КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческий стиль: основные подходы
Тема 15. Стили руководства
Стиль представляет собой совокупность приемов и методов работы, устойчивую манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным. Стиль является одной из профессиональных характеристик менеджера, связанной с его личностными качествами.
Анализ стилей руководства основывается на разнообразных подходах: • личностный подход утверждает, что лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств, например: ○ уровень интеллекта и знания; ○ особенности характера и темперамента; ○ впечатляющая внешность; ○ честность; ○ здравый смысл; ○ инициативность; ○ умение создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости ко всякого рода недостаткам; ○ социальное и экономическое образование; ○ высокая степень уверенности в себе; • поведенческий подход утверждает, что эффективность деятельности руководителя определяется не его личностными качествами, а манерой поведения по отношению к подчиненным; • ситуационный подход утверждает, что для эффективного управления стили поведения и личностные качества руководителя должны соответствовать конкретной ситуации, руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. При современном подходе стиль руководства становится отражением определенной философии управления, исповедуемой руководителями, включающей, кроме вопросов принятия решений и делегирования, личностные аспекты деятельности, взаимоотношения с подчиненными, информирование, мотивацию, а также затрагивает такие категории, как самостоятельность, ответственность, инициативность, лидерство. Принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа.
Реальное влияние управленческого стиля на сущность и содержание происходящих в организации процессов настолько велико, что сама организация в целом нередко характеризуется именно по превалирующему в ней стилю. Наиболее существенной характеристикой стилей руководства является соотношение между властью руководителя и степенью той свободы, которой пользуются подчиненные при выработке и реализации решений[125]. В конечном итоге стиль выражается в том, какими приемами руководитель побуждает подчиненных к согласию со своими решениями, к выполнению возложенных на них обязанностей и как он контролирует результаты их деятельности; стиль обнаруживается также во взаимоотношениях с контрагентами и вышестоящими руководителями. Стиль отличается: • устойчивостью, выражающейся в частом повторении тех или иных приемов руководства – с одной стороны, и динамизмом – с другой; • объективностью, определяемой совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности – с одной стороны, и субъективностью, индивидуальностью руководителя – с другой. К объективным составляющим стиля относятся такие, как: специфика сферы деятельности хозяйственной системы, закономерности процесса управления, социально-психологические особенности исполнителей, уровень иерархии управления и др. Субъективный элемент стиля руководителя включает: уровень профессиональной подготовки руководителя, особенности характера и темперамента, нравственные ценности, коммуникативные способности, поведенческие аспекты. На формирование стиля заметно влияет целый ряд факторов (рис. 15.1)[126]:
Рис. 15.1. Факторы, определяющие стиль руководства
• характер функций организации;
• половозрастная структура коллектива; • характер сложившихся в коллективе формальных и неформальных взаимоотношений; • сложившиеся в коллективе традиции и ценностные ориентации и проч. Современный российский социолог С. Ф. Фролов утверждает[127], что стиль руководства – не частная характеристика руководителя, а интеграционное системное качество, в котором проявляются следующие факторы: • институциональные (характер организации, ее особенности); • функциональные (производственно-экономические, социаль-но-демографические, социально-психологические особенности коллектива); • индивидуально-психологические свойства руководителя (профессиональный уровень, образование, нравственные качества); • ситуационные (характер работ, экономическое и финансовое положение). § 2. Авторитарный, демократический и либеральный стили
Стили руководства по Курту Левину[128]: • авторитарный или директивный; • демократический или коллегиальный; • либеральный или нейтрально-попустительский. Авторитарный стиль руководства предполагает концентрацию монопольной власти в руках руководителя, единоличное принятие решений, определение лишь непосредственных задач (перспективные цели не доводятся) и способов их достижения. Характерные черты авторитарного стиля: ○ догматичность руководителя; ○ отсутствие доверительности к подчиненным; ○ запреты; ○ жесткая требовательность к подчиненным; ○ угроза наказания; ○ позиция руководителя – вне коллектива; ○ связи между подчиненными сведены до минимума и проходят, как правило, под контролем руководителя; ○ официальная дистанция между руководителем и подчиненными; ○ мелочная опека; ○ оценка носит субъективный характер; ○ эмоции в расчет не принимаются; ○ расходуется много времени и энергии на поиск и «распекание» виновных. Авторитарный руководитель ориентируется на формальную власть и применение прав, вытекающих из нее, на нем замкнута вся деловая информация, мнение руководителя решающее, деловые распоряжения краткие, в общении преобладает официальность, тон неприветливый. Такой стиль в сочетании с особыми чертами характера приводит к нетерпимости к любым возражениям и предложениям подчиненных, которые расходятся с его личным мнением, унижению человеческого достоинства и проявлению грубости в общении с подчиненными.
Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля управления на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль, реализуемый руководителем в режиме собственных ощущений, можно описать с помощью метафор: «Я-командующий» или «Я-отец»[129]. При позиции «Я-командующий» властная дистанция очень велика и в организации усиливается роль процедур и правил. При позиции «Я-отец» сильная концентрация власти в руках руководителя сохраняется, но при этом большую роль в его действиях играет забота о своих подчиненных и ощущение ответственности за условия их существования, настоящее и будущее. Авторитарный стиль руководства страдает недостатками и создает напряженность в коллективе, когда возрастает квалификационный уровень, и тяготение к самостоятельности работников входит в противоречие с характерными его проявлениями. Авторитарный стиль неизбежен в ситуациях, близких к экстре-мальным и кризисным, а также оправдан в коллективах с неразвитыми материальными и высшими потребностями. Демократический стиль руководства предполагает делегирование части задач из сферы деятельности руководителя вместе с необходимыми полномочиями подчиненным, выработку коллективных решений с участием непосредственных исполнителей, умение ценить мнение подчиненных. Характерные черты демократического стиля: ○ не монополизируется информация, она максимально открыта и доступна всем членам коллектива; ○ инструкции выдаются в форме советов; ○ предоставляется возможность подчиненным самим выбирать наилучший способ решения возникающих проблем; ○ руководитель остается доступным для дискуссий, обсуждений предложений и консультаций; ○ позиция руководителя – внутри коллектива; ○ оценка носит объективный характер; ○ побуждение в сотрудниках чувства собственного достоинства;
○ способствование повышению инициативы, активности и самостоятельности; ○ товарищеский тон. Руководители демократического стиля хотя и пользуются формальной властью, но серьезные административные наказания применяют редко, практикуют замечания и порицания в конструктивной и не оскорбительной форме. Демократический стиль имеет своей главной чертой наличие постоянного контакта с людьми, поощрение самостоятельности. При этом стиле руководства отсутствует агрессивность в отно-шениях друг к другу, поощряется творчество, дружелюбие. Его следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности. Однако немало ситуаций, когда ориентированный на человека демократичный стиль не приводит к росту удовлетворенности. Например, в ситуациях, когда исполнители действуют на уровне более низких потребностей. Участие работников в принятии решений, как правило, оказывает положительное влияние на удовлетворенность большинства сотрудников, находящихся на более высоком иерархическом уровне, чем рабочие. Демократический стиль на практике может реализоваться в системе следующих метафор: «равный среди равных» и «первый среди равных». Вариант «равный среди равных» – это стиль отношений между сотрудниками, когда необходимые обязанности по координации действий в организации выполняет кто-то из сотрудников при отсутствии должности руководителя (директора, начальника отдела, заведующего лабораторией и т. д.). Вариант «первый среди равных» – реализуется в организациях, где доминирует культура деятельности и отношений. В этом случае руководитель признает профессионализм подчиненных, их право на автономию и видит задачу в основном в координации деятельности подчиненных. Высокая степень удовлетворенности, как правило, снижает текучесть кадров, прогулы и производственные травмы. Но она, как и высокий моральный дух, не всегда увеличивает производительность. Низкая текучесть кадров необязательно свидетельствует о высокой степени удовлетворенности. Либеральный стиль руководства предполагает такую позицию, при которой каждый сотрудник вносит свой творческий вклад в решение общей задачи. Такие руководители полагаются на своих подчиненных, предоставляя им возможность устанавливать свои собственные цели и способы их достижения. В крайнем случае, достигается соглашение о конечной цели деятельности и ограничениях, в рамках которых необходимо их достичь. И если такое соглашение руководителя с подчиненными по обоим направлениям (целям и ограничениям) достигнуто, руководитель разрешает им принимать решения самостоятельно и только изредка контролирует их действия. Руководитель либерального стиля понимает свою задачу в том, чтобы облегчить работу своих подчиненных путем предоставления им необходимой информации и действовать главным образом в качестве посредника с внешним окружением. Данный стиль руководства эффективен в коллективах работников с высоким уровнем знаний, умений, навыков, с потребностями в независимости, в творчестве, и в большей степени свойственен научным и проектным организациям. В то же время свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе. Негативные последствия либерального стиля руководства проявляются: ○ в слабом закреплении обязанностей и ответственности; ○ в полном согласии с мнением подчиненных; ○ в панибратских отношениях с ними; ○ в непредсказуемых ситуациях и конфликтах во внутриколлективных отношениях; ○ в состоянии неуверенности и отсутствии целеустремленности работников. Негативное проявление либерального стиля проистекает не из стремления способствовать большей самостоятельности подчиненных, а скорее из недостаточной способности руководителя ставить четкие цели, давать четкие указания, поощрять за заслуги и делать замечания. Любой стиль поведения руководителя повлияет на удовлетворенность подчиненных только при соблюдении следующих двух условий: • если он приводит к повышению производительности; • если высокая производительность вознаграждается, что ведет к большей удовлетворенности. Люди испытывают удовлетворенность благодаря высокой результативности, которая вознаграждается.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |