Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика курсовой работы




ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа по основам теории управления является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Методические указания призваны помочь студенту выбрать тему и выполнить исследование на высоком уровне.

Курсовая работа выполняется с целью:

- расширения знаний по определенному разделу дисциплины «Основы теории управления»;

- выработки у студента навыков научно-исследовательской работы;

- обучения студентов методам аналитической работы в области управления.

В процессе курсовой работы студент должен приобрести и закрепить навыки:

- работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;

- систематизации, обобщения и анализа фактического материала по проблемам менеджмента;

- возможное привлечение практических материалов по исследуемой проблеме;

- обоснования выводов и предложений по совершенствованию технологий управления.

В процессе изучения дисциплины «Основы теории управления» должны сформироваться соответствующие общекультурные компетенции у студентов:

ОК-9- способность находить организационно-управленческие и экономические решения;

ОК-21-учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности.

Выполнение курсовой работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов курсовой работы.

Курсовая работа выполняется и защищается в сроки, определенные учебным графиком.


Тематика курсового проектирования определяется программой дисциплины «Основы теории управления». Студент самостоятельно выбирает тему работы, затем согласует ее с руководителем. Допускается написание работы на тему, предложенную студентом при обязательном ее согласовании с руководителем курсовой работы.

В методических указаниях предлагаются темы работ по пяти блокам:

Первый блок – «Общие проблемы менеджмента» включает следующие темы:

1.1 Сущность и содержание менеджмента;

1.2 Школы менеджмента;

1.3 Методы управления;

1.4 Функции управления.

Второй блок – «Организационные структуры управления». В данном разделе предлагается выполнить курсовые работы по следующим темам:

- организационные структуры управления предприятиями;

- программно-целевые структуры управления;

- организационная структура крупной корпорации;

- организационные структуры управления предприятиями малого бизнеса;

- организационная структура инновационных предприятий;

- бесструктурные организации.

Третий блок - «Система планирования». Совокупность взаимосвязанных согласованием процессов называется системой планирования. Они формируются на основе действия следующих принципов:

- целевого характера планов, выраженное в том, что все планы входящие в систему планирования, преследуют одну и или несколько взаимосвязанных целей;

- пропорциональности и сбалансированности всех элементов системы планирования;

- научной обоснованности планов.

Тематика курсовых работ по системе планирования включает следующие темы:

- система планирования на предприятии;

- оперативное планирование;

- прогнозирование.

Четвертый блок – «Стратегическое планирование». Стратегический менеджмент (стратегическое управление) является составной частью менеджмента он:

- опирается на персонал фирмы (человеческий потенциал) как на основной ресурс;

- ориентирует деятельность предприятия на запросы потребителей и обеспечивает гибкое реагирование на изменения во внешней среде, обеспечивающие ему конкурентные преимущества;

- позволяет организации достигать свои цели и выживать в долгосрочной перспективе.

В рамках этого раздела предлагаются следующие темы:

- стратегическое управление предприятием;

- система целей предприятия и её формирование;

- стратегическое планирование.

Пятый блок - “Управление персоналом” включает следующие темы:

- мотивация;

- управление стимулированием труда;

- управление персоналом фирмы;

- руководство, требования к руководителям и их функциям.

 

Тема 1.1. «Сущность и содержание менеджмента» должна содержать следующие основные моменты:

- определение менеджмента;

- цели и задачи менеджмента на современном этапе экономического развития;

- место менеджмента в системе экономических наук;

- особенности управления на предприятиях, фирмах;

- основополагающие моменты для выбора модели управления предприятием, фирмой.

 

Тема 1.2. «Школы менеджмента» могут рассматриваться по последовательности формирования управленческих школ, но можно анализировать одну или несколько школ (этапов) управления. В практической части необходимо показать, как постулаты исследуемой школы применяются/не применяются в управлении конкретного предприятия.

Этапы развития управленческих школ.

-Научное направление (1885-1920гг.) Ф.Тейлор, Френк, Гибрет, Гант.

-Классическая или административная школа управления [1920-1950гг.] Ф.Тейлор, Гилбрет, А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун.

-Идеальная бюрократическая организация управления [концепция рациональной коллективной деятельности] - М.Вебер.

-Школа (теория) человеческих отношений, включая поведенческие науки(психологию, соционику, социанализ) - [1930-1950гг. и по настоящее время] М.Паркер, Э.Мейо, А.Маслоу, Р.Лайнерт, М.Григор, Ф.Герберг.

