Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренинг способностей к альтернативному мышлению при­менительно к ситуациям




Значение шкал теста.

1. Информация о возможностях.

2. Искренность.

3. Проницательность.

4. Продумывание всего до конца.

5. Ориентация на подлинную потребность.

6. Интуиция.

7. Интегральная оценка.


Способность принимать решения.

 

Для факторов 1 -3: 10 – 26 – низкая; 27 – 43 – средняя; 44 – 60 – высокая.

Для фактора 4: 9 – 23 - низкая; 24 – 39 - средняя; 40 - 54 - высокая

Для фактора 5: 8 – 21 – низкая; 22 – 34 – средняя; 35 – 48 – высокая.

Для фактора 6: 6 – 15 – низкая; 16 – 26 – средняя; 27 – 36 – высокая.

Для фактора 7: 5 – 13 - низкая; 14-21 - средняя; 22 - 30 – высокая.

 

Задание 3.

А. "Закончить анекдот". Преподаватель или, по его предложе­нию, студенты, рассказывают какой-нибудь анекдот, но опускают его концовку. Студенты должны дать свою версию этой концовки, которая и будет проявлением альтернативного мышления.

Б. " Сделать прямую короче". Проведите в своей тетради черту, примерно 10-12 см длиной, и сделайте ее короче. Студенты предлагают всевозможные решения.

В. "Двое у берега". К берегу реки подошли два человека. Им на­до переправиться на противоположную сторону. На берегу стоит лодка с веслами, которой может воспользоваться только один чело­век. Они оба переправились на противоположный берег, восполь­зовавшись лодкой. Как им это удалось?

Г. "Имя девочки". Встретились два друга далекого детства, ко­торые многие годы не виделись и никогда не переписывались. Короче, никакой информацией о личной судьбе каждого не распола­гали. После радостных объятий между ними произошел следующий диалог:

Первый: А у меня уже дочка.

Второй: Как ее зовут?

Первый: Так же, как и ее маму. Второй: Сколько же лет Леночке?

Вопрос: Как второй узнал имя девочки?

Д. «Соединить 4 точки одной прямой»:

 

● ●

 

● ●

 

Задание: Надо соединить четыре точки тремя непрерывными прямыми линиями, с возвращением в исходную точку.

Е. В горлышко бутылки из-под минеральной воды провалилась обыкновенная пробка, оказавшаяся меньшего диаметра. Как дос­тать эту пробку, если бутылку нельзя трогать руками, встряхивать, переворачивать, то есть трогать можно только саму пробку в мо­мент ее извлечения из бутылки?

Ж. «Мозговой штурм»

Ход работы: Студенческая группа делится на 4 подгруппы, каждая из ко­торых в режиме "мозгового штурма" предлагает варианты ре­шения проблемы в следующих ситуациях.

Первая. Рассказ молодой девушки: "На протяжении всей моей жизни мой отец третирует меня как низшее существо. В моих от­ношениях с ним много боли и много гнева. Я понимаю, что пона­прасну трачу энергию на эти чувства, что мне пора встать на соб­ственные ноги и не пытаться искать одобрения и поддержки от отца. Однако мне трудно расстаться с чувством одиночества и ощущением, что мы оба очень много теряем из-за отсутствия доб­рых отношений. Даже если бы мои действия никак не отразились на нем, я хочу сбросить с себя ярмо моей горечи и обиды. Только это мне никак не удается. Просто не знаю, как мне дальше быть".

Вторая. Рассказ брачной пары. Борис и Мария, не так давно поженились. Каждому из них давно за 40. Мария, дети которой были уже самостоятельными, за последние годы посвятила немало времени уходу за своей престарелой и одинокой матерью. По окончании медового месяца они вкладывали много сил в ремонт собственного дома, наслаждаясь в то же время своим сравнительно недавним браком. Мария стала меньше времени проводить со сво­ей матерью. Однако вскоре мать Марии сломала руку и стала на­много требовательнее. Это происходит как раз в то время, когда Марии совсем не нужны лишние хлопоты и заботы. В ее душе происходит борьба между строгим воспитанием с его упором на семейные ценности и ее собственными нуждами. Несмотря на их обычные теплые отношения, требования матери стали казаться Марии обременительными. Что же делать?

Третья. Рассказ менеджера: "Не так давно я получил распоря­жение от моего начальника, в котором он предлагает использовать некоторые новые методы в работе. Однако оно написано дубовыми фразами и звучит просто диктаторски. Меня воротит от этого пред­писания. Но это предписание моего начальника. Не могу найти выход из этой ситуации".

Четвертая. Рассказ молодого человека. "Я, как мы и договори­лись, ждал свою девушку под часами на площади, сжимая в руке два билета на концерт. Однако Вика пришла с опозданием на пол­часа, а ведь она знает, как я не люблю опаздывать на концерт. Сразу после ритуального поцелуя я начал кричать на нее, сказав, что ни на какой концерт мы не идем, что я лучше порву эти билеты. Я особенно напирал на это ее опоздание, так как был сильно разо­злен. Она была поражена моей реакцией и начала слабо оправды­ваться. На концерт мы все-таки пошли, но я сидел надувшись весь вечер, и не получал никакого удовольствия от музыки. Расстались мы холодно, и с тех пор вот уже неделю, как я не звоню ей. Но я же не могу без нее. А эти ее вечные опоздания меня просто бесят".

В каждой подгруппе обсуждаются поочередно все четыре проб­лемные ситуации. Выработанные в подгруппах варианты решения по каждой из проблем сравниваются и анализируются.

 

Задание 4.

Психологическая игра "Катастрофа на воздушном шаре"

Цель: выработка умения моделировать процессы принятия решений с прогнозом последствий.

Инструкция: Группа находится в корзине воздушного шара, который летит над землей, под облаками. Неожиданно шар начинает терять высо­ту. Корзина может держаться на воде, но если начнется шторм, шар перевернется.

Вдалеке, по направлению ветра, несколько необитаемых остро­вов. Есть шанс спастись и долететь до острова, если освободиться от менее важных вещей.

Вопрос в том, что конкретно выбросить? Какие-то вещи могут пригодиться для жизни на этих островах, правда, сколько там при­дется жить, никто не знает.

Из списка вещей, находящихся в корзине, надо выкинуть что-то, чтобы долететь до острова.

Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара.

1. Миски, кружки, ложки.

2. Ракетницы с сигнальными ракетами.

3. Географические карты, компас.

4. Консервы мясные.

5. Топоры, ножи, лопаты.

6. Канистра с питьевой водой.

7. Медицинская аптечка.

8. Винтовка с запасом патронов.

9. Шоколад.

10.Золото, драгоценности.

11.Взрослая собака породы водолаз.

12.Рыболовные снасти.

13.Туалетные принадлежности.

14.Соль, сахар, набор витаминов.

15.Медицинский спирт.

Задание: Необходимо проранжировать 15 названных предметов в соот­ветствии с их назначением для выживания. Первым номером отме­чается то, что будет выкинуто в первую очередь. Вторым номером - то, что во вторую и т. д. Пятнадцатым номером отмечается то, что будет выкинуто в самую последнюю очередь. (Список предметов раздается участникам игры.)

Этап 1. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Этап 2. Задание выполняется малыми группами.

Этап 3. Задание выполняется большой группой.

Замечания: Руководствуясь целью достижения согласия, группа должна прийти к единому мнению. Достичь полного согласия нелегко, ибо не каждая оценка обычно получает полное одобрение всех. Группа должна стараться выбирать такие оценки, с которыми все могут согласиться хотя бы отчасти. Тянуть время не надо - можно по­гибнуть.

Процедура оценки участников игры.

1. Сравнить индивидуальное ранжирование с групповым.

2. Дать ответы на следующие вопросы:

- Какова была атмосфера в группе?

- Что мешало достижению согласия в группе?

- Какие признаки лидерства выявились?

- Кто проявлял активность?

- Кто находился в пассиве?

- Кто доминировал?

- Как оказывалось влияние?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.