Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судом, посредством конституционного, гражданского, ад- министративного и уголовного судопроизводства. Судебная
власть в лице судей независима и подчиняется только Консти- туции РФ и федеральному закону.
Конституционный суд РФ, состоящий из 19 судей, разре- шает дела о соответствии Конституции РФ:
федеральных законов, нормативных актов президента, Сове- та Федерации, Государственной Думы, правительства;
конституций республик, иных нормативных актов субъектов РФ и т. д.;
разрешает споры о компетенции между федеральными орга- нами государственной власти, проверяет конституционность за- кона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, дает толкование Конституции РФ.
Верховный суд — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам.
Высший арбитражный суд — высший орган по разрешению экономических споров.
В создающемся правовом государстве постоянно возрастает значение судебной власти, которая является условием существо- вания гарантий от произвола и злоупотреблений законом, столь ха- рактерных явлений для тоталитарного общества, построенного на принуждении и насилии. Конституцией созданы условия независи- мости судебной власти, ибо судьи несменяемы, неприкосновенны. Кроме того, конституция обеспечивает демократический порядок рассмотрения дел в открытом, состязательном процессе, а где это предусмотрено, — с участием присяжных заседателей. Независи- мость судов обеспечивается также исключительным финансирова- нием их из федерального бюджета. Однако судебная власть испытывает колоссальную нехватку профессиональных кадров, находится в сложном финансовом положении, страдает от несоответствия законодательных норм сложившимся реалиям. Современный этап перехода от тоталитарного общества ознаменован небывалым ростом преступности, а в сознании многих граждан реформы ассоциируются скорее с грандиозной «криминальной революцией», чем с демократизацией. Действительно, криминал затронул практически все слои населения и, что представляется наиболее опасным, приобрел «полугосударственный характер, будучи связан, прежде всего, с переделом власти и государственной собственности, проводимым сверху». В сложившихся условиях совершенно очевидно, что дальнейшая демократизация общества невозможна без последовательной борьбы с преступностью, заталкивающей общество в рамки криминальной диктатуры. Важнейшее значение
в этих условиях приобретает сильная, независимая, справедли- вая судебная власть.
Конституция России 1993 г. Утверждение институтов государственной власти
В декабре 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание — новый орган представительной власти, заменивший Верховный Совет.
Одновременно 12 декабря 1993 г. на референдуме была при- нята новая Конституция России, определившая систему госу- дарственного устройства в постсоциалистической России.
Новая конституция закрепила политические изменения, про- исшедшие в стране, утвердила новые основы социальных, иму- щественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина.
В соответствии со статьей 1 Основного закона Россий- ская Федерация — Россия есть демократическое федератив- ное государство с республиканской формой правления.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, который осуще- ствляет свою власть непосредственно, а также через органы го- сударственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 10 Конституции закрепляет демократический респуб- ликанский правовой строй, утверждая принцип разделения вла- стей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, по конституции, самостоятельны. Таким об- разом, государственную власть в Российской Федерации осуще- ствляют:
• Президент Российской Федерации;
• Федеральное Собрание {Совет Федерации и Государст- венная Дума);
• Правительство Российской Федерации;
• суды Российской Федерации.
Характер государственной власти, основанный на положениях конституции, отражает в целом переходный характер государствен- ной власти от авторитарной — к подлинно демократической, пе- реход от тоталитарного общества — к гражданскому.
Несмотря на новые демократические формы и принципы соз- данной системы институтов государственного управления, было очевидно усиление в распределении власти от представительных органов к президенту. Эта проблема остается в центре внима- ния общественности, политических партий, а дискуссии по во- просу необходимости перераспределения властных функций в пользу главным образом представительной власти обостряются вместе с нарастающими трудностями реформ. Видимо, сложив- шийся баланс полномочий в настоящий момент в целом отве- чает условиям переходного периода, который не может быть преодолен без сильного авторитарного элемента в управлении. Кроме того, «президентская» структура государственной власти в России обоснована не только условиями переходного перио- да, но имеет и глубокие исторические корни и традиции.
* * *
Деятельность Совета Федерации Федерального Со- брания Российской Федерации, Государственной Ду- мы, избранной на основе Конституции России 1993 г., позволила в определенной мере стабилизировать политическую обстановку в стране, свести политиче- скую борьбу в значительной степени к парламентским формам.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление