Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдром «профессионального выгорания»




Тема 9. Эмоциональный стресс.

Стресс нередко рассматривают как особое функциональное со­стояние и в то же время как психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптив­ной нормы.

Термин «стресс» был введен Гансом Селье в 1929 году. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов (потеря аппетита, мышечная сла­бость, повышенные артериальное давление и температура, утрата мотивации к достижениям). Поскольку эти симптомы не зависят от природы соматического расстройства, Селье предложил обозначить такое состояние «синдром просто болезни». Первоначально Селье использовал термин «стресс» для описания совокупности всех неспе­цифических изменений (внутри организма), функциональных или органических. Одно из последних определений стресса таково: «не­специфическая реакция организма на любое требование извне» (Се­лье, 1974).

В настоящее время термин стресс используется для обозначения целого ряда явлений:

1) сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на орга­низм воздействие;

2) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

3) сильные, как благоприятное, так и неблагоприятные для орга­низма реакции разного рода;

4) неспецифические черты (элементы) физиологических и психо­логических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

5) неспецифические черты (элементы) физиологических и психо­логических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.

Таким образом, в целом стресс представляет собой неспецифичес­кий компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обус­лавливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма.

Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс. Позднее, однако, было показано, что общая картина психологичес­ких реакций может быть весьма специфична. В ее формирование вносят свой вклад и качественное своеобразие раздражителя, и инди­видуальные особенности организма.

В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигналь-ный) и психоэмоциональный (второсигнальный).

Стимул, вызывающий стрессовую реакцию называется стрессором. Раздражитель может стать стрессором в результате его когни­тивной интерпретации, т. е. значения, которое человек приписы­вает данному раздражителю (психоэмоциональный стресс). Например, звук чужих шагов за спиной идущего по улице человека ночью на пустынной улице может оказаться сильным стрессором. Физический стресс возникает в результате воздействия раздражи­теля через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс. Следует подчеркнуть особую роль длительности воздей­ствия неблагоприятного фактора. Так некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека.

В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируют­ся уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ре­сурсов.

При длительном воздействии стрессогенных факторов возможны два варианта. В первом — происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов. Причем нередко эти перестройки могут повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья человека: например, сердечно-сосудистая патология, забо­левания желудочно-кишечного тракта и т. п. Во втором случае перестройки функциональных систем как таковых не происходит. При этом реакции на внешние воздействия имеют преимущественно локальный характер. Например, физические раздражители (сильная жара или холод, сильный шум, духота и т. п.) действуют на низшие сенсорные механизмы, а такие раздражители, как кофе, никотин, различные нейролептики и т. д. действуют на организм через пище­варительный тракт и процессы метаболизма.

Физиологический стресс, как правило, связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека. В отличие от это­го, психоэмоциональный стресс нередко возникает в результате соб­ственной позиции индивида. Человек реагирует на то, что его окру­жает в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от личностных особенностей, социального статуса, ролевого поведения и т. п. Применяя при стрессе кофеин, алкоголь, никотин, наркотики и т. п., человек лишь усиливает отрицательные эффекты стресса.

Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для преодоления «препятствия» и возвращения организма к нормальным условиям существования. Если стрессовая реакция выполняет эту функцию, ее адаптивная ценность становится очевидной. Не вызывает сомнения положение о том, что биологической функцией стресса является адаптация. В связи с этим стресс предназначен для защиты организ­ма от угрожающих и разрушающих воздействий различной модаль­ности как психических, так и физических. Поэтому возникновение стресса означает, что человек включается в определенную деятель­ность, направленную на противостояние опасным для него воздей­ствиям. Одновременно с этим возникает особое функциональное состояние и целый комплекс различных физиологических и психо­логических реакций. Таким образом, стресс это нормальное явление в здоровом организме — защитный механизм биологической сис­темы.

