Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидности творческих личностей




Сегодня в конкурентной борьбе побеждают в основном те, кто проявляет большую находчивость, изобретательность, тво­рит, активно использует новинки. Понятно, что, если способнос­тями к творчеству будет обладать только руководитель, особых успехов фирма не добьется. Необходимо, чтобы ими располагала значительная часть коллектива.

Для того чтобы подобрать такого рода коллектив, необходи­мо хорошо представлять себе, какие типы людей с точки зрения их потенциальных способностей к творчеству существуют.

Прежде всего, нужно иметь в виду, что не более 6% людей в полной мере являются творческими личностями (так называемые «Прометеи»), способны­ми создавать что-то новое, причем лишь половина из них готовы активно реа­лизовать свои возможности. Около четверти людей относятся к категории «эру­дитов», хотя и обладающих глубокими и разносторонними знаниями, но тво­рить не способных. Они являются прекрасными критиками, и как никто, могут оценить новинки. Еще около 20% людей обладают способностями системати­зировать явления и факты окружающей действительности.

Исходя из особенностей мышления, выделяют следующие категории творческих личностей.

1. Синтезатор представляет собой тип руководителя выс­шего ранга. Осуществляет поиск общих закономерностей разви­тия той или иной группы явлений и формулировку принципи­ально новых выводов. Он лучше других действует в сложных си­туациях, настойчив, но конфликтен и часто безответственен. Це­лесообразно использовать при анализе окружения фирмы и фор­мировании ее стратегии.

2. Идеалист. Тип консультанта. Он имеет широкий спектр взглядов, объективен, сконцентрирован на процессе, реальных взаимоотношениях, хорошо ориентируется в ситуации, четко формулирует цели. Но, стремясь к идеалу, он игнорирует «неудоб­ные» факты, детали или теряется в них, поэтому ему трудно при­нимать решения при большом наборе возможностей. Целесообразно использовать при разработке различных проектов, при условии, что выбор будут делать другие.

3. Прагматик. Тип руководителя среднего звена. По приро­де эклектик, учитывает мнение других и умеет на него влиять, сконцентрирован на результате и использует все, что помогает его немедленно получить, без учета дальнейших последствий. Хорошо адаптируется и ориентируется в сложных динамичных ситуациях, ищет компромиссов, экспериментирует. Его целесо­образно использовать при разработке вариантов действий.

4. Аналитик. Тип руководителя среднего звена. Отдает пред­почтение моделям и формулам, хорошо ориентируется в струк­турированных, поддающихся просчету ситуациях, негибок, осто­рожен, мыслит полярными категориями и скептически относит­ся к опыту. Искусен в планировании. Может быть использован там, где выбор и принятие решений основываются на формаль­но-логическом подходе.

5. Реалист. Тип низового руководителя. Осуществляет эм­пирический подход, полагается на факты и мнения экспертов, стремится к решениям, удовлетворяющим сиюминутные потреб­ности и дающим конкретные осязаемые результаты. Может быть использован при решении текущих проблем.

6. Корректировщик. Тип низового руководителя или испол­нителя. Предпочитает опыт теории, упрощает проблемы, иску­сен в управлении определенной ситуацией с ясной целью.

Возможности людей принимать творческие решения во мно­гом зависят от соотношения в их мышлении и деятельности ак­тивного и пассивного, конкретного и абстрактного начал. Здесь возможны четыре типа личностей.

«Аккомодатор» сочетает действия и чувства. Он эмоционален, импуль­сивен, инициативен, склонен к риску, пробам и ошибкам. Основываясь на опы­те и эксперименте, быстро выдвигает новые цели и в сотрудничестве с другими реализует их на практике.

«Конвергаторъ, сочетает действия и мышление. Хорошо применяет идеи на практике на основе их анализа и оценки для решения конкретных проблем; умеет предвидеть их последствия, определить приоритетные шаги.

«Дивегатор» сочетает созерцательность и чувственность. Он всесторон­не анализирует информацию, выявляет проблемы, генерирует идеи, вырабаты­вает альтернативы, но сам реализовать их не в состоянии.

«Ассимилятор» сочетает созерцание и мышление. Он наблюдает, перепро­веряет, анализирует и критически осмысливает факты, разрабатывает теории для их объяснения.

Люди не только не способны в одинаковой мере творить, t искать новое, но и к этому новому по-разному относятся. Типы/ людей руководителю также необходимо знать. Их, по мнению Е.С. Жарикова, можно свести в следующую классификацию:

1. Новаторы - постоянно ищут возможность что-то усовер­шенствовать.

2. Энтузиасты - эмоционально принимают новое не зависи­мо от степени его обоснованности, возможности использовать на практике.

3. Рационалисты - новые идеи принимают только после тщательного анализа их полезности и возможности реализации.

4. Нейтралы - действуют как приказано.

5. Скептики - не верят ничему, тормозят новшества, но мо­гут быть хорошими контролерами.

6. Консерваторы - критически относятся ко всему, что не проверено опытом.

7. Ретрограды - автоматически отрицают все новое по прин­ципу «старое все лучше».

Новые идеи обычно отвергаются по следующим причинам: неверие, от­сутствие опыта, методов, людей и средств для их осуществления, психологи­ческая неготовность, прежние неудачи, перегрузка текущей работой, кажущая­ся малозначительность, непонятность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.