-Наука управления или количественный подход (1950г. по настоящее время). Из них можно выделить

-Эмпирическая школа [Саймон, П.Друкер] сочетание теории человеческих отношений с положениями тейлоровского научного управления.

-Школа социальных систем [Ч.Барнард, И.Марч] основывают свои теоретические разработки на методологии системного анализа и общей теории систем.

-Гибкие системы управления, ориентированные на структуру и потребности рынка - Е.Фрезе.

 

Тема 1.3 «Методы управления». При написании курсовой работы следует обратить внимание на следующие моменты:

- содержание методов;

- механизм воздействия на объект управления;

- стимулы выполнения управленческих воздействий.

 

Тема 1.4. «Функции управления». В курсовой работе следует обратить внимание на:

- определение функций и процесс их формирования;

- первичные функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль);

- остальные функции управления (коммуникации, принятие решений и т.д.);

- анализ функций управления;

- возможность их использования в практической деятельности.

 

В теме 2.1. «Организационные структуры управления предприятиями» необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- определить сущность и основные понятия организационных структур управления. Определить элементы организационной структуры управления: такие как органы управления, подразделения органов управления и специалисты. Дать характеристику связей между ними и классификацию связей;

- классифицировать структуры управления используя все возможные принципы классификации: по типу связей, по рыночному признаку и по другим признакам;

- представить основные способы построения и анализа организационных структур управления.

 

В теме 2.2. «Программно-целевые структуры управления» необходимо изучить особенности применения программно-целевых (матричных структур) управления.

При выполнении курсовой работы по этой теме необходимо рассмотреть следующие вопросы:

- сущность, состав и содержание программно-целевых структур управления, их классификацию и возможности использования;

- возможность использования подобных структур управления в научно-исследовательских организациях;

- особенности проектной, проблемно-целевой и проблемно-групповой структур.

 

В теме 2.3. «Организационная структура крупной корпорации» необходимо проанализировать особенности крупных корпораций с точки зрения использования различных типов организационных структур управления, проанализировать (по литературным источникам) структуру одной из крупных корпораций. Курсовая работа должна содержать:

- описание организации крупной корпорации, организационно-правовые формы предприятий, используемых в крупных корпорациях. В этой части работы очень важно связать финансовые и организационные проблемы крупных корпораций;

- описание основных типов организационных структур управления, применимых в крупных корпорациях, связать эти типы с организационно-правовыми формами;

- дать анализ методов выбора конкретного типа структуры, рассмотреть методы нормирования численности управленческого персонала.

 

В теме 2.4. «Организационные структуры управления предприятиями малого бизнеса» необходимо рассмотреть особенности и перспективы малого бизнеса в различных отраслях, достоинства и недостатки подобных предприятий.

Целесообразно рассмотреть организационно-правовые формы малых предприятий и основные типы организационных структур малых предприятий. Обосновать выбор типа организационной структуры.

В данной теме необходимо обратить внимание на предприятия самообеспечения, перспективы использования их и формирование для них организационных структур управления.

Малый бизнес использует и новые формы организации, такие как франчайзинг, франшиза.

Это деловое соглашение по которому держатель франшизы приобретает у продавца франшизы права на продажу хорошо известного товара и услуг. В качестве продавца выступает крупная корпорация, которая взамен получает первоначальный взнос и регулярные отчисления. Различают франшизы товарного, производственного и делового типа.

Использование франшизы оказывает влияние и на организационную структуру, это влияние должно быть отражено и в курсовой работе.

Очень важным направлением малого бизнеса являются венчурные рискованные предприятия, особенности которых должны быть отражены в работе.

 

В теме 2.5. «Организационная структура инновационных предприятий» рассматриваются проблемы инновационного менеджмента.

Под инновацией понимается изобретение или открытие новых способов решения проблем. Инновация является одним из основных элементов предпринимательства. Предметом инновации может быть продукция, материал (предмет труда), средства производства (машины, оборудование, инструменты), методы производства (технология), персонал (повышение квалификации, развитие личностей), социальные факторы и организация.

Особенностью современного этапа развитие экономики становится появление предприятий основным видом деятельности которых являются нововведения - инновации. Подобные предприятия обеспечивают высокий уровень эффективности. Однако, их организация требует особых подходов и отражается на организационных структурах.

Курсовая работа должна содержать:

- описание инновационного предприятия, содержание инновационного процесса и особенности его организации;

- выбор организационной структуры и организационно-правовой формы предприятия;

- анализ эффективности организационной структуры инновационного предприятия.

 

Тема 2.6. «Бесструктурные организации». Рассматриваются особенности организации предприятий не имеющих ярко выраженной организационной структуры.

Всё ускоряющиеся изменения во внешнем окружении предприятий требует от них быстрого реагирования на эти изменения. Подобные изменения необходимы и производственной структуре предприятия, которая должна обеспечивать производство товаров необходимых на рынке. Одновременно с изменением производственной структуры должна изменяться и организационная структура предприятия. В этих условиях жёсткая структура управления начинает сдерживать развитие предприятия.

Возникает потребность в иной организации управления, обеспечивающей быстрое реагирование на изменение требований рынка, как правило без жесткой структуры.

Основными ключевыми элементами подобных организаций являются:

- относительно независимые рабочие группы с широкой свободой в области координации и принятии решений, что даёт группе возможность самостоятельно решать все задачи, входящие в компетенцию группы;

- отказ от иерархических отношений и переход к самоуправлению самокоординации, Члены организации и самостоятельные группы без каких - либо ограничений решают, какие связи и с какими подразделениями устанавливать;

- использование рабочих групп с участием представителей различных подразделений по типу временных творческих коллективов;

- отказ от жёстких связей между подразделениями, чтобы обеспечить условия для саморегулирования процессов управления.

Курсовая работа, посвящённая данной проблеме должна включать:

- описание условий и сферы применения бесструктурных организаций;

- описание элементов и принципов их взаимодействия между собой;

- анализ сферы применения подобных систем управления.

 

Тема 3.1. «Система планирования на предприятии» включает соподчиненные виды планирования (долгосрочное, стратегическое, тактическое, оперативное), цели и задачи каждого из видов планирования, объекты, методику и технику планирования. Создание системы планирование требует организации данного процесса, включающего стратегии, процедуры, действия, решения.

 

Тема 3.2. «Оперативное планирование». В курсовой работе по оперативному планированию следует учитывать, что оно включает как планирование хозяйственной деятельности фирм, так и оперативно - производственное планирование. Следует обратить внимание на следующие моменты в оперативном планировании:

- цели и задачи оперативного планирования на предприятии;

- отличие оперативного планирования от других видов планирования;

- особенности оперативно-производственного планирования (его цели, задачи, связь с типом производства, календарно-плановые нормативы);

- охват оперативным планированием отдельных функциональных областей работы предприятия (производство, сбыт, финансы, персонал, учет и отчетность).

 

Тема 3.3. «Прогнозирование». Прогнозирование и планирование - взаимосвязанные процессы. Прогноз - научнообоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и альтернативных путях и сроках их осуществления.

Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием, а прогностика - наука о прогнозах и прогнозировании. Прогнозы носят вероятностный характер и характеризуются многовариантностью описания развития объекта в будущем в зависимости от внешних условий.

Планы и планирование - отражение принятого для реализации варианта технико-экономического решения с указанием конкретных сроков выполнения объемов работ и финансирования.

В данной теме курсовой работы следует рассмотреть:

- классификацию прогнозов;

- объекты прогнозирования;

- логическую последовательность разработки прогнозов;

- классификацию методов прогнозирования;

- выбор оптимальных методов прогнозирования для конкретных целей.

 

Тема 4.1. «Стратегическое управление предприятием». В курсовой работе необходимо рассмотреть составляющие стратегического менеджмента, такие как:

- - стратегический анализ среды, включающий изучение макроокружения, конкурентной среды и внутренней среды предприятия;

- - определение миссии и целей предприятия, представляющих систему целей фирмы и определяющих поведение фирмы в длительной перспективе;

- - выбор стратегии фирмы, включающий формирование конкретных элементов стратегического управления предприятия;

- - выполнение и анализ выполнения стратегии, включающие методы и способы анализа конкретной стратегии.

Все рассмотренные составляющие стратегического менеджмента должны быть объединены в систему, определяющую их взаимосвязь и последовательность выполнения.

 

Тема 4.2. «Система целей предприятия и её формирование». Необходимо проанализировать природу и понятие целей, рассмотреть взаимосвязь миссии, целей, стратегии и задач организации. Определить их влияние на результаты работы фирмы.

Очень важно рассмотреть функции целей в организации и особенности их реализации, при этом необходимо выделить основные типы целей и уточнить требования к формулированию целей организации.

