Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 32 страница. применение новейших научно-технических, социальных, финансовых и политических технологий




применение новейших научно-технических, социальных, финансовых и политических технологий.

Всесторонней комплексной оценке подлежит главный формирующий фактор местного самоуправления — муниципальная собственность. Ее объем, структура, уровень развития и другие показатели принципиальны для каждого местного сообщества. За годы советской власти в России сложилась отраслевая (вертикальная) и межотраслевая производственная, социальная и коммуникационная инфраструктура и существуют большие трудности в выделении и организационной интеграции тех объектов, которые должны составить основу муниципальной собственности. В результате самые актуальные вопросы либо игнорируются, либо решаются формально. Принимается решение о передаче таких-то объектов в местное самоуправление, а то, что такие объекты взаимосвязаны с другими, государственными или ассоциированными, зависят от них и без изменения этих связей не могут функционировать, порой не учитывается. Содержание объектов, перешедших в муниципальную собственность, часто не финансируется. Подобное случается с передачей жилья, военных городков, коммунального хозяйства и другими объектами жизнеобеспечения поселений. В результате расходная часть местного бюджета растет, а доходная часть сужается.

Почему-то до сих пор недооценивается, что муниципальная собственность служит основным источником получения доходов муниципального образования и удовлетворения общих потребностей его населения, является достоянием местного сообщества.

Владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности местное сообщество осуществляет самостоятельно, с использованием непосредственных форм участия населения в решении этих вопросов посредством выборного представительного органа и выборного высшего должностного лица местного самоуправления — главы муниципального образования.

С учетом сказанного, определяя и подготавливая будущее России, необходимо в первую очередь обратиться к корпоратизму как основе всего общественного устройства, муниципального в первую очередь. В нем элементы соборности, общинности, представительства населения в институтах власти. Это важнейшая составляющая российской объединяющей идеи, но одновременно и социальная основа всего обустройства России.

В России впервые зародилась и, можно сказать без преувеличения, была выстрадана кровью демократия современного типа — демократия не соперничества и конфронтации, а договорных отношений, подлинного самоуправления, достижения согласия и выражения интересов большинства, многообразия различных наций и этносов. Этот способ выяснения, согласования и выражения национально-этнических, культурных, религиозных, профессиональных, территориальных интересов все в большей мере вырисовывается как корпоративно-демократический, опирающийся на гражданские институты общества, его социальные организации, прежде всего территориальные и трудовые.

Российский исторический опыт свидетельствует о том, что корпоратизм — не только определяющий способ хозяйствования, но и принцип устройства всей общественной жизни, политической, духовно-культурной и социальной.

Поэтому корпоратизм открывает иную систему мотивации к жизни, к труду, развивает самостоятельность, инициативу, творчество, которые, во-первых, издревле были свойственны российским городам, общинам, отдельным людям, во-вторых, способствуют развитию местного сообщества как основной ячейки организации современной общественной жизни.

 

Вопросы для повторения

 

1. Почему местному сообществу в определении целей и принципов своего развития необходимо ориентироваться на современную доктрину общественного развития? Какова она?

2. Каковы исторические корни корпоратизма в России и почему они должны быть положены в основу организации муниципальных образований сегодня? '

3. В чем сущность корпоративного обустройства местного сообщества и вытекающих отсюда принципов муниципального управления?

4. Почему корпоратизм можно считать современной теорией и методологией хозяйственного развития местных сообществ, экономической основой всех социальных преобразований?

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Корпоратизм и концепция устойчивого развития местного сообщества. Как они соотносятся?

2. Корпоративный способ хозяйственной жизни стал необходимым. Если Вы так не считаете, то почему?

3. Что дает корпоратизм для становления современной модели местного самоуправления?

 

 

Глава 28. Социальный контроль

в муниципальном управлении

 

Важно подчеркнуть, что органам муниципального управления недостаточно только принять грамотное управленческое решение, необходимо добиться его реализации. Поэтому следует осуществить социальный контроль за его выполнением, оценить его эффективность и внести коррективы, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более эффективен, чем предыдущий. Это последние стадии управленческого труда, но необходимые для начала следующего его непрерывного цикла, без которых эффективное социальное управление невозможно.

