Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС №24. Реорганизация высшего государственного управления в России в I четверти XIX в




3. Император Александр I. Первая четверть XIX века – это эпоха правления Александра I (1801 –1825 г.г.). Александр Павлович родился 12.12.1777 года и умер 19.11.1825года. Император Всероссийский с 12.03.1801 года по 19.11.1825 года.Александр I - старший сын императора Павла I и его второй жены императрицыМарии Федеровны. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (вправославии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией русскогообщества, но не была любима мужем. Он взошел на престол в результате заговора, при котором был убитимператор Павел I. Этот период истории России характеризуется борьбой двухнаправлений во внутренней политике: либерального и консервативного.Вдохновителем либерального, господствовавшего в 1810 – 1810 г.г. и 1815 –1820 г.г. был М. М. Сперанский, сторонник идеи правового государства,ограничения самодержавия рамками закона. Сам Александр I, воспитанныйшвейцарским политическим деятелем Ф. С. Лагарпом, приглашенным ЕкатеринойII, республиканцем по убеждению, который внушал идеи либерализма будущемуимператору, в молодые годы увлекался идеями Монтескью и Руссо. Александр был умен, и во время своего правления не мог не считатьсяс духом времени, и в первую очередь с влиянием идей Французской революции.Более того, некоторые из этих идей он использовал в своей государственнойдеятельности. С воцарением нового монарха были связаны надежды на проведениелиберальных реформ в России, отказ от деспотических методов правления,свойственных императору Павлу I. Однако теоретические мысли о свободе иравенстве он не отделял от самодержавной формы правления. Половинчатостьстала особенность преобразований Александра I. 4. Реформы в государственном управлении. Система государственного управления Российской империи в начале XIX века. Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществитьрадикальную реформу политического строя России путем создания конституции,гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Онсознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидациисамодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако онтакже понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, вединомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со сторонызаговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининскихстариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, чтоуправлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля1801 был создан Непременный (Государственный) совет — законосовещательныйорган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя.Председатель совета и его члены назначались самим царем. Он централизовалзаконодательную деятельность, упорядочил введение новых юридических норм.Таким образом, в ходе реформ, структура власти в России максимальноприблизилась к европейской. Наряду с выделением судебных органов, котороепроизошло при Екатерине II, теперь оформилась исполнительная власть ипоявились зачатки будущей законодательной. Хотя все ветви власти и былизамкнуты на императоре, а законодательной, как самостоятельной сферыполитической деятельности, еще не существовало, Россия сделала новыйзначительный шаг к разделению властей. Однако общество по прежнему не имелоникаких каналов влияния на систему власти и полностью зависело отбюрократии. Были предприняты не6которые меры по борьбе с бюрократией. Так в1809 году был принят указ царя о введении экзамена на чин. От экзаменаосвобождались те чиновники, которые закончили университет в России. Костальным предъявлялись следующие требования: знание русского языка иодного из иностранных, владение основами естественного, римского игражданского права, уголовного права, знания по истории России и всемирнойистории, овладение основами естествознания, математики, географии и физики.Этот указ был воспринят с неудовольствием. Но, к сожалению, принятые мерыне были достаточно эффективными. 5. Попытки проведения реформ в земельном укладе страны. Необходимость изменения в земельном укладе страны также былаочевидна. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проектуказа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понятьимператору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян иприведет к новому государственному перевороту. После этого Александрсосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих «молодыхдрузей» (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н.Новосильцев). Ко времени коронации Александра (сентябрь 1801) Непременнымсоветом были подготовлены проект «Всемилостивейшей грамоты, Российскомународу жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных(свобода слова, печати, совести, личная безопасность, гарантия частнойсобственности и т. д.), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запретпродажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян упомещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектовобнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и врезультате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишьобъявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки.Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах», согласно которому помещикимогли отпускать крестьян за выкуп и закреплять за ними землю всобственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. В1804 – 1805 годах была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях.Эти преобразования свидетельствовали о серьёзных намерениях императора.Однако результаты первой меры были ничтожны, так как её осуществлениеосновывалось на доброй воле помещиков, а вторая реформа осталась локальной. Таким образом, крепостное право сохранилось. С введением военныхпоселений на казенных землях ряда губерний ухудшилось положениегосударственных крестьян. Фактически они потеряли личную свободу, должныбыли жить в одинаковых домах, по команде вставать, выходить на работу иложиться спать. Положение же помещичьих крепостных было еще хуже. Вособенно тяжелом положении была деревня. Рост задолженности помещиковпривел к тому, что к 1859 году в государственных кредитных учреждениях былозаложено 65% всех крепостных крестьян.[2] 6. Реформа системы образования. В 1803 году был утверждено новое положение об устройстве учебныхзаведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней –приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнениек московскому университету было основано еще пять: Дерптский, Виленский,Харьковский, Казанский, Петербургский. Санкт-Петербургский университет,один из центров науки и культуры России, был основан в 1819 году на базеГлавного педагогического института. Официальное открытие университетасостоялось в 1820 году. Он разместился в бывшем здании Двенадцати коллегий,построенном на Васильевском острове еще при Петре I. Первоначально вуниверситете было три факультета, а в 1854-1914 гг. - четыре факультета:историко-филологический, философско-юридический, физико-математический ивосточный. С 1860 года в университете действовали курсы для подготовкиучителей средней школы. За первые 50 лет существования университета полныйего курс окончили свыше 2 тыс. человек. По Уставу все университеты получили значительную автономию: правовыбирать ректора и профессоров, самостоятельно решать свои хозяйственныевопросы. В том же 1804 году был издан достаточно либеральный по характеруцензурный устав. Надо отметить, что правление Александра I отличалось самойширокой веротерпимостью. Важно отметить, что теперь в учебные заведениямогли быть приняты представители всех сословий, на низших ступенях обучениебыло бесплатным, то есть оплачивалось из государственного бюджета. 7. Реформа системы государственного управления. В 1802 году созданные еще при Петре I коллегии были замененыминистерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра. Это былоочень важно для развития западного (капиталистического) уклада. Началосьсоставление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита,бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно передимператором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Длясовместного обсуждения министрами второстепенных дел был создан Комитетминистров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров,просуществовавший до 1917 г.). Первоначально было образовано восемьминистерств: военное, морское, внутренних дел, иностранных дел, юстиции,финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народногопросвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количествоувеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Эта меразавершила процесс разграничения функций органов государственногоуправления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, сменеколлегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров передимператором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В Россииначала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей отмилости царя и получаемого за службу жалованья. Изменения в системе государственного управления не могли неотразится на положении православной церкви которая во многом была частьюгосударственного аппарата. Высшее церковное правительство – Синод – посвоему устройству было подобием петровских коллегий: поскольку во всехотраслях государственной жизни утвердилось единозначие, пришедшее на сменуколлегиальности, то подобные процессы не могли не затронуть и сферуцерковного управления. Здесь единовластным начальником становитсягосударственный чиновник – обер-прокурор, который в XVIII веке лишьнаблюдал за действиями и законностью решений Синода. В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и сталнаходить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшемокружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и несвязанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А.Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военнымминистром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработкунового проекта государственной реформы. 