Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема14. Управление тогово - технологическим процессом и организация труда в магазине




Управление технологическим процессом в магазине. Рациональное разделение труда работников магазина. Режим работы и условия труда в магазине. Организация материальной ответственности в магазине

С позиций управления технологический процесс в магазине, как объект управления, имеет следующие основные черты: вероятный характер, динамичность, цикличность, переменную интенсивность, дискретность, массовость. В отличие от складского технологический процесс магазина в большей степени подвержен влиянию случайных факторов.

Для обеспечения рационального осуществления торгово-технологического процесса в магазине необходима хорошо продуманная система управления всеми его операциями. Важным для управления является учет особенностей продажи каждого наименования товара.

В качестве предметов управления выступают составные элементы технологического процесса в магазине: поступление товаров, хранение, процесс продажи и обслуживание покупателей.

Исходя из особенностей объекта управления в магазине, следует различать управление товарными и покупательскими потоками.

Разработка графиков завоза товаров от поставщиков с указанием времени поступления товаров в магазин позволяет обеспечить равномерную загрузку грузчиков, ответственных лиц за приемку товаров, а также средств механизации в течение рабочего дня, осуществлять выполнение этих операций более организованно, сократить время на их выполнение.

Целью управления грузовыми потоками является достижение высокой производительности труда и сокращение затрат времени на пополнение их в торговом зале. Необходимо соблюдать следующие принципы рациональной организации грузопотоков в магазине:

■ максимальная прямоточность движения - при проектировании и строительстве магазинов необходимо учитывать взаимосвязь помещений для приемки, хранения и продажи товаров;

■ минимальный объем грузооборота - обеспечивается рациональным размещением товаров в торговом зале. Товары, запасы которых пополняются в течение дня, необходимо располагать ближе к помещениям для хранения;

■ отсутствие пересечения с потоком покупателей - пополнение товарных запасов в торговом зале осуществляется до открытия магазина, в часы обеденных перерывов в магазине.

■ широкое применение сквозного пакетного и контейнерного способов перемещения.

Наряду с планированием движения товаров необходимо предусматривать обратные потоки порожней тары с торгового зала до мест хранения.

Управление движением товаров связано с управлением хранением. Правильное размещение на хранение и укладку товаров позволяет оперативно контролировать их наличие, создать оптимальные условия для хранения, служит резервом сокращения товарных потерь.

Управление покупательскими потоками одновременно представляет собой управление процессом отпуска и направлено на:

■ равномерное распределение покупателей в торговом зале;

■обеспечение пропорциональности потока по всей площади торгового зала;

■ обеспечение свободы перемещения, выбора и оплаты товаров.

Управление покупательскими потоками в процессе работы магазина предполагает анализ их интенсивности по часам и дням работы магазина. В этих целях широко используются функциональные возможности современных контрольно-суммирующих аппаратов. Для учета посетителей, не совершавших покупку, целесообразно использовать метод наблюдения.

В регулировании потоков покупателей существенную роль играют реклама, обеспечение правильности внутримагазинной информации, ее доходчивости.

В соответствии с интенсивностью покупательских потоков осуществляется расстановка средств и персонала магазина.

Размещение товаров в торговом зале должно осуществляться с учетом частоты приобретения, затрат времени на отбор.

Правильная выкладка товаров на оборудовании с учетом наиболее удобных зон выбора улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затраты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале.

Рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.

Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь торговый персонал подразделяется на категории: управленческий, основной или торгово-оперативный, оперативно-вспомогательный, технический и вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из работников обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. К ним относятся директор, (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры и т. д.

Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий).

Заместитель директора (заведующий) магазина руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т. д.

Товароведы выполняют функции по изучению спроса, заключению договоров с поставщиками и контролю за их выполнением, организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.

Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций).

Основной (торгово-оперативный) персонал - это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.

В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.

Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций, выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.

Контролер проверяет сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание оплаченных товаров, заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей, упаковывает и отпускает товары покупателям

Оперативно-вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала. К ним относятся фасовщики, рубщики мяса и др.

Технический персонал (механики холодильных установок, слесари, мастера по обслуживанию кассового и весоизмерительного оборудования) обеспечивает работу соответствующего оборудования.

К вспомогательному персоналу относятся дворники, уборщики, грузчики.

Функциональное разделение труда имеет смысл при условии, что все работники будут полностью загружены в течение всего рабочего дня.

Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.

Разделение труда по квалификационному признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так, с учетом квалификации продавцов подразделяют на первую, вторую и третью категории.

Круг обязанностей определяется квалификационным справочником и должностными характеристиками.

Следствием разделения является кооперация, которая выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и функций. Это позволяет более полно и равномерно загрузить персонал магазина в течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате кооперации труда повышается профессиональный уровень работников магазина, они приобретают дополнительные навыки и знания, увеличивается протяженность зон обслуживания, обеспечивается взаимозаменяемость.

Уровень кооперации труда в каждом конкретном магазине устанавливается с учетом режима работы магазина, форм организации труда и материальной ответственности на основе изучения степени загрузки работников и выявления свободного времени в течение рабочего дня.

Помимо полного совмещения должностей, работники магазина параллельно с основными своими должностными обязанностями могут выполнять отдельные функции, относящиеся к другим профессиям (должностям). Например, заведующие отделами могут участвовать в обслуживании покупателей, продавцы выполнять вспомогательные работы во время вынужденных перерывов в их основной работе и т.д. Прогрессивной формой кооперации является бригадная организация труда.

Одно из основных направлений совершенствования организации труда в магазине - улучшение организации и обслуживания рабочих мест. Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспечивать персоналу магазина благоприятные условия для эффективного использования рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда. Этому способствует:

■ правильное оснащение рабочего места соответствующим оборудованием и инвентарем и удобное его размещение;

■ бесперебойное обеспечение рабочих мест товарами, упаковочными материалами и т. д.;

■ размещение рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполнения торгово-технологических операций;

■ создание нормальных условий труда, оптимальная окраска стен, оборудования и приспособлений.

Большое значениеимеет планировка рабочих мест. Она представляет собой размещение на определенной площади (в зоне приложения труда) функционально связанных между собой элементов, технологии, оборудования, организационной оснастки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степени сложности реализуемых товаров, от интенсивности покупательских потоков и частоты покупок.

Режим работы и условия труда в магазине. Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение товарооборота по часам дня, дням недели, сезонам.

При этом следует также учитывать необходимость создания оптимального режима труда и отдыха торговых ра6отников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления удобного графика выхода на работу.

Согласованности режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу.

Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичного чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. Следует предусматривать время на подготовительно-заключительные операции.

Графики должны соответствовать изменению покупательских потоков в различные часы дня и дни недели.

Графики выхода на работу работников магазина разрабатывают исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц.

Согласованные с профсоюзным комитетом и утвержденные администрацией графики выхода на работу доводят до сведения работников магазина за две недели до их введения, в последующем их доводят до сведения работников не позднее чем за три дня до начала следующего месяца. В них указывают время начала и окончания работы, время перерыва на обед и отдых, выходные дни.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации норма рабочего времени для каждой из категорий работающих определяется путем установления продолжительности рабочей недели, на основе которой определяется продолжительность ежедневной работы, времяначала и окончания работы, режиму использования рабочего времени.

Границы рабочего времени определяются действующим законодательством и закрепляются правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором, графиками сменности и т. д.

В рабочее время включаются периоды выполнения основных и подготовительно-заключительных работ, предусмотренных технологий и организацией труда, Не включается в рабочее время то время, которое затрачивается на переодевание перед началом и по окончании рабочего дня, а также обеденный перерыв.

Трудовым кодексом Российской Федерации в качестве исходной установлена норма продолжительности рабочего времени в течение календарной недели (в часах). Продолжительность рабочего времени за день, месяц, квартал, год является производной и исчисляется расчетным путем не ходя из продолжительности рабочей недели, рабочего и количества рабочих дней в определенном календарно: периоде.

В зависимости от продолжительности, трудовое законодательство различает следующие виды рабочего времени:

• рабочее время нормальной продолжительности;

• сокращенное рабочее время;

• неполное рабочее время.

Нормальная продолжительность рабочего времени работников предприятий, организаций независимо от их формы собственности не может превышать 40 часов в неделю,

Сокращенное рабочее время устанавливается:

для работников в возрасте до 16 лет — 24 часа в неделю;

для работников, являющихся инвалидами I или II группы 35 часов в неделю;

для работников в возрасте от 16 до 18лет — 36 часов в неделю;

для работников в возрасте до 18 лет, являющихся учащимисяобщеобразовательный учреждений, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время не более 12 часов в неделю для лиц в возрасте до 16 лет, не более 18 часов в неделю для лиц в возрасте от 16 до 18 лет.

Неполное рабочее время может устанавливаться по соглашению между работником и работодателем при приемена работу или в течение действия трудового договора. В обязательном порядке такой режим должен быть предоставлен по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечители), имеющего ребенка в возрасте до 14 дет (ребенка-инвалида — в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским показанием.

Администрацией магазина совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива может устанавливаться пяти или шестидневная рабочая неделя с закреплением данного положения в правилах внутреннего трудового распорядка или графика сменности с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.

Время начала и окончания ежедневной работы (смены) предусматривается правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности в соответствии с законодательством, Правилами внутреннего трудового распорядка в магазине также может предусматриваться применение многосменного режима работы.

Организация материальной ответственности в магазине.

На работников розничных торговых предприятий возлагается материальная ответственность, то есть обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный предприятию по их вине

В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации работник обитай возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с действующим законодательством на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может бытьустановлена трудовым договором, заключаемом с руководителем организации, заместителями, главным бухгалтером.

Договоры о полной материальной ответственности заключаются в письменной форме. Различают два письменных договоров:

• о полной индивидуальной материальной ответственности;

• о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.