В широком смысле слова социальный контроль — это совокупность средств и приемов, с помощью которых местное сообщество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными в нем нормами и ценностями. Порядок означает, что каждая личность, каждый субъект деятельности, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от других их выполнения. Выделяются три способа осуществления социального контроля.

1. Эффективное воспитание и социализация. Люди сознательно принимают нормы и ценности местного сообщества, его отдельных групп и социальных институтов. В этом смысле стратегическое управление, реализующее долгосрочные цели местного сообщества, прежде всего необходимо ему потому, что процесс социализации человека, начальная стадия которого всегда разворачивается в том или ином местном сообществе, процесс не только сложный, но и длительный. Его успешное осуществление затрагивает коренные интересы граждан как местного сообщества, так и всей страны. От эффективности социализации во многом зависит качество отношения власти и общества, состояние управленческой

культуры, включенность местного населения в решение собственных проблем и т. п.1 [1 См. подробнее в кн.: Иванов В.Н., Мальцев В.И., Патрушев В.И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации. М.-Н. Новгород, 1995; Афонин Ю,А., Иванов В.Н. и др. Россия: объединяющая идеи, путь выхода из кризиса, улучшение жизни каждого. М. — Самара, 1997; Программа социальной и экономической поддержки интересов населения (Программа «СЭПИН» в вопросах и ответах. - М., 1997).]

2. Принуждение, применение определенных санкций. Когда отдельный индивид, группа, субъект управления не следует законам, нормам, правилам, сообщество прибегает к принуждению, которое направлено на преодоление отклонения от нормы, принятых ценностей. В этом смысле социальный контроль тесно связан с категориями свободы и ответственности. В самом деле, эффективное управление предполагает проявление инициативы и творчества, самостоятельности со стороны всех субъектов управления, но свобода невозможна без ответственности за социальные последствия деятельности, которая обычно наступает после осуществления социального контроля1 [1 См. подробнее в кн.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. С. 295-313 и др.].

3. Политическая, нравственная, юридическая, финансовая и другие формы ответственности. Все большую роль играют такие формы, как: групповая, или коллективная, культурные ценности, традиции, групповые нормы2 [2 См. подробнее в кн.: Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997. С. 285—286.]. Эффективность социального контроля целиком зависит от характера и степени продвижения страны к гражданскому обществу, институты и организации которого способны поддерживать и реализовывать интересы и потребности своих членов, защищать их вне и помимо государства3 [3 См.: там же. С. 286.].

Таким образом, ясно, что социальный контроль не может быть сведен ни к учету, ни к отчетности, а является сложным управленческим отношением, которое пронизывает всю систему снизу доверху. В то же время контроль может быть рассмотрен как завершающая часть управленческого процесса.

В этом смысле он является той частью управленческого труда, которая связана с наблюдением и проверкой соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, а не только законам, нормам, правилам. Когда решение принято, управляемая и управляющая системы приведены в порядок, отрегулированы в целях его поддержания и совершенствования, системой контроля подводятся результаты деятельности. Затем принимается новое решение или остается прежнее, начинается новый цикл управления.

Снова совершаются действия, операции по реализации функции управления. При этом все функции находятся в единстве, во взаимодействии, особенно контрольная, которая выступает как интегрирующая, руководящая и объединяющая другие в единый ансамбль4 [4 См. в кн.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1997. С. 128. 522.]. Поэтому проблемы контроля не могут быть сведены только к организационной деятельности. Он занимает важное место в обеспечении стабильности общества, в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений и социальных структур. По существу контроль — один из главных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, обществом и государством, государством и социальными институтами. Все общество, его граждане посредством социального контроля проверяют действия отдельных субъектов управления в соответствии с социальными нормативами, ценностными стандартами, идейными ориентирами. Механизм социального контроля не сводится только к воздействию на отдельного человека, к учету работы, статистической и бухгалтерской отчетности, вообще к количественной и качественной оценке имеющихся ресурсов. Его функция гораздо шире — обнаружение возможных отклонений от заданных целей, своевременное принятие упреждающих мер по ликвидации возникающих диспропорций. Меры социального контроля тем эффективнее, чем шире в его осуществлении участвуют все общество, его гражданские институты и все граждане. В этом смысле средствами контроля и социального регулирования выступают формы непосредственной демократии (референдумы, запросы граждан, общественное мнение, органы представительной власти и т. п.). В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений.