Сказанное выше безусловно справедливо для физиологического стресса. Однако стрессовую реакцию, возникающую у современного человека при психоэмоциональном стрессе нередко можно квалифи­цировать как неадекватное возбуждение примитивных защитных ме­ханизмов, когда организм активизируется для физической деятель­ности (борьбы или бегства). В условиях социальной регламентации поведения нет места ни тому, ни другому. Очевидно, что цивили­зованный человек не можем ударить своего оппонента, даже если абсолютно уверен в своей правоте.

Многократно возникающая и не получающая разрядки стрессовая реакция нередко приводит к дисфункциональным и патологическим нарушениям, характеризующимся структурными изменениями в тка­ни и функциональной системе органа-мишени. Когда эти измене­ния возникают вследствие стресса, такая болезнь получает название психосоматического или психофизиологического заболевания.

Тем не менее со времен Селье принято различать конструктив­ный и деструктивный аспекты стресса. Другими словами, не вся­кий стресс вреден. Стрессовая активация нередко является поло­жительной силой, обогащая человека осознанием своих реальных возможностей. Селье называл положительный стресс эустрессом, а ослабляющий и разрушающий стресс — дистрессом. (По проис­хождению слово «стресс» означает ограничение или притеснение, а слово «дистресс» — пребывание в состоянии ограничения или притеснения).

На ранней стадии развития стресса, как правило, улучшается общее самочувствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нара­стать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, то он становится вредным для организма.

Любой раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, должен вначале быть воспринят (хотя и не обязательно осознанно) сенсорными рецепторами периферической нервной системы. Восприняв это раздражение, рецепторы посыла­ют импульсы по сенсорным путям периферической нервной систе­мы к мозгу. В ЦНС от главных путей, восходящих к неокортексу, отходят нервные ответвления, направляющиеся в ретикулярную формацию и далее в образования промежуточного мозга. Поэтому воспринимаемые события получают должную оценку в структурах мозга, связанных с обеспечением мотивационно-потребностной сферы человека (гипоталамусе и лимбической системе).

В конечном счете, все потоки нервной импульсации по восходя­щим путям поступают в кору больших полушарий, где осуществляет­ся их содержательная, смысловая интерпретация. Результаты этой интерпретации по каналам обратной связи попадают в лимбическую систему. Если раздражитель истолковывается как угроза или вызов-, провоцирующий ярко выраженную эмоциональную оценку, возни­кает стрессогенная реакция. Для многих людей активация эмоций (как отрицательных, так и положительных) является стимулом для стресса.

Раздражител I сенсорные пути когнитивная интерпретация аффективная интерпретация (неокортекс) (лимбическая система).

Итак, в самом общем виде условия возникновения реакции на стресс таковы: любой раздражитель получает двойную интерпрета­цию — объективную (в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической системе). В случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т. е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает роль триггера, автоматически за­пуская последовательность соответствующих физиологических ре­акций. В случае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает.

Основным путем распространения стрессогенной реакции в орга­низме является вегетативная нервная система и, в первую очередь, ее симпатический отдел, эффекты возбуждения которого были описаны выше.

Организм человека справляется со стрессом четырьмя путями:

1) Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чего определенные сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор.

2) Стрессор оказывает влияние и на вегетативную нервную систе­
му. Учащается пульс, повышается давление, растет уровень эритро-
цитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и
прерывистым. Тем самым увеличивается количество поступающего к
тканям кислорода. Человек оказывается готовым к борьбе или бег­-
ству.

3) Из анализаторных отделов коры сигналы поступают в гипо­таламус и надпочечники. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором. Гипоталамус передает сигнал гипофизу, а тот — надпочечникам, в результате возрастает синтез гормонов и их выброс в кровь. Гормоны в основном осуществляют медленнодей­ствующую защиту организма. Они изменяют водно-солевой ба­ланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переварива­ние пищи и освобождают энергию; гормоны повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и аллергичес­кие реакции.

