Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в управлении российской экономикой СЮ. Витте




Правительственный курс, направленный на промышленную
Модернизацию страны, связан с деятельностью министра путей
сообщения (с 1892 г. — министра финансов) СЮ. Витте. Начав
службу в билетной кассе на железной дороге, Витте благодаря
своим знаниям, техническому новаторству и предприниматель-
ским способностям проделал довольно быстрый путь во власт-
ной структуре. Сам он связывал свое возвышение со случаем —
с крушением царского поезда, о возможности которого Витте
предупреждал, но к его словам не прислушались. После катаст-
юфы чудом избежавший смерти Александр III обратил внимание
на молодого специалиста. В это время правительство приступа-
ло к выкупу железных дорог у частных владельцев и нуждалось
в опытных железнодорожниках. Витте был назначен директором
' одного из департаментов Министерства финансов, ведавших
этой операцией.

На посту министра путей сообщения, а далее и на посту ми-
нистра финансов Витте предпринял целый ряд реформ, имевших
целью стимулирование экономического роста российской про-
мышленности. Некоторые западные исследователи называют его
даже «отцом первой индустриализации» России. «Создание сво-
ей собственной промышленности — это и есть та коренная, не
только экономическая, но и политическая задача, которая со-
ставляет краеугольный камень нашей протекционистской систе-
мы», — писал Витте. Витте продолжил политику протекционизма. Предшественники Витте на посту министра финансов уже заложили его основы: таможенный тариф на ввоз иностранных товаров в страну
составлял 33%, тогда как вывоз товаров из России стимулировался низкими пошлинами. Витте увеличил таможенные сборы, добившись после определенного противостояния более выгодного для России торгового договора с крупным партнером в Европе — Германией. Был изменен принцип налогообложения населения. Вместо прямых налогов предпочтение было отдано косвенным (приблизительно за 10 лет они выросли на 42,7%), что увеличило поступления средств в казну. Однако основную прибыль принесла казне винная монополия, инициатором которой выступил Витте. После тщательной подготовки в 1897 г. в России был введен «золотой стандарт», т. е. денежное обращение стало основываться на золоте. Предварительно в стране был накоплен значительный


золотой запас, после чего было объявлено о свободном обмен
бумажных денег на их эквивалент в драгоценном металле. Ста-
билизация рубля обеспечила притокиностранных капиталов
в российскую промышленность.

Иностранный капитал вкладывался в развитие наиболее отраслей отечественной промышленности: в металлургичскую, нефтедобывающую, машиностроительную. Правительстве
шло на крупные иностранные займы. И хотя задолженность
сударства достигала огромной суммы (1 млрд рублей), средств
ва эти шли на развитие российской индустрии.

Накопленные средства позволили Витте не только продолжить политику выкупа железных дорог в собственность казнь
но и возобновить широкое железнодорожное строительств .
С 90-х г. XIX в. началось строительство крупнейшей в мирД
Сибирской железной дороги. Ее строительство привело к оживлению сибирской торговли и увеличению сив
бирского экспорта. Дорога связала между собой важнейшие водных
торговые путипо Оби, Иртышу и Енисею. За 14 лет поел
завершения ее строительства население Сибири и Дальнего
Востока увеличилось в 2 раза, вдоль железной дороги возник -
ло 10 новых городов.

Экономический спад начала XX в. вызвал повышение уров-
ня эксплуатации рабочих, чтосоответственно отразилось и на
расширении стачечного движения. Правительство стремилось
контролировать отношения между фабрикантами и рабочими,
продолжаяполитику государственного рабочего законодательст-
ва 80—90-х г. XIX в..

По инициативе начальника Московского охранного отделения
СВ. Зубатова начинают создаваться общества взаимной помощи
рабочих и кассы взаимопомощи. По имени инициатора движение получило название зубатовщина. Однако желаемого результата(снижения стачечной активности) зубатовщина не принесла. Наоборот, легализация правительством рабочего движения вовлекала в него самые инертные массы рабочего класса. В правительстве возникло противостояние между Министерством внутренних дел (В.К. Плеве), насаждавшим зубатовские общества, и Министерством финансов (СЮ. Витте), куда жаловались фабриканты, недовольные вмешательством полиции в их отношения с рабочими. В целом Россия оставалась преимущественно аграрной страной, на долю сельхозпродукции приходилось 2/3 валового национальногопродукта, основную статью экспорта составлял хлеб. Однако


урожайность хлеба была в 3—5 раз ниже, чем в Европе. Многие
объясняли это существованием крестьянской общины.

