Методы управленческого прогнозирования делятся на следующие группы:
• Качественные методы – этих методов достаточно много, но они весьма не точны: метод «жюри», метод «совокупного мнения», метод «ожидания потребителя», метод экспертных оценок (выработка коллективного, усредненного мнения узких специалистов в конкретной области), дедуктивные методы, интуитивные методы, широко применимметод Дельфи[60], сущность которого состоит в последовательном анкетировании мнений экспертов различных областей науки и техники и формирования массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные как на строго логическом анализе, так и на интуитивном опыте. Данный метод предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержится информация и мнения, полученные из предыдущей анкеты.
С помощью метода Дельфи выявляется преобладающее суждение специалистов по какому-либо вопросу в обстановке, исключающей их прямые дебаты между собой, но позволяющей им вместе с тем периодически взвешивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. Пересмотр и возможность изменения своих прежних оценок на основе выяснения соображений каждого из экспертов, и последующий анализ каждым участником совокупности причин, представленных экспертами, стимулирует опрашиваемых к учету факторов, которые они на первых порах склонны были опустить как незначительные.
• Количественные методы: методы «анализа временных рядов» (метод проецирования тренда), методы казуального (причинно-след-ственного) моделирования, методы параметрического прогнозирования (установление зависимости между параметрами объекта и организационно-технологическим состоянием, с одной стороны, и полезным эффектом – с другой), методы экстраполяции (на основе информации об объекте, которая должна превышать прогнозируемый период не менее чем в два раза, выявляются тенденции его развития и по ним составляется прогноз), индексный метод, метод ПАТТЕРН (обоснование посредством научно-технической оценки количественных данных), метод Дельфи.
• Неформальные методы: методы вербальной информации, методы письменной информации, методы промышленного шпионажа.
• Многовариативное-полисценарное прогнозирование (создание нескольких параллельных альтернативных систем, согласованных по содержанию и по хронологии развертывания плановых предположений, сопоставление результатов развертывания сценариев и определение наиболее приемлемого из них).
• Логические и функционально-логические методы (выработка прогноза на основе логики предложений, обобщений, выявления тенденций, логических символов).
• Функциональные (создание функциональных схем будущего прогнозируемого объекта) и комбинированные (рациональное сочетание методов с целью повышения точности прогнозирования) методы.
• Методы оценки управленческого прогноза: дифференциальный (оценка наборов оценочных критериев отдельных составляющих качества прогноза) и интегральный (обобщенная оценка качества прогноза на базе оценки качества прогноза по частным критериям) методы.
Академик Р. А. Фатхутдинов представил свою классификацию методов прогнозирования (табл. 7.1)[61]:
Таблица 7.1
Метод
Основные
условия применения
Особенности
применения
Область
применения
1. Нормативный
Наличие качественной нормативной базы по всем стадиям жизненного цикла каждого объекта в составе автоматизированных систем управления. Нормативная база должна включать как показатели объекта, так и показатели организационно-технического уровня производства у изготовителя, потребителя и ремонтной организации
Значительная трудо-емкость создания нормативной базы, необходимость установления зависимостей между полезным эффектом, затратами и сроком
службы. Высокая
точность прогнозов
Для прогнозирования эффективности, сроков замены оборудования, возможностей насыщения рынков
сбыта для объектов массового производства.
Срок упреждения
до 10–15 лет
2. Экспериментальный
Наличие (создание) экспериментальной или опытной базы, необходимых материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов для проведения экспериментальных работ
Значительная
стоимость экспериментальных работ. Достаточная точность прогнозов
Для прогнозирова-ния эффективности и сроков замены проектируемого оборудования, сроков выпуска продукции, возможности и сроков насыщения проекти-руемой продукцией рынков сбыта, нетрадиционных
объектов массового производства, не имеющих аналогов на стадии завершения рабочего проектирования.
Срок упреждения до 10–15 лет
Продолжение табл. 7.1
Метод
Основные
условия применения
Особенности
применения
Область
применения
3. Параметрический
Наличие качественной нормативной базы по всем стадиям жизненного цикла каждого объекта
Значительная трудоемкость установления зависимости для прогнозирования, учет функций объекта и показателей организационно-технического уровня производства у изготовителя, потребителя и ремонтной организации. Достаточная точность и простота расчета
Составление среднесрочных прогнозов полезного эффекта, возможного изменения рынков сбыта анализируемой продукции серийного производства.
Срок прогнозирования до 10 лет
4. Экстраполяция
Количественное определение важнейших параметров поведения
объекта не менее
чем за 5 лет
Прогнозирование
полезного эффекта и элементов затрат на основе предполо-жения, что тенденции развития объекта в будущем будут такими же, как и в прошлом периоде. Выборка исходной информации должна не менее чем в 2 раза превышать выбранный период упреждения
Отдельные виды
ресурсов в целом
по предприятию (объединению), а также полезный
эффект от продукции мелкосерийного производства.
Срок прогнозирования до 5 лет
5. Индекс-ный
Наличие соответствующих норм (удельных показателей) полезного эффекта, элементов затрат за базисный период и пла-новых заданий по их изменению в прогнози-руемый период
Прогнозирование
полезного эффекта и элементов затрат на основе значения прогнозируемого параметра в базисном периоде и индексов изменения нормативов. Простота расчетов, но невысокая их точность
Прогнозирование
полезного эффекта, мощностей оборудования каждого вида. Виды укрупненных затрат ресурсов в целом по предприятию.
Срок прогнозирования до 5 лет
Продолжение табл. 7.1
Метод
Основные
условия применения
Особенности
применения
Область
применения
6. Экспертный
Создание экспертной группы из высококвалифицированных специалистов в данной области численностью не менее 9 чел.
Прогнозирование
развития объектов по экспертным оценкам специалистов в данной области
Проведение прогнозирования возможных рынков сбыта по данному
виду полезного эффекта, сроков обновления выпускаемой продукции, по прочим вопросам маркетинга и технического уровня продукции. Срок прогнозирования неограничен
7. Оценка технических стратегий
Разработка матриц генеральной определительной таблицы или универсального идентификатора и создание экспертной группы из высококвалифицированных специалистов
Возможность применения для оценки качества принципиально новых видов техники, где отсутствуют статистические данные и патентные фонды
Для формирования требований к разрабатываемому изделию в виде набора целей и определения средств, способов и путей, необходимых для достижения поставленных целей
8. Функциональный
Невозможность достижения требуемых характеристик изучаемого объекта с использованием ранее
применявшихся принципов действия. Потребность определения широкого спектра альтернатив развития изучаемого объекта с учетом возможностей использования новых принципов действия
Создание функциональной схемы будущего объекта с применением ФСА
При проведении
прогнозирования
возможности появления на данном рынке сбыта новых материальных носителей данного вида полезного эффекта.
Срок прогнозирования неограничен
Окончание табл. 7.1
Метод
Основные
условия применения
Особенности
применения
Область
применения
9. Комби-нированный
Условия, определен-ные для конкретных методов прогнозирования (пп. 1–8)
Возможность рацио-нального сочетания методов с целью повышения точности прогнозирования, снижения затрат на проведение прогнозирования
Для всех видов прогнозирования полезного эффекта. Срок прогнозирования неограничен
Современному менеджменту известно порядка двухсот методов эффективного прогнозирования. Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект прогноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста и др.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление