Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советский государственный аппарат и номенклатура. Феномен советской бюрократии 7 страница





Глава 17. Россия после августа 1991 г. 413

бюджетных организаций. Согласно данным статистики цены на отдельные продовольственные товары выросли в 1992 г. по срав­нению с 1991 г.: на говядину — до 221,5 руб. за 1 кг вме­сто 15,54 руб., на свинину — до 226 руб. за 1 кг вме­сто 14,38 руб., на колбасу вареную — до 271 руб. за 1 кг вместо 17 руб., на молоко — до 22,4 руб. за 1 л вместо 0,6 руб. Одно­временно с этим значительно сократилось потребление населени­ем продуктов питания: мяса — до 81% от уровня 1991 г., моло­ка—до 56 %, овощей — до 84 %, рыбы — до 56%. В целом неудачной оказалась начавшаяся осенью 1992 г. при­ватизация государственной собственности, предполагавшая наделе­ние всех граждан России частью государственного имущества и сопровождавшаяся выдачей всем россиянам приватизационных чеков (ваучеров). Основной ее целью являлось стремление прави­тельства резко сократить бюджетные расходы, идущие на финан­сирование государственных предприятий, путем передачи послед­них в частное управление. Согласно утвержденной программе приватизации каждый гражданин мог приобрести на выданный ваучер, номинальная цена которого была приравнена к 10 тыс. руб., часть акций своего промышленного предприятия или вло­жить ваучер в специально созданные частные инвестиционные фонды, или же продать его по рыночной стоимости. В действи­тельности же большая часть населения, чьи денежные средства еще до этого были, по сути, конфискованы государством в результате проведенной правительством либерализации цен, не могла участвовать в покупке акций приватизируемых предприятий, а приватизационные чеки с самого начала стали объектом спеку­лятивных операций и, в конечном счете, одним из инструментов неконтролируемой концентрации капиталов. Практически сразу после выдачи ваучеров началась их массовая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами. Несмотря на ряд существенных достижений в изменении макроэкономической ситуации в стране (из 250 тыс. государст­венных и муниципальных предприятий в 1992 г. в частную соб­ственность перешло около 47 тыс., более 5,5 тыс. предприятий были преобразованы в акционерные общества), реформы Гайдара не привели к ожидаемой правительством стабилизации россий­ской экономики. Падение промышленного производства в 1992 г. достигло 35%. Под давлением законодателей, профсоюзов и ди­ректоров промышленных предприятий правительство вынуждено было вернуться к финансированию убыточных предприятий, от­казавшись от намеченного в начале реформы курса на проведе­ние жесткой финансово-кредитной политики. Все это вело к ухудшению финансового положения страны, росту инфляции. Безрезультатными оказались переговоры правительства с Между­народным валютным фондом и странами «семерки» о получении


414 Раздел VI. Возрождение российской государственности после 1991 г.

кредитов: Запад отказал в финансовой поддержке под предлогом неустойчивости политической ситуации в России. Пришедшее на смену команде Гайдара новое правительство во главе с В. С. Черномырдиным также не смогло сколько-ни­будь серьезно улучшить ситуацию. Проводимый им курс на под­держку государственных предприятий (в первую очередь пред­приятий топливно-энергетического и оборонного комплекса), по­лучавших от правительства значительные кредиты, равно как и стремление изменить положение с оплатой труда работников бюджетной сферы, требовали огромных затрат, что привело к дальнейшему усилению инфляции. Продолжался рост цен на товары и услуги. За 1993 г. они выросли по сравнению с преды­дущим годом: на потребительские товары — в 9 раз, на платные услуги — в 25 раз. Одновременно шел процесс расслоения обще­ства на богатых и бедных, что являлось одним из главных по­следствий приватизации, все больше приобретавшей номенкла­турный характер. По официальным данным, к началу 1994 г. до­ходы 10% наиболее обеспеченных граждан в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. На начало 1994 г. 40 млн человек имели денежный доход ниже прожиточного ми­нимума. Все это вызывало рост недовольства в широких слоях населения и отторжение проводимой правительством экономиче­ской политики, усиливало оппозицию реформам, вело к кон­фронтации политических сил в стране.

Развитие политической системы в постперестроечные годы. Осенний политический кризис 1993 г. и его последствия

Становление новой российской государственности проходило в обстановке затянувшегося противостояния новых институтов власти, прежде всего института президентства и сохранявшейся системы Советов с ее строгой иерархией и монополией на власт­ные функции в государстве. Эта особенность во многом опреде­ляла характер и темпы преобразований в политической жизни российского общества. Реформирование политической системы проходило постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР, законов, указов Президента РФ. В 1990 г. была принята Декларация о защите прав и свобод граждан, имевшая принципиальное значение с точки зрения соз­дания предпосылок для становления в России основ правового государства. Важным шагом в этом направлении явилось начало судебной реформы, в рамках которой происходило обновление правовой основы новой российской государственности. В ходе осуществления судебной реформы были


Глава 17. Россия после августа 1991 г. 415

учреждены такие новые органы, как Конституционный Суд, арбитражные суды, суд при­сяжных.

На проведение реформ негативное влияние оказывала слож­ная политическая ситуация в стране и, в частности, усилившееся в 1992-1993 гг. противостояние между законодательной и испол­нительной ветвями власти. Основу для конфликтов между Крем­лем, ставшим с начала 1992 г. официальной резиденцией Прези­дента России, и Белым домом, в котором заседал Верховный Со­вет РСФСР, составляли резкая критика Верховным Советом и его председателем Р. И. Хасбулатовым политики правительства в сфере экономических реформ (главным объектом критики были вице-премьеры Е. Т. Гайдар, Г. Э. Бурбулис, М. Н. Полто­ранин) и разгоревшиеся в это время споры о концепции будуще­го государственного устройства страны в связи с подготовкой принятия новой Конституции. Большим достижением нового руководства России стало под­писание 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который опре­делил принципы взаимоотношений между субъектами Россий­ской Федерации (республиками, краями, областями, округами, Москвой и Санкт-Петербургом) и обозначившего границы госу­дарства. В апреле того же года договор был одобрен VI съездом народных депутатов Российской Федерации и подписан всеми бывшими автономиями (за исключением Татарстана и Чечни). Подписание Федеративного договора явилось первым шагом к проведению конституционной реформы в Российской Федера­ции. Однако реализация этой реформы натолкнулась на сопро­тивление в законодательном корпусе. VI съезд народных депута­тов отклонил внесенный Б. Н. Ельциным на его рассмотрение проект новой Конституции в связи с предложением внести в его текст содержание Федеративного договора. Полемика вокруг проекта новой Конституции, переросшая вскоре в острое противостояние президента и парламента, велась по одному из принципиальных вопросов: какой режим власти должна избрать обновленная Россия? Президент и его окружение отстаивали модель развития России по типу президентско-парла-ментской республики с сильной президентской властью, предпо­лагающей наделение президента значительно большими властны­ми полномочиями по сравнению с парламентом. Съезд народных депутатов и Верховный Совет, напротив, считали, что в России должна утвердиться форма государства с сильным парламентом и подконтрольным ему президентом. Как справедливо отмечают исследователи, за этими спорами отчетливо прослеживались ре­альные политические расчеты, ибо речь, в конечном счете, шла о борьбе между сторонниками советской и либеральной системы организации власти. В отличие от первой модели, исходившей из


416 Раздел VI. Возрождение российской государственности после 1991 г.

идеи всевластия Советов, вторая модель отталкивалась от принятых в мире форм правления (президентской, парламентской, смешанной парламентско-президентской республик), основанных на разделении властей. Противоречия между Кремлем и Верховным Советом обост­рились в конце 1992 г. В выступлениях Хасбулатова и его сто­ронников на проходившем в декабре 1992 г. VII съезде народных депутатов Ельцин увидел стремление Верховного Совета перерас­пределить властные полномочия в свою пользу. В своем обраще­нии к гражданам России он обвинил Верховный Совет в попыт­ке блокировать реформы. Однако на открытый конфликт с оп­позицией президент не пошел. На съезде между сторонами был достигнут временный компромисс. Идя на уступки оппозиции, президент отправил в отставку правительство Е. Т. Гайдара, пред­седателем Правительства был назначен бывший министр газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. Одновременно с этим было принято решение о проведении референдума для выяснения степени доверия народа к обеим ветвям власти. Несмотря на достигнутые соглашения, конфронтация полити­ческих сил в стране в 1993 г. продолжала расти. На состоявшем­ся в марте 1993 г. VIII (внеочередном) съезде народных депутатов по настоянию руководства Верховного Совета был внесен ряд серьезных изменений в текст действующей Конституции, сущест­венно расширявших полномочия законодательного органа и, на­оборот, сокращавших права исполнительной власти. Реакция президента не заставила себя ждать. В качестве ответной меры на решения парламента, обвиненного Ельциным в подготовке антиконституционного переворота, Указом Президента РФ был введен режим особого управления. Одновременно на 25 апреля назначалось проведение референдума по вопросам о доверии президенту, о проектах новой Конституции и Закона о выборах, результатом которых должна была стать замена Съезда народных депутатов и Верховного Совета новым парламентом. В связи с тем что Указ Президента РФ формально противо­речил ряду положений действующей Конституции, особенно в той ее части, которая провозглашала Съезд народных депутатов высшим органом государственной власти, Конституционный Суд РФ признал решение Б. Н. Ельцина не соответствующим Кон­ституции и выступил с инициативой проведения импичмента Президенту РФ. Однако, поскольку противникам Ельцина не удалось набрать для его отстранения необходимого конституци­онного большинства на съезде, съезд вынужден был согласиться с требованием президента о проведении референдума. 25 апреля 1993 г. состоялся первый в истории страны обще­народный референдум о доверии Президенту РФ и поддержке народом курса реформ. Большинство участников референдума поддержали курс президента. В то же время избиратели высказа-


Глава 17. Россия после августа 1991 г. 417

лись против досрочного проведения выборов президента и Съез­да народных депутатов.

Снятию напряженности в обществе должно было служить со­званное по инициативе Ельцина летом того же года представи­тельное Конституционное совещание, одобрившее президентский проект Конституции, в основу которого была положена идея смешанной парламентско-президентской республики. Однако ру­ководство Верховного Совета отказалось от участия в работе Конституционной комиссии, что заводило в тупик ситуацию с новой Конституцией и формированием новой системы государ­ственной власти в стране. Исходя из создавшейся ситуации, 20 сентября 1993 г. Президент РФ подписал Указ «О поэтапной конституционной реформе в России», в котором объявил о рос­пуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов России, проведении выборов в новые органы государственной власти и референдума о новой Конституции.

Против решения президента выступило руководство Верхов­ного Совета во главе со спикером Р. И. Хасбулатовым и боль­шинство членов Конституционного Суда. 23 сентября 1993 г. Чрезвычайный X съезд народных депутатов принял постановле­ние, в котором действия президента квалифицировались как «го­сударственный переворот». Оппозиция объявила об отстранении Ельцина от должности Президента РФ. Исполняющим обязанно­сти президента и вице-президента был избран генерал А. В. Руц­кой, который приступил к формированию параллельного прави­тельства. В ответ на это Ельцин приказал блокировать Белый дом и потребовал от заседавших там парламентариев покинуть здание до 4 октября. 3—4 октября по призыву Руцкого, генерала А. Макашова и лидера ортодоксальной коммунистической орга­низации «Трудовая Россия» А. Анпилова сторонники парламента попытались прорвать блокаду Белого дома. Одновременно были предприняты попытки штурма здания мэрии Москвы и захвата телецентра «Останкино». Создалась реальная опасность граждан­ской войны в России. По распоряжению Ельцина в Москву были введены армейские части, расстрелявшие из танков Белый дом и разогнавшие парламент и его защитников.

Октябрьские события, названные тогда же в прессе попыткой оппозиции осуществить «вторую Великую Октябрьскую социали­стическую революцию», ускорили процесс окончательной ликви­дации советской системы и формирования новой системы власти и управления в России. Вслед за роспуском Верховного Совета Российской Федерации были упразднены региональные съезды народных депутатов в большинстве субъектов Федерации. 12 де­кабря 1993 г. состоялись выборы в двухпалатное Федеральное Собрание — Совет Федерации и Государственную Думу.


418 Раздел VI. Возрождение российской государственности после 1991 г.

Выборы в Государственную Думу отразили сложившуюся в это время расстановку политических сил. Считавшаяся пропрезидент­ской, проправительственной партия «Выбор России», которую возглавлял Е. Т. Гайдар, получила только 15,5% голосов избирате­лей, что свидетельствовало о растущем недовольстве общества ре­зультатами реформ, ассоциировавшимися с правительством Гайда­ра. Компартия России (КПРФ), возглавляемая Г. А. Зюгановым, завоевала 12,4% мест в парламенте. Неожиданный для многих ус­пех ЛДПР во главе с В. В. Жириновским, получившей около 23% голосов избирателей, явился своего рода индикатором происхо­дивших изменений в настроениях общества. Одновременно с вы­борами в новый парламент проводился референдум по проекту новой Конституции России. За проект новой Конституции прого­лосовало большинство избирателей, пришедших на выборы.

События осени 1993 г., названные в некоторых печатных из­даниях «черным Октябрем», еще не получили адекватной оцен­ки. Сторонники Ельцина доказывали, что президент боролся с антидемократической, прокоммунистически настроенной оппо­зицией, поднявшей мятеж против власти. Оппозиционеры, на­против, считали, что президент осуществил государственный пе­реворот, силой разогнав законно избранный Верховный Совет. Совершенно понятно одно: трагическая развязка, сопровождав­шаяся гибелью сотен мирных граждан во время штурма Белого дома правительственными войсками, могла бы не наступить, будь Россия в 1993 г. сформировавшимся демократическим пра­вовым государством. Этого могло не случиться, если бы в ее ис­тории и политической культуре общества были сильны традиции несилового разрешения подобного рода конфликтов. Исход кон­фликта мог быть иным, если бы в стране к тому времени суще­ствовало гражданское общество и сформировались политические партии, способные мирными парламентскими методами защи­щать интересы различных слоев населения.

Конституция Российской Федерации 1993 г. и формирование новых органов государственной власти

Несмотря на сказанное выше, выборы в декабре 1993 г. но­вых органов государственной власти и принятие новой Консти­туции РФ заложили правовые основы новой российской государ­ственности, открыли новый этап демократического обновления России. Новая Конституция способствовала стабилизации поли­тической обстановки в стране, поскольку создавала основу для нормального развития политического процесса, делая легитимны­ми новые политические институты и структуры и утверждая об­щие требования ко всем участникам политической жизни, кото-


Глава 17. Россия после августа 1991 г. 419

рые должны были отныне действовать в обязательных для всех конституционных рамках. Вместе с тем сложность обстановки, в которой принималась Конституция, и те события, которые ей предшествовали, не могли не отразиться на особенностях госу­дарственного устройства России и распределении власти в госу­дарстве, закрепленных в Конституции.

Конституция РФ провозгласила российское государство демо­кратическим федеративным правовым государством с республикан­ской формой правления (ст. 1 Основного закона). Носителем суве­ренитета и единственным источником власти в России согласно Конституции является многонациональный народ, осуществляю­щий свою власть непосредственно, а также через органы госу­дарственной власти и органы местного самоуправления. Консти­туция отвергает любые формы незаконного захвата власти или присвоения властных полномочий, которые согласно ста­тье 3 должны преследоваться по федеральному закону.

В новой Конституции впервые в истории российской госу­дарственности права и свободы человека и гражданина и их за­щита были приведены в соответствие с международными стан­дартами. Гарантируется неотчуждаемость основных прав и свобод человека. Провозглашается равенство прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этой же связи в Конституции закреплено поло­жение о том, что в Российской Федерации не должны издавать­ся законы, отменяющие или умаляющие права и свободы чело­века и гражданина.

Важное значение имеет положение Конституции, наделяющее граждан Российской Федерации правом участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих пред­ставителей. Граждане России согласно Конституции имеют равный доступ к государственной службе. В статье 3 Основного закона за­креплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В отличие от советских конституций Конституция РФ 1993 г. максимально деполитизирована. Государственный строй в Рос­сийской Федерации определяется Конституцией как конституци­онный, а не общественный. В ней признается политическое и идеологическое многообразие, многопартийность (ст. 13). Глав­ное требование Конституции в этой части состоит в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государ-


420 Раздел VI. Возрождение российской государственности после 1991 г.

