Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные акты российского антимонопольного органа по вопросу исследования рынков




Вопросы для обсуждения

Основные понятия

 

Предшествующие рынки (upstream market)

Последующие рынки (downstream market)

Оптовые рынки (wholesale markets)

Розничные рынки (retail markets)

Тест гипотетического монополиста (hypothetical monopolist test)

Целлофановая ошибка (cellophane fallacy)

Эластичность спроса (demand elasticity)

Коэффициент рыночной концентрации (concentration ratio)

Коэффициент Герфиндаля – Тиршмана (Herfindahl‑Hirschmann index)

Потенциальный конкурент (potential competitor)

Барьеры для входа (entry barriers)

Невозвратные (омерщвленные) издержки (sunk costs)

Эффект масштаба (economies of scale)

Доля рынка (market share)

Власть покупателя (buyerpower)

Рыночный потенциал (marketpower)

Сопутствующие товары (tyingproducts)

Продажа товаров в наборах (bundling)

Транспарентность рынка (market transparency)

 

 

1. Почему определение товарного рынка является исходной точкой для применения конкурентного права?

2. Какие задачи должен решить антимонопольный орган, изучая товарный рынок?

3. Какие этапы предусматривает процедура определения антимонопольным органом продуктовых и географических границ рынка?

4. Что такое «тест гипотетического монополиста»? Почему его называют также SSNIP‑тестом?

5. Каковы основные способы определения границ рынка? В чем заключается их асимметричность?

6. В чем заинтересован субъект рынка, представляющий свое место на рынке в диалоге с антимонопольными органами: в расширении или сужении границ рынка?

7. Какими способами можно рассчитать объем товарного рынка?

8. Должна ли учитываться сделка внутри группы лиц при расчете объема товарного рынка?

9. Каковы основные барьеры входа на рынок?

10. Какие факторы, ограничивающие конкуренцию, изучают антимонопольные органы, рассматривая горизонтальные слияния?

11. Как могут ограничить конкуренцию негоризонтальные слияния?

 

Приложения

 

 

В 1990 г. был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАЛ России). В 1992 г. утверждено соответствующее Положение. В марте 1997 г. этот орган преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК России). 22 сентября 1998 г. Указом Президента Российской Федерации ряд комитетов и служб были объединены в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 г. Министерство упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), являющейся сегодня антимонопольным органом страны.

1 июля 1992 г. ГКАП России издал приказ № 144 «О временных методических рекомендациях по анализу состояния товарных рынков». Приказом от 26.10.1993 № 112 они были отменены, а утверждены Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Данный документ утратил силу 6 декабря 2001 г. в связи с изданием приказа МАП России № 1263 «О признании утратившими силу некоторых приказов ГКАП России с 1991 по 1994 год», однако фактически он не применялся с 1996 г.

21 апреля 1994 г. ГКАП России выпустил Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен (письмо № ВБ/2053) и приказом от 03.06.1994 № 67 утвердил Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Согласно и. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 № 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов» и и. 2 Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, утвержденного этим постановлением, которое действовало на момент издания вышеназванных рекомендаций, нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации подлежали государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) и опубликованию в Бюллетене нормативных актов, ведомственных изданиях. Указанные акты регистрацию в Минюсте России не проходили.

20 декабря 1996 г. происходит важное событие: ГКАП России издает приказ № 169 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках». 10 января 1997 г. Порядок зарегистрирован в Минюсте России за № 1229. В данном нормативном акте нормы, посвященные оценке объема рынка, были дополнены нормами, связанными с установлением доминирующего положения и оценкой состояния конкуренции.

23 июня 1999 г. вышел новый Федеральный закон № 117‑ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». С этого момента начинает развиваться нормативная база по анализу конкуренции на финансовых рынках.

Во‑первых, был принят ненормативный правовой акт Методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг. Рекомендации утверждены приказом МАП России от 31.03.2003 № 86 и формально действуют до сих пор.

Во‑вторых, были приняты нормативные правовые акты, которые прошли регистрацию в Минюсте России:

Об утверждении порядка определения доминирующего положения негосударственных пенсионных фондов (приказ МАЛ России от 06.05.2000 № 337а);

Об утверждении порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг (приказ МАП России от 06.05.2000 № 340а);

Об утверждении порядка определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг (приказ МАП России от 06.05.2000 № 342);

Об утверждении порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг (приказ МАП России от 28.10.2003 № 374);

Об утверждении порядка определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами (приказ МАП России от 21.06.2000 № 466).

Все данные акты были отменены с принятием аналогичных актов ФАС России (соответственно от 17.05.2006 № 129, от 10.03.2005 № 36, от 23.09.2005 № 213, от 25.10.2005 № 247, от 23.09.2005 № 212), которые, в свою очередь, были отменены в 2010 г. с принятием нового Порядка 2010 г.

25 апреля 2006 г. издан приказ ФАС России № 108, зарегистрированный в Минюсте России 27.07.2006 за № 8121. Любопытно, что этот документ проходил регистрацию более четырех месяцев и был зарегистрирован фактически на следующий день после принятия Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции». Данный приказ отменил действие приказа МАП России (ГКАП России) № 169, за исключением разд. 8, посвященного рыночному потенциалу.

В приказе № 108 не было существенных противоречий с новым законодательством, поэтому он просуществовал без серьезных изменений около четырех лет, пока 28 апреля 2010 г. ФАС России не издала приказ № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». В начальном проекте приказа содержались нормы по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, которые должны были прийти на смену устаревшим. Однако впоследствии концепция документа поменялась.

Аналогичные нормативные акты существуют и у зарубежных антимонопольных органов. В США это Руководство по горизонтальному слиянию компаний (Horizontal Merger Guidelines), утвержденное совместно Министерством юстиции США и Федеральной торговой комиссией США в 1997 г., а также Руководство по негоризонтальному слиянию (Non‑Horizontal Merger Guidelines), утвержденное Министерством юстиции США (бывший раздел 4 Руководства по слияниям редакции 1984 г.). В странах Европейского Союза это Уведомление Комиссии Европейского сообщества об определении соответствующего рынка для целей законодательства Сообщества о конкуренции (Commission Notice on the Definition of the Relevant Market for the Purposes of Community Competition Law. 97/C 372/03), а также частично принятое в 2004 г. Руководство по оценке горизонтальных слияний компаний (Guidelines on the Assessment of Horizontal Mergers under the Council Regulation on the Control of Concentrations between Undertakings 2004/C 31/03) и Руководство no оценке негоризонтальных слияний компаний (Guidelines on the Assessment of Non‑Horizontal Mergers under the Council Regulation on the Control of Concentrations between Undertakings. 2008/C 265/07).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.