнфреймы. С помощью этих машин вся мощь сосредоточивалась в штаб-квартирах корпораций, а также в столице стра­ны, что приводило к формированию обществ типа общества Большого Брата, описанного в романе Дж. Оруэлла «1984 год». Затем начался процесс децентра­лизации компьютерной технологии, усиленный идеологическими установками, направленными на установление «доверительных» отношений с тысячами слу­жащих. Проходил также процесс децентрализации и в вопросах принятия решений, все больше полномочий передавалось инстанциям низшего уровня, уменьшалась централизованная мощь крупных институтов. И все же элементы доверительно­го отношения к служащим, описанные в популярных бизнес-журналах, имеют оттенок тривиальности. Служащие, занимающие невысокие посты, могут смело принимать лишь решения, не имеющие определяющего значения в жизни корпо­рации. Ключевые политические решения должны диктоваться из единого центра, как и раньше.

Высокий темп изменений: все меньше времени на перестройку в конкурентной борьбе

Информационные системы помогают сформировать более эффективные нацио­нальные и интернациональные рынки. Современное, более эффективное обще­ство, управляемое глобальным рынком, сокращает привычные социальные резервы, которыми много лет пользовались бизнесмены для преуспевания в конкурент­ной борьбе. Основанная на «опережении во времени» конкуренция имеет и нега­тивную сторону: бизнес, которым вы занимаетесь, не оставляет времени для фор­мирования глобальных ответов конкурентам, обычно в течение года, пока идет производственный процесс, бизнес завершает свое существование. Возникает риск образования обществ, функционирующих строго «по календарному графи­ку», а также «повсеместных рабочих мест и сред» (например, дома и в отпуске).

Поддержка ограничений: семья, работа, досуг

Частично эта книга создавалась в то время, когда авторы находились в поездах и самолетах, в период отпусков, семейного досуга, за счет времени, обычно уделяе­мого семье. Опасность, связанная с вездесущим компьютером, дистанционным присутствием на рабочем месте, компыотербм-кочевником и компьютерной ере-

дой «делаем все и всюду», состоит в том, что все эти перечисленные возможности могут стать реальностью. Если это случится, значительно снизится значение тра­диционных границ, отделяющих рабочее время от времени, посвященного семье и досугу. И хотя уже вошло в традицию, что писатели работают почти всюду (пор­тативные пишущие машинки известны уже почти сто лет), появление информа­ционных систем наряду с ростом объемов умственного труда приводит к тому, что все большее число людей трудятся тогда, когда они должны играть или под­держивать отношения в семье и с друзьями. «Рабочий зонтик» сейчас охватывает значительно больший промежуток времени, чем традиционный восьмичасовый рабочий день.

Последствия этих преобразований связаны с четко очерченными рисками для индивидуума. Исторически сложилось так, что семья и друзья служат мощной опо­рой личности, они помогают поддерживать баланс в обществе, сохраняя в непри­косновенности устои «частной жизни». Именно в этой среде проще всего собраться с мыслями, обдумать взаимоотношения в рабочем коллективе и помечтать. Зависимость и уязвимость

В настоящее время и бизнес, и деятельность правительств, школ, приватных ассо­циаций, таких как церкви, в огромной степени зависят от информационных си­стем. Вследствие этого возрастает уязвимость этих организаций при наличии сбо­ев в системе. Имеет место следующий парадокс. При наличии такой повсеместно распространенной системы, как, например, телефонная связь, не следует забы­вать о том, что в данном случае отсутствуют регулятивные силы либо общепри­нятые стандарты, как это принято при обращении с телефоном, электричеством, радио, телевидением либо другими имеющими общественную ценность техноло­гиями. Отсутствие стандартов и критический режим функционирования некото­рых системных приложений, возможно, послужат весомым основанием для фор­мирования национальных стандартов, а возможно, и общественного контроля со стороны общества.