Можно выделить такие функции, которые реализуются с помощью контроля.

1. Диагностическая — главная функция контроля. В любом случае сначала необходимо четко представить подлинное состояние дел, или поставить диагноз. На этой основе разрабатываются программы упреждающего воздействия или коррекции по отношению к диагностируемому объекту.

2. Функция обратной связи, без которой руководитель не знает о ходе выполнения поставленных задач и по сути выпускает из рук бразды правления, лишается возможности оказывать влияние на ход работы.

3. Ориентирующая функция проявляется в том, что те вопросы, которые чаще контролируются субъектом управления, как бы сами собой приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания. Вопросы, которые выпадают из поля зрения руководителя, часто не решаются подчиненными.

4. Стимулирующая функция близка к ориентирующей, но с ней не совпадает. Если ориентирующая функция контроля при умелом руководстве держит в поле зрения работы, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение в процесс труда все неиспользованные резервы и, в первую очередь, резервы человеческого фактора.

5. Корректирующая функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в решения на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная психологическая ситуация: руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного, на самом же деле последний уже проверил на практике эффективность решения руководителя. Словом, контроль уже, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному критерию — по соответствию решения практике.

6. Педагогическая функция. Контроль, если он построен

умело, порождает у исполнителей сильные побуждения к добросовестному труду.

В практике управления организацией применяются три основные разновидности контроля:

1) предварительный — предшествует принятию окончательного решения, его цель — дать более глубокое обоснование принимаемому решению;

2) текущий — с его помощью вносят коррективы в процесс исполнения принятых решений;

3) последующий — служит для проверки эффективности принятия решений.

Таким образом, контроль является объективной необходимостью, так как даже оптимальные планы не могут быть реализованы, если они не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль. Следует подчеркнуть, что осуществление контрольных функций в процессе муниципального управления неразрывно связано с оценкой его эффективности.

Суть эффективности состоит в том, что управление обеспечивает решение поставленных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных, духовных и т. п. Неправомерно эффективность рассматривать как результат разных видов конкретной управленческой деятельности. В местном сообществе интегрирующим является социальный результат, повышение качества жизни граждан при наименьших затратах всех остальных средств.

Эффективность в данном случае оценивается как плодотворность усилий по достижению социальных целей, как степень приближения к выполнению социальных нормативов.

Центральная проблема методологии эффективности — согласование целей (общих и частных, стратегических, среднесрочных и близлежащих), выбор приоритетов, учет сроков достижения тех или иных результатов. Поэтому необходимым условием получения эффективности является, во-первых, согласованность результатов с фундаментальными, перспективными целями развития местного сообщества; во-вторых, ориентация на человека, «человеческий ресурс» как цель и решающий фактор всех перемен, накопления потенциала развития.

При этом нельзя не учитывать трудности такого расчета:

1) разные эффекты не могут быть измерены в одних и тех же единицах;

2) эффекты могут иметь разную направленность, модальность (положительную, отрицательную);

3) не существует в полной мере стоимостных оценок некоторых результатов деятельности, например цены человеческой жизни, потери культурных ценностей, гениальных идей, художественных образов и т. п.;

4) практическая значимость всех действий субъектов управления самоуправления в конечном счете определяется результатами развития местного сообщества, сбалансированностью интересов его членов, качеством их жизни в соответствии с существующими образцами (нормами) социального прогресса и возможностями (экономическими и социокультурными) данной социальной организации. Универсальной схемой оценки эффективности является построение оптимальной теоретической модели объекта управления с учетом передового мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на реальную жизнь. В результате происходит оценка проблемной ситуации.

Контуры теоретической модели (философские), базовые понятия операционализируются, вырабатываются критерии, показатели, индикаторы для оценки не только качественных перемен, состояний в социальных процессах, но и количественных. Последние существуют в основном в двух видах: статистические и социологические, что и является основой для принятия управленческих решений, эффективность которых оценивается независимой экспертизой.

