Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет природопользователей и результатов их деятельности




А. Регистрация. Регистрационная деятельность в сфере охраны окружающей среды имеет чрезвычайно важное значение. Она служит основой при осуществлении таких функций экологического управления как информационное обеспечение, контроль, надзор, лицензирование и др. Регистрация представляет собой внесение в единый по форе официальный документ (реестр, регистр, каталог, список, баланс) сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду. Регистрация проводится в установленном законом порядке органами, наделенными соответствующей компетенцией. Именно поэтому она приобретает статус государственной.

Существует два вида регистрации: обязательная и добровольная. В большинстве случаев последствием регистрации является выдача официальное свидетельства, необходимого наряду с иными документами для осуществления деятельности. Российским законодательством предусмотрены следующие случаи регистрации и ведения реестров (регистров):

а) государственный реестр объектов размещения отходов и Федеральный классификационный каталог отходов.

б) государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов на основании которой предоставляется разрешение на их производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, рекламу, ввоз и вывоз. Она проводится на основании заключения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок 10 лет либо на срок два года в случаях необходимости проведения дополнительных следований по оценке опасности негативного воздействия указанных веществ на здоровье людей и окружающую среду.

в) регистрация и ведение Государственного реестра опасных производственных объектов, содержащего информацию об этих объектах и эксплуатирующих их организациях, в том числе признаках объектов, по которым они отнесены к опасным производственным; о видах деятельности, на осуществление которых требуется лицензии; о ведомственной и территориальной принадлежности объектов. Регистрация осуществляется Госгортехнадзором и его органами. Объекты, вводимые в эксплуатацию, подлежат регистрации не позднее 30 дней с начала их эксплуатации. Объекты, зарегистрированные в Государственном реестре, подлежат перерегистрации не реже одного раза в пять лет. Ведение данного реестра осуществляет Госгортехнадзор России, а его ведомственных разделов — иные федеральные органы исполнительной власти, имеющие право проводить регистрацию опасных производственных объектов. В отношении доступа к носителям информации об объектах, зарегистрированных в реестре, установлен ограничительный порядок. Регистрируемым объектам присваиваются регистрационные номера;

г) регистрация генно-инженерно-модифицированных организмов. Ведение Сводного государственного реестра и выдача свидетельства регистрации осуществляются Министерством промышленности, науки и технологий РФ. Регистрация проводится на основе заявления о деятельности по созданию, использованию и выпуску в окружающую среду, о совершении сделок, в том числe внешнеторговых, предметом которых являются такие организмы, путем анализа сведений о биобезопасности, проведения экспертизы, принятия решения о биобезопасности, внесения в реестр и выдачи свидетельства. Сведения о модифицированном организме вносятся в реестр в течение 10 дней с момента принятия решения о регистрации. В этот же срок выдается свидетельство о регистрации на бланках на предъявителя, имеющих степень защи­щенной бумаги, учетную серию и номер. Срок действия — до пяти лет, но путем перерегистрации он может быть продлен еще на пять лет. Государственная регистрация может быть аннулирована в случае выявления негативного воздействиямодифицированного организма на окружающую среду, подтвержденного экспертизой;

д)государственная регистрация лекарственных средств, предназначенных для человека и животных, обязательна для производства, продажи и применения их на территории РФ. Государственной регистрации подлежат новые лекарственные средства, новые комбинации ранее зарегистрированных средств либо произведенных в других лекарственных формах, с новой дозировкой или иным составом вспомогательных веществ, а также воспроизведенные лекарственные средства, применяемые в медицине; наркотические и психотропные средства помимо регистрации подлежат занесению в соответствующие списки;

е) регистр гидротехнических сооружений ведется органами надзора за их безопасностью. Основанием для внесения в регистр является декларация безопасности гидротехнического сооружения;

ж) регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ по постановлению Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. является обязательной. Этим же актом регулируется ведение Федерального государственного регистра потенциально опасных химических и биологических веществ. Регистр включает в себя сведения о номенклатуре, производстве применении, назначении, свойствах, биологическом действии и поведении этих веществ в окружающей среде. Регистрация осуществляется Российским регистром при Государственной санитарно-эпидемиологической службе Минздрава РФ, в ведении регистра участвует и Министерство природных ресурсов РФ. Государственной регистрации подлежат все производимые в Россиии ввозимые из-за рубежа вещества природного и искусственном происхождения (кроме пестицидов, агрохимикатов и лекарственных средств, наркотических и психотропных средств, в отношении которых регистрация осуществляется в ином порядке). Она проводится на основе токсико-гигиенических и эколого-токсикологических исследований.

Разновидности химических веществ, которые используются при производстве химического оружия, и само химическое оружие при его хранении, перевозке и уничтожении регистрируются в рамках государственной системы учета особо опасных материалов и контроля за ними;

з) государственная регистрация недвижимого имущества и сделок с ним, в частности, сделок с землей. Учет земельных участков осуществляются в соответствии с ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г. К основным документам указанного земельного кадастра относится, в частности, Единый государственный реестр земель, содержащий сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

и) государственная регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, государственная регистрация новых пищевых продуктов; государственный реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процессов и услуг требованиям качества и безопасности;

к) реестр подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и территориальном море РФ (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта), который ведет МЧС России.

Помимо перечисленных существует ряд иных реестров и регистров.

Б. Декларирование новый вид обеспечения экологической безопасности деятельности, объектов, продукции. Одновременно он способствует расширению самостоятельности природопользователей предпринимателей и их ответственности за принимаемые решения и действия. Российским законодательством последних лет оно достаточно активно внедряется в правовое поле. Декларация, которая является результатом процесса декларирования, представляет собой официальный документ, в котором субъект сам определяет показатели, параметры, направления своей деятельности и тем самым возлагает на себя обязательства по их соблюдению. Помимо деклараций в российском законодательстве используются уведомления, означающие обязательное сообщение о проведенных действиях либо согласование планируемых юридически значимых решений и (или) действий. Такого рода уведомления касающиеся федеральных и иных органов исполнительной власти, предусмотрены чаще всего в положениях о них или в других нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы компетенции и статуса субъектов государственного экологического управления.

Обязательные уведомления должны поставить в известность власти и общественность о намерении осуществить доставки новых химических веществ или их соединений. Этот инструмент не только служит для информирования властей в надлежащий срок, но и является необходимым условием получения разрешения на осуществление планируемой деятельности либо для проведения профилактических мероприятий. Обязательные уведомления нужно отличать от отраслевых соглашений, в соответствии с которыми природопользователи добровольноберут на себя обязательства сократить, например, содержание фреона в аэрозолях, отказаться от производства и использования отдельных опасных химических веществ.

Специфическим видом уведомлений являются подтверждения, направляемые субъектам хозяйственной деятельности с установленной в законодательных или нормативных правовых актах периодичностью (например, ежегодно), о неизменяемости производственного процесса, используемого сырья, материалов, оборудования и т. п. либо о неизменности масштабов и иных показателей воздействия на окружающую среду (выбросов в атмосферный воздух, образование отходов).

В настоящее время существуют следующие виды деклараций, связанных с охраной окружающей среды:

а) декларация промышленной безопасности — официальный документ организации, эксплуатирующей опасный объект, представляемый в органам государственной власти, местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в установленном законом порядке.. Сюда относятся декларации, на те объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества и декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов.

б) декларация безопасности гидротехнического coopужения — документ, в котором определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса. Она представляется собственником сооружения или эксплуатиру­ет организацией и на основании заключения экспертизы сдается органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Декларация является основанием для внесения сооружения в регистр и выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию или вывод из эксплуатации, реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию;

в) декларация о соответствии пищевых продуктов, материалов и изделий, не подлежащих обязательной сертификации, требованиям нормативных документов. Такие декларации подаются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов.

В каком-то смысле к этим новым институтам примыкает и такой вид добровольного заявления с последующей процедурой легитимации Госстандартом РФ, как аккредитация в отношении организаций, изъявивших желание получить признание своей компетентности в области оценки соответствия продукции, произведенных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности.

5. Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности - комплекс экспертных мероприятий, охватывающих основные этапы процесса непрерыв­ного учета экологического фактора на всех стадиях жизненного цикла объекта, называется эко­логическим сопровождением хозяйственной деятельности (ЭСХД).Любой инженерный объект имеет свою историю возникновения и существования. Жиз­ненный цикл объектаможет быть представлен следующими основными этапами:

- формирование замысла проекта и выбор варианта использования свободного земельного участка;

- проектирование объекта;

- строительство и введение в эксплуатацию объекта;

- обращение (купля-продажа, дарение, сдача в аренду и т.п.) с передачей имущественного права или с появлением обременении на это право;

- эксплуатация объекта, его физическое и моральное старение;

-уничтожение (демонтаж, утилизация) объекта (окончание жизненного цикла).

ЭСХД должно осуществляться на всех стадиях - от возникновения идеи через обоснование и реализацию замысла до реабилитации и достижения приемлемого качества окружающей среды (ОС) после завершения деятельности в рамках этого замысла.

Законодательство предусматривает 1) экологические требования к содержанию и составу проектной документации, в которую обязательно входит процедура оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС), природоохранные мероприятия, в том числе по организации экологического мониторинга 2) экологическую экспертизу проекта, 3) экологический мониторинг и аудит - на стадии эксплуатации объекта.

6. Экологический контроль является традиционной административной мерой регулирования природопользования. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательст­ва в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйствен­ной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Целью экологического контроля является охрана окружающей среды путем предупрежде­ния и устранения правонарушений.

Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государст­венной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридиче­скими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных законодатель­ством РФ и субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок, принятия преду­смотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению, анализу и прогнозированию состоя­ния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими ли­цами, индивидуальными предпринимателями.

Объектами экологического контроляявляются физические и юридические лица, осуществляющие воздействие на окружающую природную среду в производственной и бытовой деятельности: предпри­ятия, отдельные производственные объекты, природоохранные сооружения, строящиеся объекты, домаш­ние хозяйства и т.д.

Формами контроля являются: информационный, основанный на анализе данных мониторинга окружающей среды и источников воздействия на нее; предупре­дительный, направленный на предотвращение возможных вредных последствий, и карательный, выражающийся в применении мер государственного принуждения к нарушителям законодатель­ства.

Предупредительная форма экологического контролязаключается в инвентаризации факторов и источников антропогенных воздействий на окружающую природную среду, установление нормативов воздействий на нее, в том числе лимитов на природопользование, и проверку их соблюдения, выдачу (аннули­рование) разрешений или лицензий на различные виды природопользования и т.п. Сюда же можно от­нести контроль за ходом строительства производственных объектов хозяйственной деятельно­сти.

Карательная форма экологического контроляприменяется в тех случаях, когда правонарушение совершено и его последствия не позволяют ограничиваться только предупреждением. После фиксации правонарушения наступает юридическая ответственность (материальная, дисциплинарная, админист­ративная, уголовная, гражданско-правовая). К карательной форме экологического контроля можно от­нести также пресечение экологически вредной деятельности, например, в форме ограничения, приос­тановления или прекращения эксплуатации производственного объекта.

Существует скольких видов государственного экологического контроля: 1) в зависимости от стадии контролируемой деятельности — предупредительного и текущего; б) критерия субъекта контроля — общего и специального. Общий экологический контроль осуществляют органы управления общей компетенции. Специальный государственный экологический контрольпроизводится специально уполномоченными органами государственного управления по отношению ко всем природопользования, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. В РФ существует Росприроднадзор.

Кроме этого может быть ведомственный экологический контроль,производимый центральными органами государственного управления по отношению к подчиненным им организациям ими структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли.

Экологический контроль может быть плановым и внеплановым. Плановый контроль проводится на основании разрабатываемых органами государственно­го контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, но не чаще чем один раз в три года. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуаль­ного предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем пред­принимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правитель­ством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной вла­сти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Внеплановый контроль проводится на основании поступивших жалоб, нареканий итд.

7. Экологическое лицензирование является одним из наиболее широко используемых административно-правовых инструментов в области управления природопользованием и охраны окружающей среды. О нем можно говорить как о разветвленной разрешительной системе, подразумевая под ней совокупность органов экологического управления, обладающих полномочиями давать и аннулировать лицензии (разрешения), процессуальных порядков выдачи (изменении условий, аннулирования) лицензий, материально-пра-вовых норм, регулирующих содержание и условия лицензий.

Лицензия — официальный документ, который разрешает определенному лицу (лицам) осуществление указанного в нем вид деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия проведения деятельности.

Лицензирование можно классифицировать на несколько групп по различным критериям. Так, по объекту лицензирования выделяются 3 группы лицензий (разрешений) на:

1) природопользование, т. е. определяющих права и обязанности физического или юридического лица при эксплуатации природного ресурса, изъятии его из окружающей среды, условия этой деятельности, ограничения, параметры используемого природного ресурса (например, видовую принадлежность, возраст, пол добываемых охотничьих животных, их количество и т. п.);

2) осуществление видов деятельности, связанной с самим фактом существования природного ресурса (например, морская разведка минеральных и живых ресурсов континентального шельфа);

3) оказание воздействий на окружающую среду и ее компонен­ты (негативное — например на выброс вредных веществ в атмосферу, или позитивное — на природоохранительную деятельность ).

По видам деятельности, осуществляемой на основании разрешения, лицензии, они делятся на полученные для удовлетворения личных нужд, для осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности в целом или ее этапа, на связанные изъятием и полным использованием предмета лицензии и связанные с извлечением, использованием полезных свойств или части предмета лицензии и т. п.

По сфере лицензирования. По нему выделяются лицензии (разрешения) на пользование или иную деятельность в отношении недр, земель, вод, атмосферного воздуха и т. п.

По субъектам выдачи лицензий: лицензии, выдача и контроль за использованием которых осуществляются органом экологического управления единолично, лицензии, которые выдаются таким органом по согласованию с иными специально уполномоченными в области охраны окружающей среды и природопользования органами.

По формальному признаку — названию документа выделяются две большие группы — лицензии и разрешения.

По субъектам пользования лицензии разделяются на выдаваемые российским физическим и юридическим лицам и иностранным физическим и юридическим лицам, а также международным организациям и государствам.

Законодательство четко регламентирует список видов деятельности, которое лицензируется в обязательном порядке.

8. Нормирование и стандартизация в природопользовании. Это один из самых сложных и интенсивно развивающихся правовых инструментов управления природопользованием. Оно выступает в разных качествах: как правовая мера или инструмент охраны окружающей среды, как правовой институт и как функция государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Под экологическим (природоохранным) нормированием понимается научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной и иной деятельности на ресурсы биосферы, обеспечи­вающее как социально-экономические интересы общества, так и его экологические потребности.

Система нормирования в природопользовании значительно шире системы экологического нормирования, она включает нормативы на технологические процессы (наилучшая достигнутая технология), оборудование и машины (нормы выбросов загрязняющих веществ энергетическими котлами автомашин), нормативы функционального зонирования территорий, правила охраны природы и использования природных ресурсов, и т.п.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении норма­тивов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны ок­ружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в облас­ти охраны окружающей среды.

В России действует сложная система экологических нормативов. Систему нормативов допустимого воздействия образуют нормативы:

А) Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соот­ветствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Они устанавливаются для оценки состояния окружаю­щей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда расте­ний, животных и других организмов.

Б) Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятель­ности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружаю­щей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размеще­ние;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла; уровни шума, виб­рации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физическихвоздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

В) Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установ­ленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных эко­логических систем и предотвращения их деградации.

Г) Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавли­ваются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окру­жающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и сово­купному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях. При этом учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

Стандартизация — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандарт представляет собой документ, в котором в целям добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристика процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, которых может содержать и требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Цель стандартизации - повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, а также объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По форме экологические стандарты представляют собой нормативно-технические документы, обязывающие природопользователей к соблюдению требования по охране окружающей среды, устанавливающие комплекс обязательных для исполнения норм, правил и требований в области охраны окружающей среды и природопользования. К стандартам относятся собственно государственные стандарты, а также санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом определяют обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг. Законодательством предусмотрено установление госстандартов на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение,:транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления. Экологические стандарты можно классифицировать по разным основаниям.

А. По субъекту принятия (утверждения) среди них в соответствии с Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» были выделены следующие виды: государственные стандарты (ГОСТы), международные (региональные), отраслевым (ОСТы) и стандарты предприятий. По Федеральному закону «О техническом регулировании» они разделяются на международные и национальные, т. е. принятые международной организацией; утвержденные национальным органом РФ по стандартизации.

Б. По критерию стандартизируемого объекта на: а) общие положения термины, определения, классификации; б) показатели качества средообразующих элементов; в) параметры загрязняющих выбросов, иных воздействий г) показатели интенсивности использования природных ресурсов; д) правила охраны природы и рационального природопользования; е) методы определения параметров состояния природных воздействий интенсивности хозяйственного воздействия; требования к средствам контроля и измерений состоящий окружающей среды; ж) требования к устройствам, оборудованию сооружениям по защите окружающей среды и т. п.