Компьютерные преступления и злоупотребления

Большинство новых технологий, появившихся в индустриальную эру, создают плодотворную среду для нарушения законности в обществе. Технологии, вклю­чая компьютеры, создают новые ценности, за которыми ведется охота, формиру­ются новые методики хищений, а также значительно увеличивается возможность нанесения вреда всему обществу. Компьютерное преступление представляет со­бой незаконные действия, реализованные с помощью компьютера или направлен­ные против компьютерной системы. Компьютеры или компьютерные системы могут служить объектом преступления (нарушение работы компьютерного цент­ра или искажение компьютерных файлов компании), а также могут быть инстру­ментом преступления (кража компьютера приводит к нелегальному доступу к ком-

обманным путем суммой, равной $16 тыс. Они вели несуществующие про­дажи на web-сайтах eBay, Yahoo, а также на других сайтах, предлагали ком­пьютеры для аукциона, которого никто не проводил, за что покупатели выплатили им тысячи долларов (Angwin, 2000).

♦ Тимоти Ллойд (Timothy Lloyd), бывший главный администратор компью­терной сети компании Omega Engineering Inc. из Бриджпорта (штат Нью-Джерси), обвинялся в создании «логической бомбы», уничтожившей все программное обеспечение фирмы 30 июля 1996 г. «Логическая бомба» пред­ставляет собой злонамеренную программу, запускаемую в определенное время. В результате компания потерпела ущерб в размере $10 млн. Пово­дом послужило то, что Ллойда накануне уволили с работы. Федеральные обвинители также обвиняют Ллойда в краже компьютерного оборудова­ния на $50 тыс., куда входит и устройство резервирования на магнитной ленте, которое помогло бы в компании Omega восстановить утерянные файлы (Chen, 1998).

В общем случае наиболее разорительные компьютерные преступления совер­шены служащими самой компании, поскольку они имеют достаточный объем зна­ний, доступ, а часто и связанные с работой мотивы для совершения подобных преступлений.

Конгресс отреагировал на прецеденты компьютерной преступности в 1986 г., выпустив два документа: Computer Fraud и Abuse Act. Признано незаконным по­лучение доступа к компьютерной системе без идентификации. Большинство шта­тов располагают аналогичными актами, европейские государства имеют похожие статьи законодательства. Другие законодательные акты относятся к прослушива­нию телефонных переговоров, мерам по пресечению мошенничества и устанав­ливают правила конспирации независимо от используемой технологии. Все эти законы также имеют отношение к компьютерным преступлениям.

Легкость использования и доступность Интернета создают дополнительные возможности для компьютерных преступлений и злоупотреблений. В табл. 15.5 описаны некоторые наиболее известные области, где Интернет может использо­ваться незаконным образом либо злонамеренно.

Занятость: вымывающая технология и потеря рабочих мест при реинжиниринге

Реализация реинжиниринга (гл. 10) обычно приветствуется в сообществах, осна­щенных информационными системами, как крупное достижение новой инфор­мационной технологии. Время от времени вспоминают, что редизайн бизнес-процессов может привести миллионы менеджеров среднего звена и конторских служащих к потере своих рабочих мест. Один экономист не без юмора заметил, что скоро сформируется общество, состоящее из небольшой «высокотехнологи­ческой элиты из корпоративных профессионалов... и нации, представленной людь­ми, постоянно лишенными работы» (Rifkin, 1993).

Другие экономисты более оптимистично относятся к потенциальной возмож­ности потери рабочих мест для многих членов общества. Они высказывают уве­ренность в том, что хорошо подготовленные и образованные работники, освобож­денные от своих обязанностей, смогут быть успешно заняты на других участках

быстро развивающейся промышленности. Но остаются работники сферы «синих воротничков», а также люди старшего возраста, менее подготовленные менедже­ры среднего звена. Трудно представить, чтобы эти группы служащих легко мож­но было переподготовить для выполнения высококвалифицированной (высоко­оплачиваемой) работы. И только при проведении тщательного планирования, учитывающего интересы служащих, компании смогут перестроить работу с ми­нимальными потерями среди работников.

Вопросы социальной справедливости и общественного равенства: усиление расового и классового расслоения

Все ли граждане имеют одинаковые возможности в век новых информационных технологий? При реализации технологии информационных систем будет ли со­кращаться существующее в Америке экономическое, социальное и культурное неравенство? Либо расслоение общества будет нарастать, предоставляя новые преимущества состоятельным гражданам перед другими членами общества?

