Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо предисловия 19




России, характеризуемых автором через призму становления и смены систем нравственности — от вечевой, соборной и авто­ритарной, утилитарной и либеральной до ее гибридных форм, в частности «псевдосинкретической», положенной в основу со­ветской государственности после 1917 г.; современную теорию бюрократии, в том числе активно раз­рабатываемую западной социологией, но еще не освоенную оте­чественной наукой такую форму управления, как патримониаль­ное господство (патримониальная бюрократия), представлявшую собой один из типов традиционного господства, основанный на принципе личной преданности и личном характере власти,и предшествовавшую современной рациональной бюрократии.Этот тип господства и бюрократии занимал центральное местов политической социологии М. Вебера и, по мнению ряда уче­ных, может быть плодотворно применен к характеристике рос­сийской бюрократии практически на всех этапах развития рос­сийского государства; известную социологам и политологам четырехфакторную модель организационно-управленческих культур, или «управленче­скую матрицу» Г. ХофштедеД. Боллинже, выделивших четыре основных параметра управленческой культуры (уровень иерархии, или «дистанция власти», стремление избежать неопределенности,
индивидуализм
коллективизм, преобладание мужских или женских ценностей). Использование этой модели позволяет выявить мно­гие специфические особенности российской управленческой культуры (в определенном смысле как «вертикальной культуры»), влияющие на характер и эволюцию государственного управления в России.

Особое внимание автор учебника уделяет осмыслению влияния мобилизационного («догоняющего») типа развития России, через призму которого рассматривается большинство проводимых ре­форм государственного управления и который, по мнению совре­менных авторов, во многом предопределил развитие России в трех основных режимах: катастрофической эффективности, ка­тастрофической неэффективности и застоя.

С влиянием мобилизационного типа развития России непо­средственно связана такая особенность исторической эволюции российской государственности, как дискретный (прерывистый) характер развития русского общества. Исходя из этой особенно­сти, ряд авторов считает правильным выделять в истории России не какие-то отдельные исторические периоды (киевский, москов­ский, петербургский), а особые субцивилизациии — принципиаль­но различные этапы развития, которые отличались друг от друга не только характером власти и управления, но и всей системой ценностей, самим типом культуры.


20 Вместо предисловия

Считается, например, что население Киевской Руси (древне­русская субцивилизация) внутренне осознавало себя, особенно по­сле принятия христианства, принадлежащим к общеевропейской цивилизации, которая отождествлялась им с христианским ми­ром. Древняя Русь еще не противопоставляла себя Европе (об этом, в частности, свидетельствует «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона). И напротив, в московский период (мос­ковская субцивилизация) в связи с активной борьбой Москвы с Великим княжеством Литовским и Польшей и особенно после превращения Москвы в результате падения Византии в центр православия («Москва — Третий Рим») постепенно происходит поворот России к «почвенничеству», к Востоку. Новая ситуация привела к изоляции России от Европы на долгое время, сопро­вождалась резким противостоянием России католическому Запа­ду, европейским политическим ценностям и институтам. Точно так же, как московская субцивилизация по характеру основных ценностей и менталитету общества резко отличалась от древне­русской, становление Петербургской России (имперская субциви­лизация) характеризовалось кардинальной сменой самого типа культуры, что в определяющей степени было связано с активно проводимой Петром I европеизацией России. Если для москов­ской субцивилизации главными ценностями были религиозные ценности («святая Русь», «последнее православное царство»), то, напротив, в петербургский период сакральный (божественный) характер приписывается самому государству, которое выступает для власти предметом нового культа. Господствующей становится политика государственного патернализма, Россия в отличие от большинства европейских стран того времени, развивавшихся в сторону сословно-правового государства и гражданского общест­ва, приобретает характер чисто политического общества^.

Значительное место в учебном курсе отводится характеристи­ке особенностей политической культуры России и их влиянию на характер и эволюцию государственного строя и государственного управления (этатизм, патернализм, персонификация властных от­ношений, вотчинная психология политической элиты, привер­женность харизматическим лидерам и др.). Как качественная интегративная характеристика всей политической жизни общест­ва, его политической системы, категория политической культуры общества позволяет проследить эволюцию государственной сис­темы и государственного управления в России, особенности пе­рехода от традиционной организации управления к рациональ ной, сравнить аналогичные процессы в России и Европе.

1 См.: Флиер А. Я. Об исторической типологии российской цивилизации / Цивилизации и культуры: Научный альманах. Вып. 1. Россия и Восток: цивилиза ционные отношения. М., 1994. С. 94—115.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.