Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базисные потребности общества и человека




Принципы и виды самоуправления

 

В качестве ру­ководящего начала выступают принципы самоуправления – основные идеи, в соответ­ствии с которыми должна устраиваться и функционировать система руководства определенного типа (государственного, хозяйственного, административного, научного):

• самоуправление всегда носит вторичный характер, так как любая организация создается для удовле­творения какой-то субъектной потребности или интереса, но если она не будет следовать законода­тельным актам государства, то будет ликвидирована, поэтому полно­стью самоуправляемая организация практически невозможна;

• сочетание управления и самоуправления, так как обязатель­но удовлетворение потребностей и интересов персонала в организации, относящихся как к управлению, так и к само­управлению (табл. 4.1)[29];

 

Таблица 4.1

 

Относящиеся к формализованному управлению Относящиеся к самоуправлению
Для человека: организация жизни и деятельности безопасность управление порядок и стабильность информация пища, жилье, одежда творческий труд вера и патриотизм   Для общества: прибавочный продукт управление и организация вера Для человека: самовыражение и самопроявление управление неформальная информация отдых свободное время творческий труд любовь и семья вера   Для общества: организация саморазвитие вера

 

• мягкая регламентация, так как процесс самоуправления не может быть жестко регламентированным законодательными ак­тами и положениями организации, самоуправление основано на субъективизме активного персонала, а в случае жесткой регламен­тации самоуправление вырождается в обычное управление с по­терей ряда активизирующих потребностей и интересов;

• руководящая роль представительных органов;

• выбор основного, первоочередного звена, главного направле­ния деятельности;

• совместные согласованные действия (предполагает согласованную ответственность каждого должностного лица за порученное дело);

• демократический централизм:

° обязательнос­ть решений вышестоящих органов для нижестоящих (нарушение или вульгарное представление хотя бы одного из направлений транс­формации цели может привести к проявлению субъективизма в ру­ководстве или узковедомственного, местнического подхода к реше­нию поставленных задач);

° централизация постановки и формулировки стратегических целей в рамках конституционной законности;

° сочетание коллегиальности с индивидуальной ответст-венностью;

° соблюдение гибкости внутриорганизационной и внеорганизационной политики, обеспечивающей неукоснительное исполнение согла­сованного плана действий;

° единоначалие;

° концентрация усилий на слабых звеньях и критических путях достижения целей в процессе управ­ления;

° организационное построение административного аппарата и производственного конвейера;

° широкое участие рядовых сотрудников в процес­сах управления, проявление местного почина, инициативы, творческого поис­ка разнообразных путей, приемов и средств достижения намечаемых целей.

Централизм в организации и управлении воздействует на структуру взаимосвязанных административных органов и оргподразделений, обеспечивая при их формировании или реорганизации единство в основном и существен­ном, не исключая развития творческой местной инициативы в поисках целесообразных организа­ционно-технических форм их построения. Соотношение централиза­ции и самостоятельности мест корректируется при этом так, чтобы общеорганизационные вопросы решались в административных органах с обя­зательным учетом мнения оргподразделений и рядовых сотрудников, а вопросы локального значения – на местах в рамках компетенции оргподразделений и ограничений административных органов.

Соблюдение принципа демократического центра­лизма исключает, с одной стороны, «насаждение» шаблонной организационной структуры и системы делегирования полномочий сверху, а с другой – сепаратизм и местнический подход к их формированию в конкретных условиях.

Самым важным условием успешного функционирования системы самоуправления в организации является самостоятельность оргподразделений и рядовых сотрудников, которая предполагает ответственность за свои дей­ствия и выражает высший уровень зрелости работника.

Способность к максимальному вкладу в дела организации за­висит от добровольного и раскованного проявления инициативы. Под инициативными работниками следует понимать тех, кто умеет творчески подходить к делу (находчиво и оперативно исполь­зовать обстоятельства, выбрать наилучший способ достижения цели), способен самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации, а также давать встречные предложения, направленные на улучшение работы[30].

Наиболее полное проявление самостоятельности и инициа­тивы может произойти лишь вследствие делегирования подчи­ненным задач или деятельности вместе с полномочиями из сфе­ры действий руководителя, а также при широком вовлечении подчиненных в процесс принятия решений (партиципативное управление), что стимулирует ак­тивную вовлеченность в реализацию принятых решений.