На эти вопросы трудно дать исчерпывающие ответы, поскольку плохо изуче­но влияние системных технологий на различные общественные группы. Извест­но, что различные общественные группы, отличающиеся по социальному либо расовому признаку, имеют неодинаковые возможности доступа к таким ресур­сам, как информация, знания, компьютеры и многим другим источникам инфор­мации. На рис. 15.3 показаны отличия в использовании Интернета для общест­венных групп с разным уровнем доходов; а также имеющих различную расовую

принадлежность. Если на социальном уровне оставить этот факт без внимания, вероятнее всего, сформируется общество, определенная, достаточно обеспечен­ная часть которого будет иметь доступ к информации во всех ее видах, обладать компьютерной грамотностью и проявлять соответствующие умения, в то же вре­мя образуется большая группа людей, для которых все эти блага цивилизации останутся недоступны.

Группы, защищающие общественные интересы, стремятся уменьшить подоб­ное «компьютерное расслоение», превращая информационные компьютерные службы, включая Интернет, в услуги, доступные «практически каждому», анало­гично тому как сейчас это происходит с телефоном. Поправка к Закону о теле­коммуникациях от 1996 г. (Telecommunications Act of 1996) расширяет возмож­ности для дерегуляции телекоммуникаций. Для школ и библиотек выделяются субсидии, что позволит гражданам из любых общественных групп получать до­ступ к инструментарию информационной технологии. Но это только частично решит описанную проблему.

Риски для здоровья: RSI, CVS и технострессы

Самым распространенным профессиональным заболеванием на сегодня является синдром повторных стрессов. Диагноз RSI диагностируется, когда группы мышц перегружаются при частом выполнении повторяющихся действий с большими нагрузками (например, при игре в теннис) либо при выполнении десятков тысяч повторяющихся действий с небольшими нагрузками (такими, как работа на кла­виатуре компьютера).

Самым крупным источником RSI являются компьютерные клавиатуры. По­чти 50 млн американцев используют компьютер на работе. Наиболее широко рас­пространенной разновидностью RSI, связанной с работой на компьютере, явля­ется кистевой туннельный синдром, при котором сдавливание срединного нерва костью кистевой структуры запястья, получившей название кистевого туннеля, формирует болевые ощущения. Сдавливание возникает при постоянном выпол­нении нажатий на клавиши: в течение одной смены текстовый процессор может отреагировать приблизительно на 23 тыс. нажатий на клавиши. Среди симптомов кистевого туннельного синдрома наблюдаются неподвижность кисти, приступы боли, невозможность выполнения хватательных движений и покалывание в об­ласти кисти. Миллионы работников обращаются к врачу с подобными жалобами, и довольно часто диагностируется именно это заболевание.

Однако заболевания RSI можно избежать. При разработке рабочих станций следует предусмотреть условия для спокойного расположения кисти (для под­держки кисти используется специальная подставка), для правильной установки монитора, а также обязательный упор для ног. Все это способствует формирова­нию правильной осанки и снижает вероятность возникновения синдрома RSI. Хорошо зарекомендовали себя новые эргономичные клавиатуры, хотя эффектив­ность их применения еще оспаривается. Эти меры должны дополняться введени­ем частых перерывов в работе, сменой форм деятельности для служащих и заме­ной механического набора данных набором данных с помощью голоса или путем применения сканера. Синдром RSI представляет серьезную угрозу работе менед­жеров, как показано в «Окне управления».

Синдром RSI не является единственным профессиональным заболеванием, связанным с компьютером. В результате недостаточно эргономичного дизайна для рабочих станций частыми становятся жалобы работников на боли в спине и в области шеи, отечность ног и боли в ступнях.

Синдром нарушений зрительного восприятия связан с перенапряжением глаз при пользовании экраном компьютера. Обычно наблюдаются временные симп-

томы, среди которых головная боль, нечеткость видения, сухость и раздражение глаз.

