Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Междисциплинарные взаимосвязи




С.Н. Иконникова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК:

 

Взаимовлияние культур в современном мире, динамика функционирования культуры в российском обществе, тенденции развития национально-этнических культур, изменения в ценностных ориентациях личности, возрождение духовных традиций и преодоление кризиса – все эти процессы стимулируют интерес исследователей к анализу культуры как целостного общественного явления. Культура относится к разряду сложных, открытых и диффузных систем. Она имеет «всепроникающий» характер, охватывает все виды деятельности человека, его творчество и повседневную жизнь, цели и намерения, разум и чувства.

Культура – неотъемлемый атрибут, свойство человеческого существования. Человек как создатель культуры навеки «обручен» с ней, но и «обречен» жить в культуре. В этом противоречивом единстве заключается сложность этого феномена. Культура аккумулирует духовную энергию человека, дает импульс для самопознания и самореализации, определяя границы поведения. Она обогащает социальную память человечества, сохраняя культурное наследие, осуществляет трансляцию ценностей и достижений в процессе преемственности поколений.

Все гуманитарные науки в той или иной степени обращены к исследованию культуры и мира человека. Языкознание и филология, история и философия, этнология и экономика, юриспруденция и этика, искусствознание и эстетика, психология и педагогика, антропология и теология изучают различные сферы культуры.

Специализация и дифференциация гуманитарных наук отражают потребность в тщательном и детальном знании социальной и культурной реальности. Однако «узкая глубина» нередко становится препятствием в понимании культурных процессов, ограничивает возможности познания, Каждая их наук дает частичное знание о культуре, не исчерпывает всего «объема» культуры. Так возникает тенденция к интеграции со смежными науками, значительно расширяющая диапазон исследований.

Ученые обращаются к проблемам, которые объединяют гуманитарные науки, размышляя о судьбах культуры и цивилизаций, о сущности культуры и закономерностях ее развития, о смысле творчества и возможности самореализации человека, о свободе и ценностях культуры, о жизненных драмах и катастрофах, признании и забвении, «о белых пятнах» и мрачных трагедиях в истории культуры. Эти и многие другие «вечные» вопросы выходят за рамки конкретных наук. Они становятся предметом исследования в философии истории, философской антропологии, исторической психологии.

На «пересечении» или на стыке таких наук, как история, этнология, философия, социология, семиотика, искусствознание и других, возникает культурология. Она выражает общую тенденцию к интеграции наук о культуре, но имеет свой предмет исследования.

…Становление культурологи в отечественной науке относится к 60-м годам. Именно в это время возникали научные центры, создавались кафедры в вузах, публиковались монографии и учебные пособия, проводись научные конференции и дискуссии...

Культурология исследует сущность и структуру культуры, процессы ее возникновения и функционирования, национально-этническое своеобразие культур народов мира и отдельных регионов, ценности и творческие достижения человечества. Становление духовного мира личности и возможности самореализации, механизмы и средства трансляции от поколения к поколению, сохранение культурного наследия как памяти человечества.

Культурология как гуманитарная наука изучает культуру как исторически развивающееся и целостное явление, как способ жизнедеятельности человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Ни одна из сфер жизни общества – будь то экономика или политика, семья или спорт – невозможны вне культуры.

Культурология способствует систематизации гуманитарных наук, объединяет их в общем смысловом контексте для более эффективного решения многих проблем современности.

Вместе с тем культурология не ограничена только глобальными проблемами интеграции знаний. Она непосредственно обращена к миру человека, его повседневной жизни, исследует ориентиры и смыслы существования, пути преодоления жизненных тревог и драм, возможности самоопределения и самореализация в творчестве. Эта сторона культурологического знания особенно важна, ибо определяет его «востребованность» в системе образования и просвещения. Найти особый язык диалога со слушателем и читателем, усиливающий интерес человека к миру культуры, к самопознанию, - особая задача культурологи.

Как справедливо отмечал академик Д.С. Лихачев, ХХI век – «это век гуманитарной культуры, без общей культуры, без общей культуры зачахнут и точные науки, и сама техника. Только гуманитарная наука может стать фундаментом этики, нравственности»[1].

Выход из экономического, политического и духовного кризиса состоит в подъеме и возрождении культуры. В каждом новом поколении должен увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости. Культурология призвана способствовать духовному самопознанию общества, содействовать разработке культурной политики государства, определению приоритетных направлений развития. Все это ставит перед культурологией задачи чрезвычайной трудности и ответственности. Ведь культура внутренне противоречива, ее динамика труднопредсказуема, а возлагаемые надежды часто не сбываются.

Появление на карте гуманитарных наук новой отрасли знания у многих вызывает недоверие, обвинения в дилетантизме, претензии на особое положение «науки наук». Эти опасения не безосновательны. Они могут быть преодолены лишь по мере обретения культурологией высокого научного статуса и авторитета в использовании ее теоретических позиций в смежных гуманитарных науках. Иначе траектория ее восхода на горизонте наук будет короткой и быстро приблизиться к закату.

Культурология как гуманитарная наука еще достаточно молода. Существует немало споров относительно ее предмета, структуры, методов исследования. Предлагаются различные варианты названия, не выяснены отношения с философией и теорией культуры. Л.Н. Коган считает, что культурология «служит для описания всей совокупности науки о культуре, синтезирует интегрирует их. И философия, и теория, и история, и социология культуры выступают ее составными частями»[2]. Он использует понятие комплекса культурологических наук.

Автор учебного пособия «Культурология» Э.В. Соколов, перечисляя актуальные проблемы культурологического анализа, отмечает, что культурология имеет большое будущее, ибо на основе синтеза различных наук может способствовать выработке гуманистической теории общества. Для этого она должна научиться оперировать огромным количеством исторических, социальных, этнографических, лингвистических фактов и на этой основе делать обоснованные обобщения, строить долговременные прогнозы. Но сегодня «время такой науки еще не пришло»[3].

Не созданы теоретические схемы, позволяющие синтезировать огромный материал, нет соответствующего образования, не определены методы исследования новой научной информации, не выработаны критерии оценки различных культурологических теорий. И тем не менее, уже в течение двух столетий публикуются книги по культурологи выдающихся ученых. Каждый автор предлагает свое видение исторического процесса, свое восприятие культурного мира, свой метод оценки событий. Поэтому на вопрос, существует ли вообще культурология, Э.В. Соколов отвечает положительно: «Сегодня систематизация обширного культурологического материала возможна лишь в виде «мозаики» теорий, в которой каждый автор лишь какой-то отдельной стороной своего творчества связан с другими»[4].

…Междисциплинарные связи культурологи можно проследить на трех уровнях: во-первых, в структуре предмета культурологии; во-вторых, в использовании достижений таких наук, как история, этнология, лингвистика, искусствознание, психология, антропология (здесь можно представить близкие и отдаленные взаимосвязи); в-третьих, в методологической значимости для различных гуманитарных наук понятий, категорий, процессов, описываемых культурологией.

Поэтому междисциплинарные связи приобретают многосторонний характер, а не просто являются «материалом» для культурологии. Она состоит из шести относительно самостоятельных, но объединенных в единое целое разделов: 1. История мировой и отечественной культуры. 2. История культурологических теорий. 3. Философия культуры. 4. Теория культуры. 5. Социология культуры. 6. Культурная антропология.

Каждый из разделов имеет свои сферы исследования, категориальный аппарат, отличается спецификой методов и языком описания. Соприкасается с определенным кругом гуманитарных наук.

1. История мировой и отечественной культуры является фундаментом культурологии. Историческое измерение культуры в диахронном процессе ее развития непосредственно связана с проблемой трансляции культурного наследия. …История культуры дает богатый материал о многообразии культурных достижений и ценностей Европы, Азии, Индии, Китая, Америки, России и других регионов мира… Процесс их распространения, взаимовлияния культур и культурные контакты...

Изучение истории мировой культуры объединяет научные интересы историков и культурологов в обсуждении проблем соотношения культуры и цивилизации, исторической типологии культур, генезиса, кульминации и распада цивилизации, механизмов социокультурной преемственности, взаимосвязи культурных регионов Запада – Востока, Севера – Юга, портретирования культурной жизни эпох и народов. История культуры тесно связана со всеобщей историей, историей естествознания и техники, историей искусства и морали, историей права и философией, историей социальных институтов и социокультурных общностей. Она взаимодействует с археологией и палеологией, этнологией, историографией и источниковедением, исторической психологией семиотикой и социолингвистикой.

История культуры дает основание для проведения сравнительно-исторических исследований, становления культурологической компаративистики как отрасли научного знания.

2. История культурологических теорий исследует концепции и взгляды ученых, а также известных писателей, педагогов, художников, общественных и религиозных деятелей о культуре и ее развитии.

Уже в Древней Греции, а также на Востоке во многих трактатах и сочинениях излагались знания о культуре. Как наука культурология формируется в эпоху Просвещения XVII – XVIII веков, а немецкий философ И.Г. Гердер является одним из первых, кто заложил ее научные основы.

Впоследствии культурология развивается в трудах Э. Тайлора, Д. Фрезера, Н. Данилевского, О. Шпенглера. А. Тойнби, П. Сорокина, Б. Малиновского, М. Вебера, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассета, З. Фрейда, Э. Фромма. И. Хейзинги, Ф. Броделя, Н. Бердяева, П. Милюкова, А. Швейцера, Г. Федотова, Л. Уайта и многих других ученых. В работах этих авторов рассматриваются многие проблемы развития культуры, давшие импульс становлению и развитию культурологии.

Особые требования предъявляются к языку изложения культурологических концепций. Он должен максимально передавать дух эпохи, который оказывал влияние на мыслителя, его личный «почерк» и мировосприятие. Этот язык нередко приближается к художественному тексту, включает символы и аналогии, общие идеи и исторические факты… Другим важным требованием является органичное соединение творческого наследия и драматизма жизненного пути мыслителя, воссоздание того душевного настроения, которое влекло его к размышлению о судьбах культуры.

…Соединение изучения творчества и портрета личности – такова сверхзадача изучения истории культурологии. Решать ее очень не просто. Помимо исследования научных трудов и иных произведений необходимо привлечь для понимания жизни мемуары, дневники, письма, оценки современников, которые могут стать творческим источником для воссоздания атмосферы жизненного и творческого пути. Тогда история культурологии приобретет новое звучание, ибо не только идеи, но и драмы и противоречия, пути и преодоления войдут в духовный мир современников, а ученый предстанет как торжествующий над обстоятельствами Пророк, идеи которого не утратили актуальности…

Не всегда те или иные теории были достоверны, нередко в них отражались субъективные предчувствия распада культуры, стремление выдать желаемое за действительное, представить процесс развития культуры в иллюзорно-утопическом виде или наполнить мрачными настроениями гибели. Культурология развивается неравномерно, периоды «бури и натиска» сменялись безвременьем и застоем культурологической мысли, тревожные настроения становились пророческими предвидениями, а надежды превращались в утопии. Междисциплинарные связи истории культурологии особенно значительны, ибо включают труды ученых разных специальностей, «приписанных» к ведомству других науки вовсе не считавших себя культурологами. И, тем не менее, их вклад в развитие культурологии трудно переоценить. Историки и философы, этнографы и социологи, писатели и педагоги – в их теоретических произведениях высказывались интересные мысли, обогащающие знание о культуре.

В истории культурологии особенно важны методология теоретического исследования, историография и источниковедение, биографический метод, использование архивов и документов.

3. Философия культуры. Содержание и проблематика философии культуры существенно менялись на разных этапах развития общества и в различных философских направлениях и школах. Она представляет наиболее высокий уровень философского обобщения, оперирует предельно широкими и всеобщими категориями, необходимыми для познания сущности культуры.

Философия культуры исследует взаимодействие культуры и общества, культуры и человекав системе бытия. Логика построения философской методологии на основе системного анализа раскрыта М.С. Каганом в курсе «философия культуры»[5].

Использование таких категорий, как объект и субъект культуры, деятельность и способ деятельность, пространство и время. Свобода и необходимость, монолог и диалог, разум и интуиция, способствует универсальному анализу культуры в различных сферах реальности.

Философия культуры связана и с философией истории, исследующей смысл и направление истории, последовательность и периодизацию исторических эпох. Выявляются также отношения философии культуры и философии языка, необходимые для понимания наиболее общих свойств и логико-семантических параметров культуры. Важными аспектами является рассмотрение связи между бытием и сознанием в речи и текстах, способы употребления терминов в науке и обыденном общении, возможности логико-философского моделирования языка, связи с искусственным интеллектом, проблема интерпретации слов и суждений, взаимодействие индивидуального и социального в восприятии речи.

Определенные взаимосвязи существуют между философией науки и философией культуры. В качестве разделов философского знания философия науки исследует социокультурные аспекты научно-познавательной деятельности, формы самосознания в науке, статус науки в обществе… Философия культуры связана также с философией религии, философией права, философией морали или этикой, философией искусства или эстетикой.

Аксиология культуры как учение о ценностях, их типологии и систематизации, соотношение общечеловеческих и преходящих ценностей, их социокультурной обусловленности и индивидуальной неповторимости, влиянии ценностных ориентаций на жизнедеятельность личности также входит в философию культуры. Все перечисленные разделы – части философии, имеющие свое проблемное поле исследования, свои методы и категории. Философия культуры использует системный анализ, аксиологический, деятельностный подход, семиотику и герменевтику как методы познания сущности культуры.

4. Теория культуры образует «ядро» культурологии, в ней рассматриваются понятие, структура и морфология культуры как целостного общественного явления, взаимодействие материальной и духовной сфер жизни, функции культуры, соотношение культуры и цивилизации, роль массовых коммуникаций в процессе распространения культурных ценностей, деятельность социальных институтов в культуре, социализация и индивидуализация личности, проблемы творчества и новаторства в культуре, преемственность культурного развития.

Теория культуры опирается на историю мировой культуры и раскрывает закономерности развития национально-этнических и региональных культур… Культуры народов мира в социальном пространстве и на разных исторических стадиях создают полифонию культурной среды. Язык, территория проживания или «месторазвития», традиции повседневной жизни, средства общения и воспитания, обычаи и обряды, памятники и события, художественные промыслы и искусство, нормы морали оказывают влияние на самосознание этноса и личности.

Особое значение имеют исследования семиотики поведения, этнические стереотипы, бинарные оппозиции «мы» и «они», определяющие дружественные или враждебные отношения между народами.

Несомненный интерес имеет изучение культурных контактов, свидетельствующих о диффузии культур в различные периоды истории… В теории культуры раскрываются… этническое своеобразие культур, особенности национального характера и менталитета, динамика развития этноса. В теории культуры исследуется многообразие средств массовой коммуникации – устные традиции и виды сигнализации, мировые системы письменности и способы размножения текстов, функции средств массовой коммуникации и их влияние на культуру, психологические особенности восприятия информации, движение к информационному обществу.

В изучении этих проблем теория культуры взаимодействует с социолингвистикой и журналистикой, историей и психологией, информатикой и семиотикой.

Особый раздел в теории культуры посвящен исследованию взаимоотношений культуры и природы, экологии культуры, формированию экологического сознания, влиянию окружающей среды на здоровье человека. Выделяются следующие аспекты этой проблемы: эволюционно-исторический, хозяйственно-практический, экологический, медико-гигиенический, познавательно-мировоззренческий, этнический и эстетический. Междисциплинарные связи устанавливаются с экологией, медициной, экономикой, демографией.

5. Социология культуры исследует социодинамику и синхронный процесс функционирования культуры в обществе, ценностные ориентации и культурный уровень различных социальных групп и общностей, деятельность социальных институтов культуры, культурные процессы дифференциации и интеграции, роль культуры в поддержании стабильности и целостности общества, в формировании самосознания и общественного согласия.

…Важное значение имеет исследование культурной типологии и образа жизни различных социальных групп – молодежи, ветеранов, рабочих, крестьян, интеллигенции… Множество этнических, конфессиональных, профессиональных, возрастных, бюрократических, преступных, и иных субкультур отражают противоречивое многообразие социокультурной ситуации. Они… отличаются конфликтом норм, отношений, различиями в стиле, образе жизни и ценностях. Социология культуры анализирует тенденции распространения субкультур.

Социология культуры исследует… процессы, причины консолидации или распада общностей, возникновение новых ценностных ориентаций в сознании и поведении. Важным направлением в социологии культуры является изучение культурных последствий экономических и политических реформ, демократизации и приватизации, межнациональных конфликтов и миграции в новые районы проживания.

В социологии культуры анализируются деятельность социальных институтов, их статус в обществе, престиж и популярность. В контексте культуры рассматривается роль музеев, архивов, библиотек, картинных галерей, центров досуга. Эти и многие другие учреждения образуют инфраструктуру культуры.

...Социология культуры связана с выработкой культурной политики государства и общества.

6. Культурная антропология (или культурантропология) исследует процесс взаимоотношений человека и культуры. Гуманистический смысл культуры заключен в обогащении духовного мира человека, раскрытия его духовных способностей, творческой реализации, приобщения к культурному наследию. Человек является творцом культуры, но и сам он создан культурой в процессе социализации.

Культурная антропология сложилась как наука о традиционных обществах, изучая системы родства, формы брака, механизмы социального контроля и коммуникаций, мифологическое сознание. Адаптацию к окружающей среде.

Культурантропология сосредотачивает внимание на культурно-историческом смысле таких всеобщих категорий и понятий, как «Жизнь», «Смерть», «Детство», «Молодость», «Зрелость», «Старость».., «Тело», «Душа», «Здоровье», «Болезнь», «Мужчина», «Женщина» в их социокультурном контексте…

Культурантропология выявляет истоки и ресурсы жизненной энергии человека, его эмоционально-нравственной устойчивости, душевного здоровья, притягательного магнетизма обаяния личности, причины и следствия переживаний, сопутствующих свободе и творчеству, оптимизму и пессимизму, тревоге и надежде, вере и любви.

Человеческое измерение культуры раскрывается культурантроплогией по отношении. К различным жизненным ситуациям. Культурантропология взаимодействует с целым комплексом наук – философской и социальной антропологией, этнологией и исторической психологией, семиотикой и семантикой, этикой и психологией, антропологией искусства.

Перечисленные разделы определяют общие контуры культурологии как науки и ее взаимодействие с различными отраслями гуманитарного знания. Каждый из разделов может оказаться наиболее привлекательным для более глубокого изучения, отражая индивидуальные предпочтения исследователей. Культурология дает импульс для гуманистической ориентации сознания личности, взаимопонимания между народами, освоения богатства мировой и российской культуры.

 

Иконникова С.Н. Гуманитарий. Ежегодник.

1995. № 1. - СПБ.: ТОО ТК «Петрополис» - С. 73-82.


[1] Лихачев Д.С. Школа духовности //Правда. 1988. 13 мая

[2] Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. с. 22.

[3] Соколов Э.В. Культурология. М., 1994. с. 269.

[4] Там же. С. 268.

[5] Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991. С. 357.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.