Показатели (статистика) в основном разделяются на 4 уровня: международный, федеральный, региональный (субъекты Федерации) и местный (муниципальный), которые должны быть построены на одной концептуальной основе, объединены единым банком данных в рамках информационной системы и соотнесены с международными нормативами, критериями, особенно сегодня. Большое значение в оценке эффективности управления имеют критерии и показатели.

Критерий — средство для суждения, конкретный признак, на основе которого производится оценка или классификация

чего-либо, определяется значимость или незначимость чего-либо, состояния объекта.

Критерии обозначают объективную направленность эффективности, а показатели оценивают достигнутый ею уровень; критерии имеют нормативный характер, а показатели фиксируют достигнутый уровень. Связь между ними может быть представлена схематично:

Критерии — прибыль Показатели — максимальная экономия средняя затраты низкая

Эталон — количественно-качественное состояние объекта, процесса, которое отвечает всем общественно необходимым и благоприятным характеристикам и ожиданиям. Эталоны делятся на 2 типа:

1) международные, разрабатываемые такими организациями, как ООН, МОТ, МЭТТ, ЮНЕСКО и др.;

2) национальные: федерального уровня, регионального (субъекта Федерации), местного, муниципального.

Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни: экономической, социальной, политической, духовно-культурной. К числу экономических критериев и показателей относятся, например, такие, как: темы роста, совокупный национальный продукт, рост производительности труда, техническая оснащенность производства и др. К социальным: душевой и семейный доход, минимальный прожиточный уровень, потребительская корзина и др. Политическая сфера характеризуется: развитостью демократических институтов, правового регулирования, включенностью населения в управление общественными делами и т. п. Состояние духовно-культурной жизни местного сообщества обычно оценивается уровнем развития науки, культуры, образования в нем.

Особое значение сегодня приобретают критерии, показатели и индикаторы, с помощью которых можно изменить состояние устойчивого развития местного сообщества.

Одним из таких интегрированных показателей качества жизни является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом

 

 

Рис. 21. Теоретическая модель эффективности и управления

 

для расчета используются три показателя социального развития:

ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и продолжительность обучения);

величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода1 [1 См. Тодаро М.П. Экономическое развитие. М., 1997. С. 73-74; Основы изучения человеческого ресурса. М.: Права человека, 1998. С. 16-50.]. В межрегиональных и межмуниципальных сравнениях, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями, каким является индекс развития человека, можно использовать и отдельные частные показатели развития муниципального сообщества. Среди них:

национальный доход или внутренний валовый (региональный) продукт на душу населения;

уровень потребления отдельных материальных благ;

степень дифференциации доходов;

занятость населения;

уровень социального здоровья;

уровень образования;

обеспеченность населения жильем;

удовлетворенность населения различными сторонами жизни.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии социально-экономического развития муниципального образования. В качестве долгосрочных целей можно выделить устойчивое развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни населения, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста внутреннего валового продукта муниципального образования в следующем году, квартале, месяце. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, также различаются и отражающие их показатели. Критерии и показатели, отражающие достижение краткосрочных целей, как правило, характеризуют не столько развитие, сколько функционирование, в то время как показатели долгосрочных целей имеют непосредственное отношение к развитию. В связи с этим правомерно ставить относительно самостоятельные задачи достижения устойчивого функционирования и устойчивого развития местного сообщества.

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров и наоборот. Нередко в качестве тактических целей территориального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условий устойчивого развития. Среди таких тактических целей можно выделить:

привлечение новых видов бизнеса;

расширение существующего бизнеса;

развитие малого бизнеса; развитие промышленности;

развитие сферы услуг;

повышение уровня занятости населения.

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, характеризующие темпы экономического роста. В первую очередь это темпы роста подушевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного местного сообщества.

Устойчивая динамика количественных показателей экономического роста — один из показателей устойчивого развития. Однако этого недостаточно. Не менее важными являются показатели продолжительности жизни, здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели развития социальной инфраструктуры, качества и номенклатуры социальных услуг.

Ныне потребление все больше индивидуализируется, серийность производства снижается. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы.

Нормой становится непрерывное образование. Стираются различия между низко и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, включая поток производственных, управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Названные тенденции проявляются почти во всех странах мира, однако в разной мере и с различной степенью интенсивности и управляемости. Указанные тенденции имеют особое значение для муниципальных образований-наукоградов.

Сегодня нематериальное производство становится основой экономического развития. А это заставляет по-новому оценивать степень богатства региона и местных сообществ. Традиционно страны и регионы оценивались с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, в которой создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки потенциальных возможностей стран, регионов и муниципальных образований. На первое место выдвигаются такие факторы, как трудовой потенциал, уровень его квалификации, управленческие технологии, рыночная инфраструктура, сеть бизнеса, культура организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента, как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление социально-экономического развития местных сообществ.

Стратегия развития местного сообщества должна формироваться на критериальной основе и расчете соответствующих показателей:

ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

уровень образования;

уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

состояние окружающей среды;

равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;

обогащение культурной жизни людей.

В процессе реализации стратегии социально-экономического развития местного сообщества целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные показатели и соответствующие им цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния местной экономики и динамики денежных доходов населения целесообразно отслеживать показатели устойчивого развития местного сообщества, повышения качества жизни населения в целом.

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей, снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке — это важнейшие параметры оценки уровня муниципального развития.

Уровень физического, и психического и нравственного здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды — оценочные критерии социально-экономического развития, имеющие особое значение для местных сообществ.

Даже если предположить, что большая часть муниципальных образований выйдет из экономического кризиса в узком смысле этого слова, то есть возобладает положительная динамика роста производимой продукции, то вряд ли еще можно будет говорить о позитивных сдвигах в динамике устойчивого социально-экономического развития в современном понимании. Во-первых, такая динамика может служить только предпосылкой, а не условием будущего постиндустриального развития, и, во-вторых, экологическая составляющая будет тормозить продвижение регионов и муниципальных образований к постиндустриальному обществу. В настоящее время, например, ближайшие пригороды Подмосковья превращаются в большую разрастающуюся свалку. Поселковые и сельские округа, например Одинцовского района, едва справляются с ликвидацией стихийно возникающих свалок.

А если учесть еще массовую застройку лесных массивов Подмосковья, строительство коттеджных городков вблизи рек и водоемов, в т. ч. нередко в санитарной зоне, то именно экологический фактор устойчивого развития местных сообществ Подмосковья сегодня становится определяющим. Для контроля за состоянием экологической среды необходима самостоятельная группа показателей и индикаторов, которая сегодня разрабатывается отечественной и мировой наукой.

Приближение к модели оптимального управления местным сообществом возможно при эффективном функционировании

не только сильного государства, но и всех гражданских институтов местного сообщества (трудовых ассоциаций, семьи, творческих организаций, науки как общественного института, каждого гражданина, партий и политических движений, СМИ, референдумов и т. п.). Последние берут на себя регулирование в отдельной сфере деятельности, осуществляют здесь функции управления и организации.

Проблема эффективности и муниципального управления приобретает сегодня особое значение. Подчеркнем, что в основе его оценки должен лежать интегральный критерий — улучшение качества жизни его членов.

Его можно определить, сопоставляя изменения качества жизни населения и объем использованных ресурсов.

В последние годы местные власти, озабоченные многочисленными насущными, крайне острыми проблемами выживания людей в условиях затяжного экономического и социального кризиса, уделяют мало внимания оценке качества и эффективности своей деятельности. Эти вопросы отступили на задний план. Между тем, подобная позиция принципиально неправильная. В этом истоки нарастания трудностей управленческого кризиса на всех уровнях. Выйти из кризиса местное сообщество, страна в целом могут, только опираясь на своевременную оценку сложившейся ситуации, коррекцию действий и открытость информации, предоставляемой своим гражданам.

Критерии и показатели эффективности в основных сферах местного сообщества известны (экономические, социальные, духовно-культурные и др.), результаты оценки должны быть доступны всем.

В производственной сфере первостепенное значение для стабилизации положения и подъема хозяйства имеют вопросы повышения производительности труда, обновления технического оснащения и роста экономической эффективности в целом, прежде всего улучшения качества продукции, снижения ее себестоимости, а значит и цен.

Более активную роль в деле создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения призвана сыграть муниципальная собственность, которая служит емким источником доходов части местного бюджета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.303 сек.