4) Наиболее продолжительные соматические реакции на стресс являются результатом активации «эндокринных осей». Этим тер­мином обозначают эндокринные пути, по которым осуществляет­ся реакция на стресс. Существуют три основные «эндокринные оси», которые вовлекаются в стрессовую реакцию человека: адрено-кортикальная, соматотропная и тироидная. Они связаны с активацией коры и мозгового вещества надпочечников и щито­видной железы. Показано, что эти оси могут быть активизирова­ны посредством многочисленных и разнообразных психологичес­ких воздействий, включая различные психосоциальные стимулы. Реакция по эндокринным осям не только продолжительна во времени, но, как правило, возникает с некоторой задержкой. Последнее обусловлено, во-первых, тем, что единственным транс­портным механизмом для этих осей является система кровообра­щения, и, во-вторых, тем, что для их активации требуется более сильный раздражитель.

Все эти биохимические и физиологические изменения мобилизу­ют организм на «борьбу» или «бегство». Когда конфликтная ситуа­ция требует немедленного ответа, адаптивные механизмы работают четко и слаженно, биохимические реакции ускоряются, а следующие за ними функциональные изменения в органах и тканях позволяют организму реагировать на угрозу с удвоенной силой.

В жизни первобытного человека большинство стрессовых воз­действий завершалось выраженной активностью организма (реак­ция «борьбы или бегства»). В современном мире стресс, нередко ограничиваясь только внутренними проявлениями, может приоб­ретать затяжной характер. В этом случае у организма нет шансов нормализовать уже включившиеся стресс-адаптационные процес­сы, хотя нервная система продолжает реагировать на стрессоры привычным для организма человека способом. При этом ни одну из вышеописанных физиологических реакций нельзя произвольно исключить из традиционного комплекса реагирования. Стресс-адаптивная система нашего организма относительно неспецифичнаи реагирует одинаковыми изменениями как на хорошие, так и на плохие события.

Итак, как уже подчеркивалось, в современном мире стрессовые реакции на психосоциальные стимулы являются не столько след­ствием самих раздражителей, сколько результатом их когнитивной интерпретации, а также и эмоционального возбуждения.

В 1956 году Селье разработал концепцию «общего адаптационного синдрома» (ОАО). ОАС есть не что иное, как усилие организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механиз­мов, выработанных в процессе эволюции. ОАС разделяется на три стадии. Первая называется стадией тревоги. Эта стадия связана с мобилизацией защитных механизмов организма. Во время этой ста­дии эндокринная система отвечает нарастающей активацией всех трех осей. При этом главную роль играет адрено-кортикальная сис­тема.

Следующая стадия называется стадией сопротивления или резис-тентности. Эту стадию отличает максимально высокий уровень со­противляемости организма к действию вредоносных факторов. Она выражает усилия организма поддержать состояние гомеостаза (рав­новесия внутренней среды) в изменившихся условиях.

Если воздействие стрессора будет продолжаться, то в итоге «энер­гия адаптации», т. е. адаптивные механизмы, участвующие в поддер­жании стадии резистентности, исчерпают себя. Тогда организм всту­пает в финальную стадию — стадию истощения. В некоторых случаях под большой угрозой действительно может оказаться выживание организма.

Сущность ОАС ясно излагает сам Селье: «Ни один организм, — подчеркивает он, — не может постоянно находиться в состоянии трево­ги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует стадия резистентности. Эта вторая стадия отвечает за сбалансированное расходование адаптаци­онных резервов. При этом поддерживается практически не отличающе­еся от нормы существование организма в условиях повышенного требо­вания к его адаптационным возможностям. Но поскольку адаптацион­ная энергия не беспредельна, то, если стрессор продолжает действовать, наступает третья стадия — истощение».

Пси­хическое и соматическое (телесное) так сильно переплетены между собой, что не может быть психического феномена без последующего соматического и, наоборот, не существует соматического явления без психологического. Стрессовая реакция представляет собой концент­рированную сущность взаимоотношения психики и тела.

Принято считать, что все симптомы, вызванные стрессом, явля­ются психосоматическими. Это значит, что в ответе на стресс прини­мают участие все системы — нервная, эндокринная, сердечно-сосу­дистая, желудочно-кишечная и т. п. Очень часто особенно после продолжительного стресса вследствие истощения всего организма наступает слабость. Как правило, стресс вызывает ухудшение дея­тельности самого «слабого» звена в организме, уже больного органа, например, язву желудка на фоне хронического гастрита. Ослабляя иммунную систему организма, стресс повышает риск инфекционных заболеваний. Наиболее часто стресс влияет на состояние сердечно­сосудистой системы.

Установлено, что при стрессе дыхание становится более частым. При непродолжительном стрессе попадание избытка кислорода в кровь вызывает одышку. Если же стресс длительный, то частое дыхание будет продолжаться до тех пор, пока не пересохнут слизи­стые поверхности носоглотки. Человек в этом случае чувствует боль в грудной клетке из-за спазма дыхательных мышц и диафрагмы. При этом вследствие ухудшения защитных функций слизистой оболочки носоглотки резко возрастает вероятность заболевания различными инфекционными заболеваниями.

Повышение уровня сахара в крови, также являющееся частью реакции организма на стресс, вызывает свою цепную реакцию. Во-первых, повышение уровня сахара (глюкозы) провоцирует усилен­ную секрецию инсулина — гормона поджелудочной железы, кото­рый, в свою очередь, способствует отложению глюкозы в виде гли­когена в печени, мышцах и частичному превращению ее в жир. В результате концентрация сахара в крови падает, и у человека возни­кает чувство голода, а организм требует немедленной компенсации. Это состояние, в свою очередь, стимулирует дальнейшую секрецию инсулина, и уровень сахара в крови продолжает снижаться.

Таким образом, при стрессе так или иначе страдают все системы организма.

В 1974 г. вышла книга М. Фридмана
и Р. Розенмана «Поведение А-типа и ваше сердце», первое и
наиболее значительное исследование взаимосвязи стресса и забо­
леваний сердечно-сосудистой системы. Было выделено два поляр­
ных типа поведения и соответственно группы людей, у которых
преобладает один из двух вариантов поведения: тип А или тип Б.
К первому типу относится поведение, ориентированное на успех и
жизненные достижения. И именно этот тип поведения значитель­
но повышает риск сердечно-сосудистных заболеваний и скоропо­-
стижной смерти. В лабораторных условиях было показано, что оба типа по-разному реагируют на информационную нагрузку. Характер этих реакций согласуется с преобладанием активности одного из двух отделов вегетативной нервной системы: симпатический (тип А) или парасим­патический (тип Б). Первый реагирует на нагрузку учащением пуль­са, ростом артериального давления и другими вегетативными реак­циями, сопровождающими активацию симпатической нервной сис­темы. Тип Б в тех же условиях реагирует по парасимпатическому варианту: снижением частоты сердцебиений и другими соответству­ющими вегетативными проявлениями. Итак, для типа А характерен высокий уровень двигательной активности и преобладание симпати­ческих реакций, т. е. для этого типа характерна постоянная готов­ность к действию. Тип Б представляет вариант реагирования с пре­обладанием парасимпатических эффектов, для него характерно сни­жение двигательной активности и относительно низкая готовность включаться в действие. Перечисленные различия определяют разную чувствительность того и другого типа к стрессогенным воздействиям. Один из путей профилактики сердечно-сосудистых заболеваний со­стоит в том, чтобы уменьшить в репертуаре поведения пациента проявления типа А.