В последнее время появились сведения о новом расстройстве, связанном с ра­ботой на компьютере. Речь идет о так называемом технострессе. Симптомами этого заболевания являются ухудшение общего состояния организма, повышен­ная раздражимость, нетерпимость к другим людям и даже враждебность. По мне­нию экспертов, причина подобных состояний в том, что при непрерывней работе с компьютером поведение других людей и общественных институтов рассматри-

вается как компьютерная деятельность, предполагающая немедленный отклик, проявление предупредительности и отсутствие эмоций. Работники, проводящие много времени за компьютером, испытывают дискомфорт при задержке вызова в процессе телефонного звонка, возмущаются и беспокоятся, если ПК немного медленнее выполняет задание. Симптомы техностресса проявляются в высших эшелонах персонала отраслей компьютерной промышленности, часто встречают­ся на ранних этапах восстановительного процесса после интенсивной компью­терной деятельности и при усиленном употреблении наркотиков и алкоголя.

Размах распространения заболеваемости технострессом неизвестен, но впол­не вероятно, что ему подвержены миллионы граждан США, причем количество заболевших неуклонно возрастает. Виды деятельности, связанные с компьюте­ром, находятся сейчас в верхней части списка профессиональных заболеваний, который поддерживается в нескольких промышленных государствах на основе статистических данных по здравоохранению.

Недостаточно проверены в настоящее время данные о профессиональном об­лучении, связанном с радиацией, исходящей от компьютерных дисплеев. Видео­терминалы продуцируют неионизированные электрические и магнитные поля низких частот. Это излучение воздействует на тело человека, приводя к неизвест­ным пока эффектам влияния на ферменты, молекулы, хромосомы и клеточные мембраны. Исследования, проводимые в течение длительного времени, ориенти­рованы на уточнение влияния низкоуровневых электромагнитных полей на слу­чаи появления на свет детей с врожденными дефектами или малым весом, частоту стрессовых состояний и другие заболевания. Все производители дисплеев на­чиная с 80-х гг. прошлого столетия придерживаются стандартов по сниженным уровням радиоактивного излучения, а в некоторых европейских странах, напри­мер в Швеции, приняты стандарты, ограничивающие уровни жесткой радиации.

Компьютер становится частью нашей жизни, как личной, так и социальной, культурной и политической. Сомнительно, чтобы в процессе дальнейших пре­образований нашего мира с помощью информационных технологий легко разре­шались связанные с их реализацией вопросы. С расширением возможностей Интернета, информатизацией экономики и наступлением столетия цифровых технологий обостряются описанные выше этические и социальные проблемы.

Управленческие изменения: корпоративный кодекс этики

Некоторые корпорации разработали имеющие большие перспективы корпоратив­ные IS-кодексы этики. К ним относятся: Federal Express, IBM, American Express и Merck and Co. Но большая часть фирм не разрабатывает подобных кодексов, оставляя своих служащих в неведении относительно корректности их поведения. Ведется спор относительно целесообразности общего кодекса этики в противовес кодам этики для отдельных информационных систем. Менеджерам следует при­лагать усилия к разработке IS-специфического набора этических стандартов, описывающих пять моральных аспектов:

♦ Информационные права и обязанности. В кодексе следует осветить такие темы, как частная собственность на электронные сообщения служащих, проведение мониторинга деятельности на рабочем месте, отношение к кор­поративной информации и политики, описывающие отношение к инфор­мации заказчиков.

Права и гарантии собственности. В кодексе должны найти отражение та­кие темы, как лицензирование программного обеспечения, вопросы соб-

димо детализировать потенциальные ответственности служащих офисов и корпораций.

• Качество системы. В кодексе следует описать общие уровни для качества данных и системных ошибок, которые могут допускаться, с подробной ин­формацией, относящейся к определенным проектам. В кодексе необходи­мо описать требование о том, что все системы должны пытаться оценивать качество данных и иметь возможности по устранению системных ошибок.

• Качество жизни. В кодексе утверждается, что целью системы является по­вышение качества жизни клиентов и служащих путем достижения высо­ких уровней качества продукции, совершенствование методик по обслужи­ванию клиентов, удовлетворение запросов клиентов и улучшение условий жизни людей. Для этого применяются соответствующие эргономические подходы, проектируются рабочие потоки, а также более полно реализуется человеческий потенциал.