В рамках данной проблемы важен механизм установления целей организации, при этом выделяется установление индивидуальных и организационных целей, механизм согласования целей. Рассмотреть принципы создания системы целей.

Заключительная часть работы должна включать метод управления пот целям с точки зрения реализации стратегии фирмы.

 

Тема 4.3. «Стратегическое планирование». В курсовой работе рассматриваются проблемы обоснования долгосрочного обоснования результатов деятельности фирмы.

В первой части работы рассматриваются основные характеристики стратегического планирования: цель планирования; носителя идей планирования; проблемы планирования; горизонт и интенсивность планирования; охватываемая область и принципы планирования.

Первым этапом планирования является стратегический анализ, который включает изучение основных проблем предприятия, анализ зависимости издержек и объёмов производства анализ потенциала предприятия. В ходе анализа, который является первым этапом стратегического планирования, определяются основные проблемы и пути разрешения этих проблем, определяются основное факторы и резервы повышения эффективности функционирования фирмы.

На втором этапе рассматриваются стратегические проблемы производственной программы фирмы, осуществляется стратегическое планирование потенциала и структуры предприятия.

В третьей части работы рассматриваются проблемы стратегического планирования в современных условиях.

Тема 5.1. «Мотивация» связана с проблемами управления персоналом и использованием теорий мотивации в данном процессе. В этой теме следует рассмотреть действующие модели мотивации, к которым относят теорию Ф.Тейлора, иерархию потребностей А.Маслоу, предпринимательскую модель, теорию мотиваций Ф.Херцберга, теорию “ Икс” и “Игрек” Макгрегора, модели мотивации В.Врума, Л.Портера и Э.Лоулера (модель Портера-Лоулера).

 

Тема 5.2. «Управление стимулированием труда». В данной теме следует обратить внимание на то, что управление стимулированием труда связано прежде всего с процессом управления производительностью труда, методами нормирования труда - неформальными, формальными и полуформальными. Следует рассмотреть пример стимулирования труда в научных коллективах, за творческую и изобретательскую деятельность.

В качестве примера можно рассмотреть японские и американские фирмы. Методы стимулирования можно представить на примере фирмы IBM и её принципов “J”. (теория “Z”). Следует отметить, что в основе данной теории лежит холистический подход к работникам (Холизм- философия целостности, в которой высшая конкретная форма органической целостности - человеческая личность).

В данной теме следует рассмотреть зарубежный и отечественный опыт по организации заработной платы - методы стимулирования и результативности труда, особенности повременной и сдельной оплаты труда. В США были разработаны системы премирования, связывающие затраты на рабочую силу с объемом произведенной продукции (“Скэнлон”, “Раккер” “Импошейр”). Эти системы можно сравнить с действующими в нашей стране сдельно-премиальными и повременно-премиальными системами оплаты труда.

Следует отметить значение морального стимулирования, как элемента процесса управления персоналом.

 

Тема 5.3. «Управление персоналом фирмы». В данной теме можно выделить два направления. Первое из них можно связать с проектированием функциональных структур, на основе которых разрабатываются служебные функции, рассчитываются нормативные численности персонала, обосновываются нормы управляемости для руководителей.

Второе направление - это управление формальными и неформальными объединениями (коллективами) работников, использование результатов Хоторнского эксперимента, особенности участия наемных работников в управлении, особенности ролевого поведения человека на работе, статус работник в социальных группах.

 

Тема 5.4. «Руководство.Требования к руководителям и их функциям».

Основные моменты, требующие рассмотрения:

- проблемы власти;

- влияние руководителей на дисциплину в коллективе и возможности управления конфликтами;

- теории руководства и соответствующие им характеристики и навыки руководителей;

- стили руководства и возможности их использования.

Кроме тем, объединённых в блоки, для курсовых работ предлагаются отдельные темы:

- Внешняя среда как ограничение функционирования организаций.

- Основные внутренние переменные, характеризующие условия функционирования организации.

- Управление организацией на различных жизненных циклах.

- Разработка системы эффективного контроля.

- Концепция управления по целям (МВО).

- Концепция общего управления качеством (TQM).

- Управленческие процедуры и графические формы их представления.

- Делегирование полномочий в организации.

- Сущность моделей ситуационного лидерства.

- Структурные формирования по интересам групп (роли).

- Процессы коммуникации в управлении.

- Организационные формы и структуры управления в строительстве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.