Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация самостоятельной работы




Им. К.Г.Разумовского

кафедра «Промышленная экология и охрана труда»

 

СТУДЕНТОВ

 

Методические рекомендации для студентов

очной формы обучения

 

Москва, 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельная работа студента (СРС) является ключевой составляющей учебного процесса, которая определяет формирование навыков, умений и знаний, приемов познавательной деятельности и обеспечивает интерес к творческой работе.

Правильно спланированная и организованная самостоятельная работа студентов позволяет:

- сделать образовательный процесс более качественным и интенсивным;

- способствует созданию интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями;

- приобщить студента к творческой деятельности;

- проводить в жизнь дифференцированный подход к обучению.

Целью самостоятельной работы студентов является освоение студентами фундаментальными знаниями, опытом практической деятельности по профессии. Самостоятельная работа должна способствовать развитию ответственности и организованности, а также творческого подхода к решению нестандартных задач.

Максимальный объем учебной нагрузки студента дневной формы обучения включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем общих аудиторных занятий студента не должен превышать 27 часов в неделю. Объем СРС по предмету, измеренный в часах, как правило, принимается для дневной формы обучения равным сумме аудиторных часов, но может отличаться по предложению преподавателя в большую сторону. Непосредственное распределение часов на организацию самостоятельной работы студента утверждается по каждой дисциплине.

Согласно методике расчета трудоемкости основных образовательных программ ВПО в зачетных единицах – Письмо Минобразования РФ от 28.11.01 № 14-52-988ин/13 одна зачетная единица (кредит) равна 36 академическим часам продолжительностью 45 минут (или 27 астрономических часов). Общая трудоемкость дисциплины включает часы очного обучения и часы на самостоятельную работу. Рефераты, расчетные работы, зачеты по дисциплине входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

В каждой рабочей программе по дисциплине указаны темы курса, выносимые на самостоятельное изучение. Вопросы по данным темам могут быть включены в вопросы на зачете и экзамене по данному курсу. Поэтому первое, что необходимо сделать студенту: ознакомиться с темами курса, выносимыми на самостоятельное изучение.

ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов предполагает многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное и внеаудиторное время. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно.

Структурно самостоятельную работу студента можно разделить на две части:

1) организуемая преподавателем и четко описываемая в учебно-методическом комплексе;

2) самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя.

Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.

Методическое обеспечение самостоятельной работы предусматривает: перечень тематики самостоятельного изучения, наличие учебной, научной и справочной литературы по данным темам, формулировку задач и целей самостоятельной работы, наличие инструкций и методических указаний по работе с данной тематикой. Задания должны соответствовать задачам изучения курса и целям формирования профессионала. На младших курсах СРС ставит своей целью расширение и закрепление знаний, приобретаемых студентом на традиционных формах занятий. На старших курсах СРС должна способствовать развитию творческого потенциала студента. Контроль за выполнением должен быть сугубо индивидуальным, при том, что задания могут быть комплексными.

Формы самостоятельной работы студентов:

1. Конспектирование.

2. Реферирование литературы.

3. Аннотирование книг, статей.

4. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.

5. Углубленный анализ научно-методической литературы.

6. Работа с лекционным материалом: проработка конспекта лекций, работа на полях конспекта с терминами, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы.

7. Участие в работе семинара: подготовка сообщений, докладов, заданий.

8. Лабораторно-практические занятия: выполнение задания в соответствии с инструкциями и методическими указаниями преподавателя, получение результата.

9. Научно-исследовательская работа, выполнение курсовых и квалификационных работ.

10. Контрольная работа в письменном виде.

11. Выполнение заданий по сбору материала во время практики.

Виды самостоятельной работы:

- познавательная деятельность во время основных аудиторных занятий;

- самостоятельная работа в компьютерных классах под контролем преподавателя в форме плановых консультаций;

- внеаудиторная самостоятельная работа студентов по выполнению домашних заданий учебного и творческого характера (в том числе с электронными ресурсами);

- самостоятельное овладение студентами конкретных учебных модулей, предложенных для самостоятельного изучения;

- самостоятельная работа студентов по поиску материала, который может быть использован для написания рефератов, курсовых и квалификационных работ;

- учебно-исследовательская работа;

- научно-исследовательская работа;

- самостоятельная работа во время прохождения практик.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Методические пособия по организации СРС выполняют направляющую роль. Они должны указывать в какой последовательности следует изучать материал дисциплины, обращать внимание на особенности изучения отдельных тем и разделов, помогать отбирать наиболее важные и необходимые сведения из учебных пособий, а также давать объяснения вопросам программы курса, которые обычно вызывают затруднения. При этом преподавателю необходимо учитывать следующие моменты:

1. Не следует перегружать студентов творческими заданиями.

2. Чередовать творческую работу на занятиях с заданиями во внеаудиторное время.

3. Давать студентам четкий инструктаж по выполнению самостоятельных заданий: - цель задания; условия выполнения; объем; сроки; требования к оформлению.

4. Осуществлять текущий учет и контроль за самостоятельной работой.

5. Давать оценку обобщать уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы.

КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Технология организации контроля самостоятельной работы студентов включает тщательный отбор средств контроля, определение его этапов, разработку индивидуальных форм контроля.

Оценка успешности студента может вестись в традиционной системе «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», либо по рейтинговой системе, основываясь на сумме набранных им в ходе самостоятельной работы баллов, за все виды СРС, включая итоговые аттестационные процедуры.

Эффективными формами контроля и активизации СРС в течении всего учебного семестра являются:

Использование бально-рейтинговой оценки.

Использование межсессионного контроля за качеством учебной работы студента.

Тестирование. Экзаменационные тесты позволяют оценить уровень знания студентов в баллах. Оцениваемые тесты могут использоваться преподавателями как формы промежуточного и итогового контроля.

Рекомендуемые формы контроля самостоятельной работы студентов:

- выборочная проверка во время аудиторных занятий;

- составление аннотаций на прочитанный материал;

- составление схем, таблиц по прочитанному материалу;

- обзор литературы;

- реферирование литературы, представление рефератов;

- подготовка конспекта;

- включение вопросов на контрольных работах, на зачете, экзамене.

Этапы самостоятельной работы:

1. Подбор рекомендуемой литературы.

2. Знакомство с вопросами, по которым нужно законспектировать литературу.

3. Составление схем и таблиц на основе изученной литературы.

Комплекс средств обучения при самостоятельной работе студентов:

- учебно-методический комплекс;

- дидактический материал;

- электронный курс лекций, электронный учебник;

- сборники задач, тесты, контрольные задания;

- видеоматериалы, CD, DVD.

- интернет-ресурсы.

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Виды самостоятельной работы Руководство преподавателю
1. Конспектирование Выборочная проверка
2. Реферирование литературы Разработка тем и проверка
3. Выполнение заданий поискового характера Разработка заданий, создание поисковых ситуаций, спецсеминар, составление картотеки.
4. Аннотирование книг, статей Образцы аннотаций, проверка
5. Углубленный анализ научно-методической литературы Собеседование по проработанной литературе, составление планов работы, разработка методики получения информации
6. Дополнение конспекта лекций рекомендованной литературой Предложение составить свой план в заключении лекции
7. Участие в работе семинаров Подготовка выступлений на семинаре, рефератов, проверка знаний
8. Лабораторно- практические занятия: в соответствии с инструкциями и методическими указаниями Составление алгоритма действий, показателей уровня достижения результата
9. Научно-исследовательская работа при выполнении курсовых и квалификационных работ Разработка тематики курсовых и квалификационных работ, консультирование
10. Контрольная работа Разработка тематики контрольных работ, проверка выполнения
11. Выполнение заданий по сбору материалов в процессе практики Разработка заданий, поверка отчетов по практике

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ЭЛЕКТРОННЫМИ РЕСУРСАМИ

- организация работы студентов с электронными каталогизированными учебно-методическими материалами;

- анализ свободного компьютерного фонда и составление плана-графика ресурсного обеспечения СРС в компьютерных классах;

- доведение информации о свободных ресурсах компьютерных классов до студентов;

- предварительная запись студентов на удобное для них время для работы с компьютерными ресурсами;

- обеспечение доступа студентов в компьютерные классы и контроль за их работой;

- организация групповых занятий по заданию преподавателя, организация доступа в компьютерные классы.

В аудиториях для самостоятельных компьютерных занятий с помощью обучающих программ, студенты могут, как дополнить свои занятия, полученные на лекциях и семинарах, так и проверить свой уровень подготовки и сдать зачет и экзамен.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Под информационными технологиями мы понимаем совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации. При этом специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач с помощью современных информационных средств, таких как:

- обучающие мультимедиа системы;

- программы контроля и самоконтроля знаний;

- использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;

- использование информационных технологий для ведения конференций;

Анализ педагогического опыта и научной литературы показывает, что с помощью информационных технологий возможно более эффективно решать следующие задачи обучения:

1) архивное хранение больших объемов информации;

2) относительно легкий доступ к источникам информации и поиск необходимых данных;

3) передача информации, в т.ч., на большие, а по сути - неограниченные - расстояния;

4) многократное повторение физического, естественно-научного эксперимента или фрагментов учебного материала, усвоение которых вызывает наибольшие трудности у обучающихся;

5) управление отображением на экране монитора моделей вымышленных и реальных объектов, явлений, процессов;

6) автоматизация процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности преподавателей и студентов.

Отличительной чертой применения информационных технологий в процессе обучения является разнообразие форм представления информации: тексты, таблицы, графики, диаграммы, аудио- и видеофрагменты, а также их сочетание. Такая мультимедийность создает психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию учебного материала с включением подсознательных реакций обучающихся.

 

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Для обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов необходимо:

- обоснование сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы;

- методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее;

- обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;

- использование методов активного обучения;

- контроль за организацией и ходом СРС и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение;

- обеспечение планами практических и лабораторных занятий, методическими разработками тем для самостоятельного изучения, списками специальной литературы.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Московский государственный университет технологий и управления




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.