Терапия стрессовых состояний — сложная задача, включающая целый ряд аспектов. Среди них следует отме­тить, в первую очередь, собственную позицию человека. Речь идет об ответственности человека за свое здоровье. Утверждение, что чрезмерный стресс и эмоциональные расстройства зависят от спо­соба интерпретации индивидом своего окружения, прямо связано с признанием личностной ответственности человека за свое отно­шение к происходящему и, таким образом, за свое здоровье. Более того, сама возможность применения некоторых средств борьбы со стрессом и эффективность их использования зависят от того, насколько осознанно человек подходит к своему здоровью. Пси­хофизиологические методы коррекции стрессогенных состояний связаны, в первую очередь, с использованием приемов обратной связи.

Теоретические и экспериментальные исследования в области физиологии представляют биологическую обратную связь как процесс саморегуляции поведенческих и физиологических функ­ций.

Термин «гомеостаз» был предложен В. Кенноном в 1932 году. Он обозначает координацию физиологических процес­сов, поддерживающих большинство устойчивых состояний организма и предполагает наличие равновесия, устойчивого состояния и стабильности большинства физиологических систем. Таким об­разом, гомеостаз определяет динамическое постоянство внутрен­ней среды и ее колебания в допустимых пределах. Хорошо извес­тны биологические константы, при которых возможно полноцен­ное существование организма: температура тела, кровяное давле­ние, концентрация глюкозы и кислорода в крови и другие. Орга­низм человека — открытая система, причем внешние воздействия постоянно дестабилизируют внутреннюю среду, нарушая ее посто­янство, столь необходимое для полноценной жизнедеятельности. Тем не менее гомеостаз поддерживается благодаря сложным ско­ординированным механизмам саморегуляции, среди которых важ­ную роль играет обратная связь.

В живых организмах саморегуля­ция опосредуется механизмами обратной связи. Термин «обратная связь» впервые был использован в технике для описания автомати­ческого управления машинными операциями. Любая система, пове­дение которой основано на принципе обратной связи обладает тремя основными свойствами: 1) генерирует движение к цели по опреде­ленному пути, 2) обнаруживает ошибку путем сравнения реального действия с правильным путем, 3) использует сигнал об ошибке для изменения направления действия.

В здоровом организме информация о результатах деятельности какого-либо органа (нервного центра, железы, мышцы) всегда тем или иным способом возвращается к нему обратно. На основе этого производятся изменения и корректировки первоначальной деятель­ности. Тем самым создается петля «обратной связи». Этот механизм действует практически на всех уровнях организации живого организ­ма, начиная от петель обратной связи, ответственных за изменение скорости протекания самых элементарных биохимических реакций, до крайне сложных видов поведенческой деятельности. Причем са­мым существенным моментом в структурной организации обратной связи является наличие определенной информации о результате или характеристиках протекания того или иного процесса, с тем чтобы иметь возможность изменить его в полезном для организма направ­лении.

Обратная связь (афферентация) является важнейшим звеном функциональных систем всех уровней организации. Другими сло­вами, ее значение далеко выходит за рамки регуляции гомеостаза. Она выступает как важнейший механизм саморегуляции поведе­ния и деятельности животных и человека. При этом основной интерес представляют собой те реципрокные, регуляторные, опос­редованные мозгом взаимодействия между моторным механизмом и рецептором, в которых обратная связь от рецептора управляет моторным ответом и сама регулируется им. Фундаментальные свойства этого взаимодействия для живых организмов — динамич­ность, замкнутость контура управления и непрерывность дей­ствия. Однако анализ обратной связи в таком плане в значитель­ной степени — предмет будущих исследований.

Важная особенность обратной связи заключается в том, что ее можно рассматривать как метод регуляции функциональных состояний организма и управления деятельностью человека, причем первый из аспектов больше свя­зан с психофизиологией, второй — с психологией труда и эргоно­микой. Суть в том, что при помощи специально сконструирован­ных приборов информация о функциональном состоянии челове­ка или результатах его деятельности регистрируется, преобразует­ся в доступную для восприятия форму и посылается обратно. Анализируя «вернувшуюся» информацию, человек принимает ре­шение о дальнейших шагах в своем поведении, будь это управле­ние состоянием организма или выполнение производственной за­дачи. Иными словами, при помощи специальной аппаратуры со­здается искусственная петля «обратной связи», с помощью кото­рой человек способен сознательно регулировать многие функции своего организма, начиная от изменения скорости протекания элементарных психофизиологических реакций до крайне сложных видов деятельности. Самым существенным при организации аппа­ратурной обратной связи является обеспечение конкретной, дос­тупной человеку информации о результате или характеристиках протекания того или иного процесса, чтобы у человека была возможность изменить его в любом, но лучше в полезном орга­низму, направлении.

Имеются многочисленные данные, говорящие о том, что при наличии соответствующей информации на основе обратной связи человек может научиться изменять такие функции своего организма, которые ранее считались недоступными для произвольной регуляции и осознанного контроля.

"Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавт. (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому (Edelwick, Brodsky, 1980).

Каковы наиболее часто встречающиеся причины "синдрома сгорания"? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:

· монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

· вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

· строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

· напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;

· нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

· работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования и т.д.

Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания":

· культивирование других интересов, не связанных с профессиональными. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

· внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

· поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

· удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

· стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

· способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

· открытость новому опыту;

· умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

· обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

· чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

· участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

· периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

· хобби, доставляющее удовольствие.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", человек должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется.

Контрольные вопросы:

1. Что такое стресс?

2. Назовите виды стресса. Дайте им краткую характеристику.

3. Что такое дистресс?

4. Как организм человека справляется со стрессом?

5. В чем суть концепции «общего адаптационного синдрома» Г.Селье?

6. В чем различие между поведением типа А и типа В? Дайте им краткую характеристику.

7. В чем суть терапии стрессовых состояний?

8. Что такое гомеостаз?

9. Дайте определение «синдрома сгорания».

10. Какие есть способы борьбы с «синдромом сгорания»?

Тесты по теме:

1. Термин «стресс» был введен:

А) Г. Селье;

Б) З. Фрейдом;

В) Э. Вайнером.

2. Выделяют следующие виды стресса:

А) физиологический;

Б) психический;

В) психоэмоциональный.

3. Различают следующие аспекты стресса:

А) аутостресс;

Б) эустресс;

В) дистресс.

4. Основным путем распространения стрессогенной реакции в организме является:

А) лимбическая система;

Б) вегетативная нервная система;

В) эндокринная система.

5. ОАС (система «общего адаптационного синдрома»), разделяется на три стадии:

А) тревоги, сопротивления, эйфории;

Б) тревоги, сопротивления, истощения;

В) входа в стресс, собственно стрессового состояния, выхода из стресса.

6. Симптомы, вызванные стрессом, являются:

А) психосоматическими;

Б) психическими;

В) физиологическими.

7. Поведение, ориентированное на успех и жизненные достижения, значитель­
но повышающее риск сердечно-сосудистых заболеваний и скоропо­стижной смерти с преобладанием активности симпатического отдела вегетативной нервной системы называется:

А) тип А;

Б) тип Б;

В) тип С.

8. … определяет динамическое постоянство внутрен­ней среды организма и ее колебания в допустимых пределах:

А) гипоталамус;

Б) гомеопатия;

В) гомеостаз.

9. Важнейшим звеном функциональных систем всех уровней организации является:

А) нервный центр;

Б) саморегуляция;

В) обратная связь.

10. … — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

А) «синдром сгорания»;

Б) «синдром истощения»;

В) «депрессивный синдром».

Литература

1.Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.

2.Наркотики: проблема, которую необходимо решить. Пособие для педагогов. – М., 1999.

3.Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркомании: Учебное пособие. – М., 1991.

 

 

Манько О.М.

Рыднова А.А.

Поспелова И.Ю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.