С.Ю. Витте настаивал на разрушении общины, другие чле-
ны правительства продолжали выступать за сохранение преж-
них порядков в деревне.

Главной проблемой российского крестьянства к началу XX в.
стала нехватка земли. Ввиду значительного прироста крестьян-
ского населения (за 40 лет на 65%) недостаток земли стано-
вился все более ощутимым. Не менее 30% крестьян составили
«излишек» населения, экономически ненужный и лишенный
занятости. Положение усугублялось отсталостью сельскохозяй-
ственной техники. Одна треть крестьянских дворов была безло-
шадной, еще одна треть имела по одной лошади.

Падение платежеспособности крестьянства, рост недовольст-
ва и волнений в деревне вызывали серьезную тревогу в прави-
тельственных кругах, свидетельствовали о несостоятельности
прежней политики в крестьянском вопросе и необходимости ее
пересмотра. Главную проблему правительство усматривало в не-
удовлетворительном правовом устройстве жизни крестьян. Однако в правительстве не было единого мнения о том, как должно быть реорганизовано это устройство. Одно направление, возглавляемое министром внутренних дел В.К. Плеве, выражало настроения довольно значительной части дворянства, выступавшей за сохранение сословной обособленности крестьянства, усиление надзора за ним со стороны центральной и местной власти, за неприкосновенность общины, неотчуждаемость наделов. На таких принципах разрабатывала основы проекта нового положения о крестьянах редакционная комиссия Министерства внутренних дел, образованная в июне 1902 г. под председательством А.С Стишинского. Другое направление возглавлял министр финансов СЮ. Витте, который предлагал освободить крестьянина от «попечительных пут», уравнять его в правах с другими сословиями, сделать «с точки зрения гражданского права — персоною». В январе 1902 г. подпредседательством Витте было учреждено «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Оно образовало 618 местных комитетов (82 губернских и 536 уездных) под председательством уездных предводителей дворянства. В программу
работ «Особого совещания» входили вопросы, связанные с кресть-
янским управлением, судом, гражданским и уголовным правом,
с формой землепользования. Большинство местных комитетов высказывалось за «устранение обособленности крестьян в правах вообще, и в частности


в порядке управления и суда», за свободный выход крестьян из
общины, содействие «переходу сельских общин к подворном
и хуторскому владению», создание широкого простора «для
личной предприимчивости», воспитание у крестьян чувства своей собственности и уважения к чужой.

Однако в Манифесте от 26 февраля 1903 г. объявлялось, что
руководящими принципами при рассмотрении крестьянского
законодательства должны быть сохранение сословности, неприкосновенности общинного землевладения, не отчуждаемость
надельных земель. В то же время в манифесте предлагалось,
в частности, «изыскать одновременно способы к облегчению отдельным крестьянам» выхода из общины, к освобождению их от
круговой поруки.

Такая непоследовательность в политике и ухудшение положения крестьянства не могли не привести к серьезному недовольству в деревне, к массовым выступлениям протеста.

Одновременно с этим, в начале XX в. происходила и активизация рабочего движения. Глухое недовольство миллионов россиян переросло в открытое возмущение. В январе 1905 г. После расстрела мирной демонстрации рабочих в Петербурге в России началась революция. 9 октября 1905 г. Витте представил Николаю II меморандум о положении дел и программы реформ. Констатируя, что с начала года «в умах произошла истинная революция», Витте пришел к выводу, что надо принимать срочные меры, «пока не станет слишком поздно». Он советовал положить предел самоуправству и деспотизму администрации, даровать народу основные свободы и установить настоящий конституционный режим. Поколебавшись неделю, Николай II решился поставить свою подпись под манифестом, составленным Витте на
основе меморандума. Манифест от 17 октября 1905 г. сводился, по сути, к трем положениям:

даровать народу гражданские свободы на основе незыблемых принципов: неприкосновенности личности, свободы слова, свободы собраний и организаций; не откладывая выборы в Думу, обеспечить участие в них тех слоев населения, которые согласно Указу от
6 августа 1905 г. были лишены права голоса, а новый
законодательный орган должен впоследствии разработать принцип всеобщих выборов;

считать непременным правилом, что ни один закон не
может войти в силу без согласия Думы, обеспечивая,
таким образом, контроль избранников народа за законностью действий государя.


Многие важные вопросы остались в Манифесте неразрешен-
ными: какова должна быть в новых условиях роль самодержа-
вия, как будут сосуществовать самодержавие и Дума, каковы
полномочия новой Думы? Ответ на эти вопросы зависел от рас-
становки политических сил в стране.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.