Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа научного управления. Модуль 1. Становление и развитие научного менеджмента




Модуль 1. Становление и развитие научного менеджмента

МОДУЛЬ 4. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Глава 4.1. Управление персоналом

4.1.1. Формирование трудовых ресурсов

4.1.2. Развитие трудовых ресурсов

Вопросы для самоконтроля:

Глава 4.2. Методы управления..

4.2.1. Административные методы

4.2.2. Экономические методы

4.2.3. Социально-психологические методы

Глава 4.3. Делопроизводство в учреждениях социальной сферы

4.3.1. Подготовка и оформление управленческих документов

4.3.2. Распорядительные документы.

4.3.3. Организационные документы

4.3.4. Информационно-справочные документы

4.3.5. Организация работы с документами

Вопросы для самоконтроля:

ГЛОССАРИЙ......................

ЛИТЕРАТУРА....................

ПРИЛОЖЕНИЯ...................

Гл ава 1.1. Подходы на основе выделения различных школ.

Первый научный курс управления, разработанный в 1881 г. американцем Дж. Вартоном, не нашел широкого практического применения и только спустя 35 лет стал использоваться в качестве учебной дисциплины.

В первой половине 20 века получили развитие различные школы управленческой мысли. Представители каждой полагали, что они нашли ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Несмотря на то, что каждая из школ нашла частично правильный ответ на вопросы управления в. ограниченных ситуациях, тем не менее, ученые внесли ощутимый вклад в науку менеджмент. Современные организации до сих пор используют некоторые концепции и приемы, предложенные данными школами.

В 1911 г. вышла в свет работа «Принципы управления» Ф.У.Тейлора, который по праву считается основателем теории современного менеджмента и системы научного управления, получивших название «тейлоризм».

Начальной фазой методологии научного управления являются анализ содержания работы и определение ее основных операций. На основе полученной информации рабочие операции изменялись с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатывались стандартные приемы их выполнения для повышения эффективности работы. Предполагалось, что количество времени, выделяемого на выполнение определенных заданий, должно быть реальным. При этом рабочим предоставлялся небольшой отдых и перерывы в работе. Руководство устанавливало нормы, которые могли быть выполнены, а тем, кто их перевыполнял, платили дополнительно.

Тейлор сделал вывод: главной причиной низкой производительности труда является не совершенность системы стимулирования рабочих. И разработал систему материальных стимулов. По утверждению Тейлора, награда представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому, кто хочет эффективно управлять человеком, Тейлор доказал, что если внести соответствующие усовершенствования в трудовой процесс и заинтересовать рабочего, то за отведенное время он сделает в 3-4 раза больше, чем в обычных условиях.

Таким образом, концепция научного управления, выдвинутая Тейлором - научное управление - организационная гармония, экономическая и психологическая целесообразность. Тейлор полагал: если труд во всех звеньях и участках производства организован на научной основе, т. е. на рабочем месте имеется все необходимое, применяются рациональные методы и приемы труда, установлены достаточно высокие нормы, то рабочее время будет употребляться с наибольшей пользой. Отсюда вытекает важнейшее следствие - повысить эффективность производства можно, лишь решая двуединую задачу разработки технико-организационных и социально-психологических методов управления. Управление стали рассматривать как самостоятельную область научных исследований.

Тейлор ввел в организацию управления два новых отдела:

1) плановое бюро занимается планирование – координацией заданий, снабжением рабочих документацией, инструментами, сырьем;

2) отдел кадров проделывает то же самое, но только с людьми.

Тейлор обнаружил «работу с прохладцей» (РСП) эмпирическим путем. Феномен РСП тесно связан с групповым поведением и состоит в том, что рабочие могут, но по тем или иным причинам не выполняют официальные нормы. В присутствии начальника они делают вид, что усиленно трудятся, а стоит ему удалиться, как они прекращают работать. Современные социологи называют этот феномен рестрикционизмом.

Тейлоризм получил развитие в трудах Г. Гантта, Ф. И Д. Гилбрет, Г. Эмерсона, Г.Форда и др. Американский инженер Генри Гантт (1861-1919 г.г.) изучал уже не отдельные операции и движения, а производительный процесс в целом. Он объяснял низкую производительность тем, что задачи и методы решения производственных процессов формулируются на основе сделанного ранее, или уже признанного мнения, как выполнять работу. Гантт поставил цель усовершенствовать механизмы функционирования предприятий путем обновления систем формирования задач и определения форм материального и морального стимулирования. Он также разработал систему плановых графиков, которые позволяют осуществлять контроль запланированного ранее, и составлять календарные планы на будущее. Гантт уделил внимание так же на систему заработной платы: ввел элементы повременной и сдельной форм оплаты. Он выдавал премии не только рабочим-рационализаторам, но и их непосредственным руководителям, если те поощряли рабочих вносить предложения. Основной принцип: побудить интерес в человеке научиться большему, чем может дать ему инструкция. Преимущество метода Гантта – в налаженной системе вознаграждений инноваций, недостаток состоял в том, что при его системе не предусматривалось обучение рабочих делать рацпредложения. Следует отметить, что Гантт подчеркивал ведущую роль человеческого фактора и высказывал убеждение, что рабочему должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности,

Значительный вклад в развитие менеджмента внесли супруги Гилбрет, которые в 20 годы прошлого столетия были активными сторонниками научного управления и искали оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Примером является сокращение числа движений каменщиков c 18 до 5, предложенное Френком Гилбретом, в результате чего производительность каменщиков возросла в несколько раз. Он высказал такую мысль: «В мире нет больших потерь, чем потери от бесполезных, плохо скоординированных и непроизводительных движений». Гилбрет первым применил фотоаппарат и кинокамеру для исследований движений работников, что позволило ему разработать так называемые самокарты., т. е карты цикла одновременно выполняемых микро движений.

Одним из видных последователей Тейлора является известный американский ученый Г. Эмерсон (1853-1931 г.). В 1912 г. вышла книга «Двенадцать принципов производительности». В этой работе он сформулировал широко известные в настоящее время 12 принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда:

1) отчетливо поставленные идеалы или цели;

2) здравый смысл;

3) использование компетентных консультаций;

4) дисциплина;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

7) диспетчеризация;

8) наличие норм и расписаний;

9) нормализация условий труда;

10) нормирование производственных и управленческих операций;

11) наличие стандартных инструкций;

12) вознаграждение за производительность.

Итак, Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.