Резюме

1. Проанализируйте взаимосвязи этического, социального и политического ас­пектов, связанных с реализацией информационных систем. В информацион­ном обществе этические, социальные и политические аспекты тесно связа­ны друг с другом. Этические проблемы возникают перед индивидуумами, выбирающими направление действий, причем довольно часто два или боль­шее число этических принципов конфликтуют между собой (дилемма). Со­циальные проблемы вытекают из этических вопросов. В обществе необ­ходимо поддерживать намерения отдельных членов выбирать правильное направление действий, социальная проблематика связана с исследованием различных ситуаций и ожиданий, поддерживаемых в обществе, что позво­ляет индивидууму сформировать правильный стиль поведения. Политиче­ские проблемы выступают обобщением социальных и в основном относятся к законам, предписывающим форму поведения и создающим ситуации, в ко­торых индивидуумы ведут себя корректно.

2. Идентифицируйте основные моральные аспекты информационного обще­ства и рассмотрите варианты их разрешения в определенных ситуациях. Имеется пять основных моральных аспектов, связывающих вместе этиче­ские, социальные и политические проблемы в жизни информационного об­щества. Этими моральными аспектами являются: информационные права и обязанности, права и гарантии собственности, вопросы учета и контроля, качество системы и качество жизни.

3. Примените основные положения этического анализа к исследованию слож­ных ситуаций. Этический анализ представляет собой методологию из пяти этапов, применяемую для анализа ситуации. Этот метод предполагает иден­тификацию фактов, ценностей, определение заинтересованных сторон, их возможностей и последствий определенных действий. Применяя подобный подход, можно рассмотреть, каким этическим принципом следует «восполь­зоваться в данной ситуации, чтобы поступить правильно.

4. Контролируйте в процессе сотрудничества наличие определенных этических принципов. Для поддержки сотрудничества (и общения с другими людьми) можно пользоваться шестью этическими принципами. Эти принципы при­меняются независимо от культурных, религиозных и интеллектуальных традиций. Правила реализовать довольно затруднительно, они неприме­нимы во всех ситуациях. Среди этих принципов: золотое правило, катего­рический императив Иммануила Канта, правило Декарта об изменении, принцип утилитарности, принцип устранения рисков и этическое правило об «отсутствии бесплатных завтраков».

5. Разработайте корпоративные политики по этическим нормам сотрудниче­ства. Для каждого из пяти моральных аспектов корпорации разрабатывают положения этической политики, служащие индивидуумам в качестве ори­ентира и направляющие к верным решениям. Имеются следующие прило­жения подобных политик. Информационные права личности: разъясняйте корпоративные права личности и законность использования политик. Нор­мы собственности: уточните, как в корпорации относятся к авторским пра­вам собственников программного обеспечения. Вопросы учета и контроля: четко определите, кто несет ответственность и занимается регистрацией ин­формационных данных. Системное качество: идентифицируйте методоло­гии и стандарты качества, которые должны быть достигнуты. Качество жиз­ни: идентифицируйте корпоративные политики в области семейного права, компьютерных преступлений, методологии принятия решений, общих мер безопасности, увольнения с работы и рисков, связанных с потерей здоровья.

Ключевые термины

Обязанность; кистевой туннельный синдром (Carpal tunnel syndrome, CTS); ком­пьютерное злоупотребление; компьютерное преступление; синдром нарушений зрительного восприятия (Computer vision syndrome, CVS); файл cookie; авторское право; правило Декарта об изменении; надлежащая правовая процедура; этиче­ское правило «бесплатных завтраков не бывает»; этика; принципы FIP; категори­ческий императив Иммануила Канта; информационные права; интеллектуальная собственность; ответственность по закону; патент; частное право; профилирова­ние; вред; синдром повторных стрессов (Repetitive stress injury, RSI); ответствен­ность; принцип устранения рисков; спам; техностресс; коммерческая тайна; прин­цип утилитарности.

Контрольные вопросы

1. Каким образом связаны этический, социальный и политический аспекты? Приведите несколько примеров.