С целью более полного использования интеллектуального потен­циала и личного вклада каждого сотрудника в достижение общих целей организации менеджеры должны учитывать и использовать правила стимулирования инициативы подчиненных:

• принятие на себя личной ответственности за создание организационного климата, где бы поощрялись нововведения с тем, чтобы активность сотрудников про­являлась при условии личной уверенности и заинтересован­ности руководителя в стимулировании инициативы;

• постоянно искать новые формы орга­низации труда, стремясь максимизировать творческое взаимодей­ствие между сотрудниками;

• четкая, понятная и наглядная формулировка вопросов и пробле­м, требующих решения, на вверенном участке;

• научить своих подчиненных большей воспри­имчивости к новым идеям и передовому опыту;

• изучать и учитывать индивидуальные особенности своих подчиненных, искать, поддерживать и стимулировать способные к творчеству личности;

• поручение своим сотрудникам такой работы, выполнение которой вызвало бы в них чувство профессионального и личного удов­летворения;

• поручение своим сотрудникам такой работы, выполнение которой потребует от них чуть больше профессионализма, чем тот, который они уже успели проявить;

• изначально формулировать проблему широко, чтобы дать возможность максимальному полету фантазии своих сотрудников;

• позаботиться о том, чтобы подчиненные имели доступ к не­обходимым ресурсам, информации, экспертному мнению, которые им могут потребоваться при творческом решении проблемы;

• приучать себя и других не отвергать идею сразу, а искать в ней рациональное зерно;

• всегда давать понять, что если идея не принята или не разрабатывается, это не значит, что она окончательно пропала;

• заслужить репутацию умного и изобретательного человека, а не просто формального начальника;

• создавать условия для немедленного воплощения инициативы, идей, предложений в конкретные дела;

• поощрять и развивать инициативу подчиненных, сделать стимулирование творческой инициативы важнейшей частью всей работы.

Развитие инициативы и самостоятельности подчиненных по­зволяет обеспечить безусловное выполнение стоящих перед кол­лективом задач и показателей работы и достичь профессиональ­ного и личного удовлетворения работников за счет повышения творческой содержательности труда.

Именно этим можно объяснить стрем­ление менеджеров к предпринимательскому управлению. По существу, предприниматель никому не подчинен, над ним нет вышестоя­щих начальников, он сам управляет своим делом и сотрудниками на свой «страх и риск». Естественно, он подотчетен специальным органам государства, осуществ­ляющим надзор и контроль. С точки зрения предпринимателя, такое управление в большей степени есть самоуправление. Такая тенденция заставляет руководителей организаций допускать бутлегерство,т. е. разрешать, подталкивать, провоцировать и поддерживать у сотрудников стремление часть рабочего времени использовать для реализации своих «предпринимательских» интересов.

Значение самоуправления повышается по мере и по степени погружения организации в рыночные взаимоотношения – бюджетные организации в наименьшей степени нуждаются в системе самоуправления, субъекты хозяйствования и коммерческие фирмы в наибольшей степени нуждаются в системе самоуправления, так как они должны сами «думать» по более широкому кругу вопросов своей деятельности, выбирать в зависимости от конкретных условий ее приоритетные направления и сами при­нимать решения по организации коммерческой, предпринимательской, произ­водственно-хозяй-ственной деятельности, не ожидая «подсказок» или прямых ука­заний «сверху», со стороны вышестоящих и/или центральных органов государст­венного управления. В условиях хозяйственной независимости сопротивление административных органов созданию системы самоуправления приведет только к одному – банкротству фирмы.

Виды самоуправления[31]:

индивидуальное самоуправление – это управление собой, способность именно к такому самоуправлению детерминирует возможность быть как неформальным лидером, так и профессиональным управляющим, так как кто не может управлять собой, тот не сможет управлять и другими;

групповое самоуправление:

° кооперационное самоуправление – может быть достигнуто на основе внутренней дис­циплины, консенсуса и консолидации, к которым члены коллектива приходят самостоятельно или под влиянием лидера;

° конфронтационное самоуправление – когда управление не учитывает интересы и особенности самоуправляемой подсистемы, согласованность не достигается, то самоуправление может противостоять управлению;

профессиональное самоуправление – возникает вследствие иерархичности и реализуется администрацией;

общественное самоуправление – возникает вследствие демократичности, осуществляется общественными органами и/или ор­ганизациями:

° общественное самоуправление,реализуемое трудовыми коллективами государственных предприятий, объединений и ор­ганизаций, действующими в управлении на общественных началах;

° общественное самоуправление,реализуемое инициа­тивными группами граждан по месту жительства;

° общественное самоуправление,реализуемое учредителями и членами всякого рода инициативных образований общественных организаций, ассоциаций, твор­ческих союзов, фондов и т. п.;

политическое самоуправление – реализуетсяполитической организацией;

экономическое самоуправление – реализуетсякоммерческой организацией;

непосредственное самоуправление – субъект самостоятельно принимает ре­шение, обязательное для исполнения им самим;

представительное само­управление – принятие решения опосредуется через действия других лиц, физичес­ких и/или юридических, представляющих интересы полномочного субъекта, де­легировавшего им определенные права и ответственность – выбор­ные органы, как административные (старосты, начальники, члены, правлений и др.), так и общественные (делегаты, члены наблюдательных советов, участники конференций, собраний представителей, депутаты и т. п.), образованные хотя бы для разового представительства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.