8. Проект М. М. Спиранского об общественно-политическом устройствеРоссии. М. М. Сперанский был видным политическим деятелем тех лет. Сынбедного сельского священника, он обладал блестящими способностями и вкороткий срок сделал стремительную карьеру и в 1807 году стал ближайшимсоветником императора. Свой проект коренной реформы общественно-политического устройства России он изложил в документе, который назывался«Введение к уложению государственных законов» (1809 г.). Он предложил: 1. Внести в закон понятие политических и гражданских прав, но не для всех. Крепостным крестьянам, помещичьим рабочим по найму, домашним слугам не предполагалось предоставить гражданские права. Но, в то время и на Западе еще было далеко до всеобщности гражданских прав, а в Америке существовало рабство. Важно то, что возможность влиять на систему власти получили бы не только высшие, но и средние слои. 2. Обеспечить разделение властей и общества, обладающего гражданскими правами, к управлению. Судебная власть признавалась полностью независимой и подчинялась Сенату. Законодательную власть должны были представлять выборные местные думы и центральна Государственная дума. Исполнительная же власть подчинялась законодательной. Она была представлена министерствами в центре и местными органами управления внизу. Средоточием всех властей являлся император. 3. Провозглашалось правовое государство, то есть правит закон, а не люди. 4. Предполагалось ввести выборность чиновников, а из этого следовала их ответственность перед обществом. Вся система государственного управления, по этому проекту, строиласьснизу вверх. Предполагалось, что население будет выбирать местные думы.Собираясь раз в три года, думы в свою очередь, должны выбирать членовправления, которым предлагалось вести местное хозяйство до следующегособрания, а также выбирать представителей в вышестоящие думы (волостная -в окружную, окружная – в губернскую, губернская – в центральную). Доказываянеобходимость подобной реформы, М. М. Сперанский утверждал, что Россиядвижется к неминуемой общественной катастрофе, о чем свидетельствуетпадение престижа власти в народе. Но характерно то, что М. М. Сперанский непредусматривал отмены крепостного права, однако взаимоотношение крестьян спомещиком предполагалось регламентировать законом. Но, к сожалению, этотпроект остался только на бумаге. Практически, проект Сперанского предполагал фактическоепреобразование России в конституционную монархию, где власть государя былабы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практикаприравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательныйценз для гражданских чиновников. 9. Учреждение Государственного совета. 1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменившийНепременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочияГосударственного совета будут затем сужены после учреждения Государственнойдумы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенныеСперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализацияпервой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 былозавершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывалсильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи,стремившихся не допустить радикальных реформ. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России:усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией. Россия, будучи в составеантинаполеоновской коалиции, была в состоянии войны с Францией с 1805 г. ВЕвропе находились российские войска, которые принимали участие в военныхдействиях, но Франция неизменно одерживала победу над ними. В 1807 году вТильзите был заключен мирный союзный договор между Россией и Францией. Всеэти обстоятельства нанесли серьезный удар по международному престижу Россиии патриотические чувства русских были оскорблены. Необходимость подготовкик войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельностьСперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявитьнаполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссамАлександр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил егов отставку и сослал сначала в Нижний Новгород, а затем – в Пермь (впоследствии он был помилован). Император, весьма ревниво относившийся ксвоей власти, не был готов к новым идеям своего советника. 10. Военная реформа. Ведение военных поселений. В 1816 году началась военная реформа. Александр, желая сократитьрасходы на содержание армии, начал введение военных поселений. Военныепоселения должны были заниматься одновременно земледелием и военнойслужбой. Они, как уже было сказано, обязаны были жить в одинаковых домах,по команде вставать, выходить на работу и возвращаться домой. По приказуначальства они должны были и вступать в брак. Военные поселения былисозданы на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской,Харьковской губерний. Начальником военных поселений стал А. А. Аракчеев(1769 – 1839 г.г.), человек преданный царю, послушный и бездушныйисполнитель монаршей воли, любимец царя, беспощадный и жестокийадминистратор. Военные поселения стали символом реакции того времени, так как ктяжести военной службы добавлялась тяжесть сельского труда, умноженнаямелочной уставной регламентацией всех сторон жизни.. Введение военных поселений вызвало сопротивление крестьян, и дажепривело к ряду восстаний: так в 1817 году произошло крупное восстание вНовгороде, а в 1819 году - в Чугуеве. В 1820 году с протестом против муштрыи жестокого обращения командиров выступил гвардейский Семеновский полк.Постепенно до императора стали доходить слухи о том, что в среде офицероввозникают тайные антиправительственные общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.