ственной. Конституция провозглашает равноправие всех видов собственности — частной, государственной, муниципальной и дру­гих. Принципиально новым здесь является то, что частная собст­венность признается равноправной с государственной, а само право частной собственности в Российской Федерации согласно статье 35, охраняется законом. В Конституции закреплено также право граждан Российской Федерации иметь гражданство ино­странного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Россий­ской Федерации, что невозможно было в условиях советского го­сударственного строя.

Вместе с тем нельзя не видеть, что многие положения новой Конституции во многом носят характер пожеланий, ориентиров на будущее, они отражают не то, что уже существует в реально­сти, а то, по какому пути должна развиваться Россия. Так, ста­тья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию соци­альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное разви­тие человека. Здесь же говорится о том, что в Российской Феде­рации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государ­ственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Ясно, что даже нынешний уровень жизни основной части насе­ления России далек от тех критериев, которыми определяется социальное государство в современном мире. То же самое можно сказать и о характеристике Российской Федерации как демокра­тического и правового государства, если учесть, что и сегодня на всех уровнях управления государством господствующей является персонификация политики и власти, преобладают неформальные отношения во властных структурах, правовой нигилизм и нару­шения прав личности. Дальнейшего совершенствования требуют федеративные отношения в Российской Федерации.

Конституция РФ 1993 г. закрепила в качестве основного принципа осуществления государственной власти разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В рамках разделения властей Конституция предусматривает не­зависимость и самостоятельность органов законодательной, ис­полнительной и судебной власти в пределах установленных пол­номочий.

Согласно новой Конституции (ст. 11) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государ­ственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Фе-


Глава 17. Россия после августа 1991 г. 421

дерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Федерации осуществляет­ся Конституцией, Федеративным и иными договорами о разгра­ничении предметов ведения и полномочий.

Содержание Конституции позволяет говорить о преобладаю­щей роли президента в системе государственной власти и управ­ления, что явилось, безусловно, отражением борьбы в высших эшелонах власти в период принятия Основного закона страны. По Конституции президент наделен широкими правами. В каче­стве главы государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует правительство, ре­шает вопрос об отставке правительства, может отменять в уста­новленном порядке постановления правительства, выдвигает кан­дидатуры судей в Конституционный Суд, имеет право распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной президентом канди­датуры председателя правительства.

Законодательную власть в Российской Федерации согласно Конституции осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат. В верхнюю па­лату — Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительно­го и исполнительного органов государственной власти. Нижняя палата — Государственная Дума состоит из 450 депутатов, выборы которых проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональ­ной системе: половина депутатов избирается по избирательным округам, другая половина — по партийным спискам, на основе пропорционального представительства. Установление смешанной избирательной системы в Государственную Думу объяснялось от­сутствием в России ко времени выборов Федерального Собрания первого созыва развитой партийной системы, что является глав­ным условием установления чисто пропорциональной избира­тельной системы.

Конституция РФ 1993 г. не предусматривает участие нижней палаты парламента в формировании правительства (Государствен­ная Дума только дает согласие президенту на назначение канди­датуры на пост председателя правительства). Эта ситуация с са­мого начала вызывала острые дискуссии, в том числе в самом парламенте, не раз поднимавшем вопрос о внесении поправок в Конституцию, которые наделили бы Государственную Думу правом предлагать кандидатуры министров в новое правительст­во. Вопрос, однако, непростой. По мнению специалистов, в его решении особенно важен взвешенный, комплексный подход, так как наделение Государственной Думы новыми функциями без


422 Раздел VI. Возрождение российской государственности после 1991 г.

