Присоединение многочисленных народов к России сопровож - далось часто тем, что их территории сохраняли особый правовой режим, элементы государственности, свои этнические черты и местные традиции самоуправления. Однако правители России! в управлении окраинными территориями опирались, прежде все» го, на военно-административные меры.
Управление Царством Польским. По решению Венского конгресса 1815 г. большая часть герцогства Варшавского под на- званием Царства Польского отошла к России.
Польша делилась на 8 воеводств, воеводства — на поветы, а поветы — на гмины. Во главе воеводств стояли воеводы, по- веты управлялись поветовыми старостами, а гмины — войтами. Во всех органах местного управления главную роль играла ' шляхта. Законодательным органом Царства Польского являлся Сейм, состоящий из двух палат: Сената и Посольской избы. Члены Сената назначались царем, а члены Посольской избы из- бирались шляхтой и городскими общинами. Сейм избирался на 6 лет и должен был созываться один раз в 2 года.
Александр I предоставил Польше особый статус, она управ- лялась на основе конституции. По конституции император Рос- сии являлся одновременно и наследственным королем Польши. Для управления Польшей царь назначал своего наместника.
При наместнике Царства Польского состоял Государственный совет, обладающий административными функциями. Наместни- ку также подчинялись министерства (военное, внутренних дел,
юстиции, финансов, просвещения, духовных дел). Царству Поль- скому предоставлялось право иметь свою армию. После подавления польского восстания 1830—1831 гг. была проведена реформа управления Польшей. Упразднялись Сейм и I государственный совет, министерства были заменены комиссиями, польская армия была также упразднена. На территории Польши размещались русские войска, находящиеся в подчинении наместника. Несколько позже воеводства были переименовали в губернии, а поветы — в уезды.
Управление Финляндией. Великое княжество Финляндское былоприсоединено к России в 1809 г. после войны со Швеци и. Царское правительство предоставило Финляндии особый правовойстатус, утвердив прежнюю финляндскую конституцию. русскийимператор являлся одновременно великим князем Фин- ским. Он стоял во главе исполнительной и судебной вла- сти, обладал правом утверждения законов.
Законодательным органом Великого княжества являлся сейм. Для управления Финляндией Сейм в 1809 г. избрал Правитель- ственный совет Великого княжества Финляндского в составе 12 членов. Однако фактически управление Финляндией находи- лось в руках генерал-губернатора, назначаемого царем. В 1816 г. Правительственный совет был переименован в Императорский Финляндский Сенат, ведавший административными и судебными делами. Финляндия была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, подчинявшиеся генерал губернатору. Значительную роль в местном управлении играло шведское дворянство, имевшее свое корпоративное устройство.
Со временем царское правительство стало несколько огра- ничивать права Финляндии. Все большее значение приобретал статс-секретарь по финляндским делам, находившийся при царе.
Управление Бессарабией. В первые годы после присоеди- нения (1812—1828) в Бессарабии сохранялось прежнее админи- стративное устройство. Новый закон 1828 г. (Учреждение для управления Бессарабской областью) отменил наместничество, и в Бессарабии была введена общерусская административная система.
Для ее управления в 1813 г. был опубликованы Правила временного правления Бессарабией, согласно которым всеми делами внутреннего управления краем ведал гражданский губернатор. В 1816 г. была введена должность полномочного наместника. Управление Грузией. Фактически присоединение Грузии к России состоялось лишь после победы России над Турцией и Ираном в 10—20-е гг. XIX в.
Водочная Грузия была разделена на 5 уездов, в каждом из которых создана управа земской полиции во главе с капитан-испанником из числа русских чиновников и двух заседателей из грузин ских Дворян. Городами управляли военные коменданты, которая были Ьусскими офицерами. Их помощниками являлись полицией стеры — представители грузинского дворянства. В 1846 г. была административно разделена на две губернии (Тифлисскую и Кутаисскую), а губернии — на уезды.
В Делом управление Грузией было вверено командиру отданного Кавказского корпуса, который одновременно был главнокомандующим Грузии. Непосредственное управление Грузии была сосредоточено в Верховном грузинском правлении во глав с царским генералом. Правление делилось на четыре экспедицию (административных дел, казны и экономических дел, уголовную гражданскую), которые возглавляли русские чиновники.
Управление Северным Азербайджаном и Арменией. В на чале ХХ в. к России присоединен Северный Азербайджан его территория была поделена на несколько провинций. Управление провинцией осуществлялось комендантом, назначаемая из чина русских офицеров. Провинции, в свою очередь, дел ись на. магалы, которые управлялись магальными наибами иместных феодалов.
В 1&;28 г. к России были присоединены Эриванское и На- хичевапское ханства, из которых затем была образована Армян! екая область. Дляуправления ею создано областное управлении во главь с областным начальником. Область была поделена на округа, возглавляемые окружными начальниками, а округа — на магалы, Во главе которых стоял наиб из местных дворян.
Позднее для управления всем Закавказьем царское прави - тельствс) назначило наместника. Он обладалширокими власт - ными полномочиями в административной, судебной и военной!
* * *
Российская система государственного управления при Александре I становится более четкой и разветв- ленной, создается система органов вертикального от- раслевого управления (министерства заменяют колле- гии), усиливаются элементы законности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление