Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Экологическое страхование




Экологическое страхование — правовая мера охраны окружающей среды, которая в России стала появляться при переходе к рыночным отношениям. Оно является одной из разновидностей страхования и регулируется специальными Законами РФ

Экологическое страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет средств специальных страховых фондов.

В Российской Федерации может осуществляться как обязательное государственное экологическое страхование, так и добровольное.

Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенная на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования в случае наступления страхового события. Страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

Определены страховые события, по которым страховщик не несет ответственности. Это события 1)прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, внутренних беспорядков, боевых действий; 2) вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива; 3) связанные с умышленными действиями страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности; 4) вызванные нарушением законов и других нормативны: актов; связанные с управлением производства персоналом, ни уполномоченным на это или просрочившим время инструктаж переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность;

Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком, на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей реквизиты страхователя. В соответствии с предъявленными данными решается вопрос о приеме на страхование и рассчитываются страховые платежи. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия, степени опасности предприятия. На основании данных об уплате платежей страхователю выдается страховое свидетельство (полис), этого момента договор экологического страхования вступает в силу. Он заключается сроком на один год с последующей пролонгацией. При заключении договора экологического страхования страховщик производит непосредственный осмотр предприятия.

Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза). Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску, по серии исков, вытекающих из одного страхового случая. Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя: 1) компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; 2) сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды; 3) расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика; 4) расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем; 5) связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика.

II. Группа карательных методов устанавливается на основании ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды. В данной статье сказано, что «за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствие с законодательством.

Все карательные методы подразделяется на три подгруппы: административные, финансово-экономические и меры пресечения.

К подгруппе административных карательных мер обычно относят выговор, предупреждение, замечание, принятие решения по частичному или полному несоответствию должности и увольнение с работы. Возможно и предупреждение со стороны природоохранных органов конкретному предприятию или организации. В данном случае меры наказания не касаются финансовой стороны виновного.

Финансово-экономический методы включают в себя штрафные санкции. Обычно штраф накладывается на основании административного протокола судом или специальной комиссией. В основе применения данного метода лежит Административный Кодекс. Кроме штрафных санкций возможно применения к нарушителям повышенной платы за ресурс. Если за сбросы и выбросы предприятие в рамках квот платит по одной цене, то цена сверхнормативных сбросов и выбросов может быть значительно выше.

Меры пресечения применяются на основании Уголовного и Гражданского Кодексов. Соответственно, в данных кодексах есть статьи, которые касаются конкретных нарушений в области природопользования и охраны окружающей среды. Обычно меры пресечения применяются судами.

III. Поощрительные методы одна из самых слабо развитых групп методов управления. Включает в себя две подгруппы: административно-поощри-тельные и финансово-экономические методы поощрения.

К административно-поощрительным методам относятся благодарность, награждение Почетной грамотой, медалью, орденом, занесение наименование предприятия на стенд почета, в книгу почета и так далее.

Финансово-экономические методы поощрения включают в себя премирование, награждение ценными подарками. Для юридических лиц это может быть частичное снижение платы за ресурсы, платы за загрязнение окружающей среды, частичное финансирование природоохранными органами конкретных работ по охране окружающей среды, установление повышенной цены на продукцию, налоговые льготы и так далее. В этом случае конкретные лица или организации получают экономическую выгоду.

Налоговые льготы (отрицательный налог, субсидия Налоговые льготы на экологобезопасную деятельность и про­дукцию, а также системы льгот налогоплательщикам, занимающимся деятельностью, способст­вующей разрешению экологических проблем. Федеральный закон «Об охране окружающей сре­ды, предусматривает, в частности, предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наи­лучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Например, Налоговым кодек­сом РФ (ст.25) предусматривается освобождение от налога на прибыль сумм, полученных орга­низациями в форме грантов для целей охраны окружающей среды, налогооблагаемая прибыль
уменьшается на сумму работ по разведке и освоению полезных ископаемых.

Поощрение может происходить в результате уменьшение налоговой базы на величину средств, направляемых на охрану окружающей среды. Например, в ряде стран применяется схема уменьшения налогооблагаемой прибыли на ве­личину средств, направляемых на природоохранные инвестиции.

В ряде случаев применяются налоговые льготы природоохранным организациям: заповед­никам, национальным паркам, ботаническим садам, например, в форме освобождения полностью или частично от налога на имущество.

Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами производит­ся в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребле­ния» (1998 г.), реализуется следующим образом:

- понижение размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющем деятельность, в процессе которой образуются отходы, и внедряющим технологии, обеспечивающие уменьшение количества отходов;

- применение ускоренной амортизации основных фондов, связанных с утилизацией и обез­вреживанием отходов.

Еще одной формой налоговых льгот является предоставление налогового кредита. Так, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 67) предусматривается предостав­ление инвестиционного налогового кредита организациям, проводящим научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение соб­ственного производства, в том числе направленным на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

Ускоренная амортизация основных фондов, в т.ч. природоохранного назначения, является хорошо апробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности и научно-технического прогресса. Предприятие, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращает размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает его чис­тая прибыль. Кроме того, ускоренная амортизация обеспечивает накопление средств, позволяю­щих сократить временной период обновления качественного и количественного состава основ­ных фондов.

Финансирование природоохранной деятельности

В условиях рыночной экономики возрастают роль и ответственность государства за форми­рование целей, задач, условий и путей социально-эко-номического развития и их реализацию в интересах всего общества. Одним из рычагов воздействия в этом процессе служит система госу­дарственного финансирования природоохранной деятельности. Эта система проявляется через капитальные вложения, предоставление займов, ссуд, кредитов, в т.ч. на льготных условиях, фи­нансирование специальных государственных структур, проводящих и реализующих государст­венную политику в области охраны окружающей среды. В современных условиях государствен­ное финансирование должно предоставляться прежде всего в целях стимулирования экологосба-лансированной деятельности в народном хозяйстве. Сегодня в развитых странах мира в той или иной степени предоставление государственных субсидий обуславливается природоохранными факторами. Здесь же необходимо отметить, что в последние годы признание приоритетности проблем и задач охраны окружающей среды повлекло за собой создание экологических фондов как дополнительного целевого источника государственного финансирования, средства которого формируются за счет экологических налогов, платежей за загрязнение и др.

Финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий может произ­водиться за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств природополь-зователей, экологических фондов всех уровней, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также дру­гих источников.

Государственное бюджетное финансирование направлено главным образом на выполнение целевых программ, ликвидацию последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий, строительство крупных природоохранных сооружений, создание системы особо охраняемых при­родных территорий. Во многих странах в последнее время наблюдается рост государственных расходов на ООС в структуре национальных бюджетов, затраты государства в общей сумме за­трат являются преобладающими и растут более быстрыми темпами, чем частные.

Специальным источником финансирования природоохранных мероприятий являются сред­ства системы экологических фондов. С 1991г. (с момента введения платы за загрязнение окру­жающей среды) в РФ действовала система небюджетных экологических фондов, главной статьей

юрмирования которых (85-90%) были средства платы за загрязнение. Впоследствии платежи за:згрязнение окружающей среды были консолидированы в бюджеты соответствующих уровней.

Широко распространенным механизмом регулирования природопользования является суб­сидирование природоохранной деятельности.

Субсидии - различные формы финансовой помощи, стимулирующие предприятия - источ­ники воздействий на окружающую среду для уменьшения таких воздействий.

Существует несколько форм субсидий: гранты, ссуды, льготные кредиты, налоговые льго­ты. Гранты — не подлежащая возврату форма финансовой помощи, оказываемая предприятию при наличии его обязательства принять в конкретные сроки меры по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду. Наиболее значительные инвестиции в форме грантов в нашей стране выделялись по проектам ТАСИС (европейское сообщество), Агентства международного развития (США), Глобального экологического фонда, Фонда Евразии.

Ссуды предоставляются государством, экологическими фондами на установку очистного оборудования, утилизацию отходов, выплату процентов по льготным кредитам для реализации природоохранных мероприятий.

Система льготного кредитования банками эффективных природоохранных мероприятий должна стимулировать деятельность предприятий в области охраны окружающей природной сре­ды (за счет первоочередности льготных условий) при полной компенсации средств, затраченных банками на выдачу кредитов под пониженный процент.

Обычно в жизни происходит комбинированное применение различных методов. Переход государства к рыночным отношениям повлиял на методы регулирования природопользования. Рыночные отношения могут снизить эффективность одних методов, породить совершенно новые методы управления природопользованием. Заметно возрастает роль экономических методов управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.