учета конкретной политической ситуации в стране (речь в дан­ном случае идет о полноценной многопартийной системе) может только усилить политическую нестабильность и отрицательно по­влиять на функционирование системы исполнительной власти. Такой опыт уже был в России в предреволюционный период формирования российского парламентаризма. Возникшее в ходе Февральской революции 1917 г. Временное правительство явля­лось тем самым «ответственным министерством», создания кото­рого, начиная с 1906 г., добивалась от власти кадетская партия, а затем и «Прогрессивный блок» в IV Государственной Думе. Од­нако, как показали события, в условиях отсутствия в России со­временной партийной системы, деятельность Временного прави­тельства не только не способствовала стабилизации обстановки в стране, но и привела к ее дальнейшей дестабилизации и углуб­лению политического кризиса.

Отдельная глава Конституции посвящена органам местного самоуправления в Российской Федерации. По новой Конститу­ции органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти. В то же время они являются орга­нами публичной власти, наделенными властными полномочиями, самостоятельны в пределах своих полномочий, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Местное само­управление осуществляется гражданами путем референдумов, вы­боров, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Положение Конституции о том, что органы местного само­управления не входят в систему органов государственной власти, строго говоря, означает признание государством особых местных интересов, имеющих публичный характер, но в то же время от­личных от общегосударственных интересов и существующих па­раллельно с ними.

Принятие новой Конституции страны создало юридическую основу для национального согласия, строительства новой рос­сийской государственности. 28 апреля 1994 г. Договор об обще­ственном согласии подписали представители органов исполни­тельной и законодательной власти, лидеры большинства поли­тических партий, общественные деятели и представители духовенства, руководители субъектов Федерации. В рамках реа­лизации основных положений Конституции были приняты Гра­жданский кодекс, Федеральные законы «О Конституционном Суде», «Об основах государственной службы Российской Феде­рации» (1995 г.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995 г.), другие за­коны и нормативные акты.

17 декабря 1995 г. состоялись выборы депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания второго созыва. С учетом


Глава 17. Россия после августа 1991 г. 423

того, что часть депутатов нижней палаты парламента избиралась по партийным спискам на основе пропорционального представи­тельства, был установлен 5%-ный избирательный барьер для представительства мелких партий. Не все партии и избиратель­ные объединения преодолели этот барьер. Смогли преодолеть его занимавшая лидирующее положение на выборах КПРФ, полу­чившая 22,3% голосов избирателей, ЛДПР (11,18%), проправи­тельственное Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия» во главе с главой правительства В. С. Чер­номырдиным (10,18%), Общественное объединение «Яблоко», возглавляемое Г. А. Явлинским (6,89%).

В 1996 г., во второй раз в истории страны, прошли выборы Президента РФ. В результате выборов, сопровождавшихся острой борьбой между кандидатами на пост президента страны, Б. Н. Ель­цин был переизбран на второй срок, получив во втором туре голо­сования 55% голосов против 40,7% голосов, которые набрал лидер коммунистов Г. А. Зюганов.

К сожалению, последние годы президентства Ельцина не при­вели к улучшению жизни российских граждан. Наряду с экономи­ческими трудностями, вылившимися в потрясший страну дефолт 1998 г. и сопровождавшимися дальнейшим обнищанием широких слоев населения, наблюдалось усиление негативных тенденций в системе государственного управления. Нарастала бюрократиза­ция государственного аппарата управления. При всех недостатках советской системы государственной службы сильной ее чертой был высокий уровень мобильности, в том числе межрегиональной. В 90-е гг., напротив, главной проблемой стала чрезмерная замкну­тость аппарата в рамках отдельных субъектов Федерации. Огром­ную роль в системе управления государством приобрела Админи­страция президента, подменявшая органы государственной власти и политические партии, концентрируя в себе политические интри­ги. При этом она все чаще выступала от имени президента, утра­чивавшего способность управлять ситуацией. Показателем неста­бильности в обществе являлась частая смена правительств. Только с апреля 1998 по май 2000 г. после отставки правительства В. С. Черномырдина сменилось пять кабинетов: С. В. Кириенко (апрель — август 1998 г.), В. С. Черномырдина (август — сен­тябрь 1998 г., и. о. председателя Правительства), Е. М. Примакова (сентябрь 1998 —май 1999 г.), С. В. Степашина (май 1999 — ав­густ 1999 г.), В. В. Путина (август 1999 — май 2000 г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.