В. По своему значеню делятся на две группы основные и вспомогательные. Основные подразделяются на собственно экологические и производственно-хозяйственные. К первым в литературе относят ПДК и ПДНИ ко вторым — ПДВ.

В системе стандартизации экологическим стандартам присвоен классификационный номер — 17, например «ГОСТ 17. 4.2.03—86. Охране природы. Почвы. Паспорт почвы».

Соответствие продукции, работ и услуг экологическим стандартам подтверждается экологической сертификацией и маркированием продукции знаком соответствия, знаком обращения на рынке.

Стандарты следует отличать от технических регламентов, т.е. документов, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (про­чий, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), принятых в целях защиты жизни и здоровья граждан, животных и растений, охраны окружающей среды и др. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений, биобезопасность, взрывобезопасность, а также промышленную, химическую, ядерную и радиационную, пожарную и иные виды безопасности; минимально необходимые ветеринарно-санитарные и диетосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран (мест). Технические регламенты делятся на два вида: общие и специальные, но по субъекту принятия выделяются принятые ратифицированным международным договором, федеральным законом (а значит, парламентом); Президентом РФ в форме Указа; Правительством РФ —в форме Постановления, В качестве основы для их разработки могут быть использованы международные и национальные стандарты.

9. Экологическая сертификация продукции и услуг Сертификация (от лат. certum- верно, facere- делать) является общепринятым способом удостоверения, что товар «сделан верно». Экологическая сертификация - деятельность по подтверждению соответствия сер­тифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. По итогам сертификации выдается специальный документ – сертификат.

Сертификат - документ, удостоверяющий какие-либо факты, например, качество товара.

Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения эко­логически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Рос­сийской Федерации».

Объектами экологической сертификации могут быть: предприятия и производства, в том числе опытно-экспериментальные; продукция, использование которой может принести вред ок­ружающей среде; отходы производства и потребления, обращение с ними; системы управления охраной окружающей среды.

Экологическая сертификация бывает двух видов: обязательная и добровольная. Перечень объектов, подлежащих обязательной логической сертификации, устанавливается либо специальным законодательством, либо Министерством природных» ресурсов. В частности, ст. 26 ч. 1 ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, а п. 3 закона ─ что ведение единого реестра выданных сертификатов соответствия ведется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Важна роль экологической сертификации в обеспечении безопасности, защите окружающей среды и здоровья людей. Она служит средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции, заявленных изготовителем; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; контроля за безопасностью продукции окружающей среды, здоровья и имущества; защиты потребителе от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя).

10. Экологическая паспортизация предприятий и территорий. Экологический паспор т предприятия или территории — это специальный обязательный документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящихся в собственности или пользовании предприятия, территории об их состоянии, видах воздействия и оказываемых в ходе хозяйственной и иной деятельности, мерах по защите окружающей среды. Экологический паспорт это комплекс данных об уровне использования предприятием или территорией природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду. Экологический паспорт разрабатывается предприятием или органами территориальной власти за счет собственных средств, утверждается руководителем по согласованию с территориальным органом охраны окружающей среды и оформляется как минимум в трех экземплярах, которые хранятся у природопользователя, специально уполномоченного органа экологического управления, вышестоящего территориального органа исполнительной власти.

11. Государственная экологическая экспертиза Государственная экологическая экспертиза расценивается специалистами как один из важнейших и эффективнейших правовых инструментов, с помощью которого удается предотвратить нанесение вреда окружающей среде.

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйст­венной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости в це­лях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ок­ружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реали­зации объекта экологической экспертизы,

ЭЭ используется в качестве технического инструмента в области принятия решений с точки зрения обеспечения ООС. Она призвана быть средством вовлечения обществен­ности в процесс принятия решений в области экономического и социального развития.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) в РФ является обязательной мерой ох­раны окружающей природной среды.

12. Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и норматив­ных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологический аудит предприятия и/или проекта помогает ре­шать несколько задач одновременно, при этом основной, как правило, является получение объек­тивной полной картины экологического состояния предприятия или площадки с последующей оценкой размера существующей или потенциальной ответственности в сфере охраны окружаю­щей среды, т.е. экологических рисков. Инициаторы аудита, будь то промышленные предприятия и компании, инвесторы и международные финансовые организации, используют результаты ау­дита при планировании своей деятельности, выборе оптимальной стратегии развития, принятии решения об инвестициях в активы, взаимодействии с бизнес-партнерами и государственными контролирующими и надзорными органами. К примеру, использование экологического аудита как независимого инструмента оценки широко распространено при проведении сделок слияния и поглощения, выборе оптимального размещения нового промышленного объекта, проектном фи­нансировании международными финансовыми институтами, взаимодействии с государственны­ми надзорными органами и т.д. Помимо прочего, такая оценка демонстрирует приверженность компании высоким экологическим стандартам ведения своей хозяйственной деятельности и мо­жет положительно влиять на капитализацию предприятия.

Результаты аудита, проведенного независимой стороной, содержат выводы о соответствии текущей деятельности требованиям в области охраны окружающей среды и наличии экологиче­ских ограничений, а также рекомендации по приведению текущей ситуации в соответствии с обо­значенными требованиями и учету экологических рисков планируемой деятельности.

Следует отметить заинтересованность предприятия в проведении экологического аудита с целью снижения риска быть оштрафованным за возможное нарушение природоохранного зако­нодательства.

Ко второй подгруппе предупредительным финансово-экономическим методам обычно относят

I. Плата за природные ресурсы и система налогов;

II. Плата за загрязнение окружающей среды и расчет экономического ущерба от антропогенных воздействий на окружающую среду.

III. Экологическое страхование,

I. Плата за природные ресурсы занимает центральное место в экономическом механизме при­родопользования. Научной основой взимания платы за природные ресурсы является теория при­родной ренты,

В основу платы за природные ресурсы, основанной на их экономической оценке, положены следующие принципы:

1) плата за лучший ресурс (по качеству, местоположению, потребительским свойствам) должна быть выше, чем за худший;

2) величина платы должна быть достаточно высокой, чтобы стимулировать снижение ре­сурсоемкое производства;

3) размер платы должен учитывать конъюнктуру рынка (спрос и предложение) с учетом ре­гиональных особенностей и межрегиональных связей;

4) неиспользуемые природные ресурсы должны иметь потенциальную оценку, которую сле­дует учитывать в расчетах и корректировать с течением времени;

5) система платежей за пользование природными ресурсами должна вписываться в общую налоговую систему, но быть достаточно гибкой на региональном уровне с тем, чтобы стимулиро­вать ресурсозаменяемость (альтернативность) и способствовать реализации установленных для данного региона приоритетов, обеспечивающих его устойчивое развитие;

6) способы изъятия и использования средств от платежей за природные ресурсы должны быть адекватны величине и структуре общественно необходимых затрат на их воспроизводство и 0храну и, с другой стороны, препятствовать перенесению экономической ответственности за нерациональное использование природных ресурсов и ущерб окружающей среде на потребителя конечной продукции.

Выделяют два вида платы за добычу природных ресурсов и за их потребление и плату за охрану и воспроизводство природных ресурсов С помощью первого вида платежей (расход запасов полезных ископае­мых, вырубка леса, забор воды из природных источников) регулируется интенсивность использо­вания природных ресурсов их владельцами (арендаторами, пользователями) и обеспечивается на­копление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами (объектами) в пределах определенной территории (за земельный, горный отводы, за право забора воды из природного источника, право вырубки леса и осуществления других видов хозяйственной деятельности на землях лесного фонда и т. д.) призваны регулировать распределе­ние территории между конкурирующими видами природопользования.

В законе РФ «Об охране окружающей среды» закреплен принцип платности природополь­зования. Плата за природные ресурсы должна взиматься:

-за право пользования в пределах установленных лимитов;

-за сверхнормативное и нерациональное использование природных ресурсов;

-на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за право пользования природными ресурсами реализует право государства как собст­венника природных богатств на получение части прибыли от их эксплуатации, которая не требует затрат труда и капитала (т.е. на изъятие абсолютной и дифференциальной ренты). Плата взимает­ся в форме арендной платы или в иных предусмотренных законодательством формах.

Плата за охрану и воспроизводство природных ресурсов устанавливается для возмещения бюджетных затрат на их восстановление.

Плата за природные ресурсы в РФ устанавливается в соответствии с налоговым (за участки недр, объекты животного мира, земельные участки) и природноресурсным законодательством (за водные объекты, лес).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.