2. Какие направления в технологических сферах приводят к обострению эти­ческих проблем? t

3. В чем отличие между ответственностью, подотчетностью и обязанностью?

4. Какие пять шагов этического анализа вы знаете?

5. Идентифицируйте и опишите шесть этических принципов.

6. Что такое профессиональный кодекс сотрудничества?

7. Каково значение терминов «права личности» и принципы FIP?

8. Каким образом использование Интернета вступает в противоречие с защи­той прав личности?

9. Каковы три различных режима, используемых для защиты прав на интел­лектуальную собственность? Какие трудности при защите прав на интел­лектуальную собственность возникают при использовании Интернета?

10. Почему так трудно избежать сбоев в работе при использовании программ­ных служб?

11. В чем состоит основная причина возникновения проблем с системным ка­чеством?

12. Назовите и опишите четыре важных для «качества жизни» фактора, связан­ных с применением компьютеров и информационных систем.

13. Что такое техностресс и каким образом его идентифицировать?

14. Назовите три возможности, относящиеся к компетенции менеджеров, кото­рые уменьшают риск заболевания синдромом RSI.

Практический пример

Защита прав личности при обращении на web-сайт: стоит ли беспокоиться по этому поводу?

Интернет быстро становится одним из основных источником персональной ин­формации. Ясно, что в процессе регистрации для получения доступа к web-сайту или во время подписки на интерактивный информационный бюллетень открыто сообщаются персональные сведения, например имя, адрес, электронный адрес. Если вы обращаетесь к банку с помощью Сети либо присоединяетесь к инвести­ционному проекту посредством интерактивной брокерской фирмы, придется ука­зать большой объем персональных данных. Несмотря на то что вы предоставляе­те эти сведения добровольно, редко удается проконтролировать, каким образом они используются на сайте. Кроме того, на большей части сайтов ведется целе­направленный сбор персональной информации с помощью файлов cookie и дру­гих инструментов по сбору персональных данных у ничего не подозревающих посетителей web-сайтов.

После сбора подобных данных обычно они объединяются с другими данными, относящимися к индивидууму, а затем для маркетинговых кампаний разрабаты­ваются подробные профили предполагаемого поведения заказчиков. Многие ком­пании продают персональные данные для получения дохода. Компания Acxiom Corp. собрала данные о 176 млн пользователей, причем эти данные предназначе­ны для продажи. «Они преследуют нас успешнее, чем это удается правительству США», — заявил Антони Пикарди (Anthony Picardi), аналитик программного обеспечения корпорации International Data Corp.

Общественные институты, такие как больницы, школы и полицейские управ­ления, также собирают крупные массивы данных на своих клиентов (пациентов, студентов, граждан). Например, медицинские данные концентрируются во все больших объемах, в виде крупных баз данных. Многие медицинские учреждения находятся в частной собственности и могут без согласования с правительством продавать эти данные. Более того, организации могут приватизироваться, объ­единяться либо закрываться, и тогда данные оказываются в руках тех, кто стал собственником организации. Например, Федеральная комиссия по торговой дея­тельности (Federal Trade Commission, FTC) в июле 2000 г. выдвинула ряд претен­зий компании Toysmart.com, которая до банкротства занималась розничными про­дажами детских игрушек в Интернете. Информация о заказчиках рассматривалась как часть активов компании и предусматривалась реализация этих данных. Базы данных компании Toysmart.com содержали сведения об именах детей, днях их рождения, перечни предпочитаемых детьми игрушек. Частная политика фирмы гарантировала, что подобная персональная информация, добровольно предостав­ленная посетителями web-сайта, не будет использоваться посторонними. Преце­дент был создан, когда FTC заявила, что Toysmart.com может продавать информа­цию, относящуюся к торговой деятельности всей компании и включающую элементы приватных политик Toysmart. Две другие обанкротившиеся интернет-компании, Boo.com и CraftShop.com, также пытались продать приватную инфор­мацию о клиентах, такую как домашние адреса, номера телефонов, номера кре­дитных карточек и сведения о привычках по ведению шопинга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.