Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное правосудие, система и юрисдикция




Amnesty International борется за то, чтобы все страны мира создали эффективную систему международного правосудия на международном и национальном уровне, способную остановить тех, кто замышляет самые страшные преступления из известных человечеству:

· геноцид;

· преступления против человечности;

· военные преступления;

· пытки;

· внесудебные казни;

· насильственные исчезновения.

Система должна гарантировать, что государства будут принимать действенные шаги по предупреждению этих преступлений и эффективно действовать в случае их совершения, а именно:

1. восстанавливать справедливость: расследовать все подобные преступления, а при наличии достаточных допустимых улик - привлекать подозреваемых к уголовной ответственности в порядке справедливых судебных разбирательств, не предусматривающих возможности вынесения смертного приговора, не прибегая к пыткам или жестокому обращению; или передавать задержанных в страны, которые готовы это сделать; или передавать их Международному уголовному суду;

2. устанавливать истину: выяснять и признавать относящиеся к преступлениям факты;

3. обеспечивать полное возмещение вреда: принимать действенные меры, позволяющие уменьшить страдания потерпевших и их родственников, вызванные совершёнными преступлениями, и помочь им вернуться к нормальной жизни.

Для создания этой системы международного правосудия совершенно необходимо, чтобы правительства выполняли свои обязанности. Если они этого не делают, то власти других стран, осуществляющие универсальную юрисдикцию, и/или Международный уголовный суд, и/или другие международные суды либо интернационализированные суды должны взять на себя расследование и уголовное преследование преступлений от имени международного сообщества, и не допустить, чтобы те остались безнаказанными.

В связи с этим Amnesty International борется за то, чтобы:

· правительства всех стран мира реформировали действующее законодательство с целью обеспечения того, чтобы национальные системы правосудия могли расследовать и преследовать в уголовном порядке такие преступления, как геноцид, преступления против человечности, военные преступления, пытки, внесудебные казни и насильственные исчезновения;

· правительства стран, где совершаются преступления, разработали долговременные всесторонние планы мероприятий, направленные на то, чтобы гарантировать восстановление справедливости в национальных судах, предоставить полные и действенные возмещения потерпевшим и установить истину о подобных преступлениях;

· правительства всех стран приняли и выполняли законы, наделяющие национальные суды универсальной юрисдикцией в отношении подобных преступлений. Подобные законы должны позволить судам страны расследовать и в уголовном порядке преследовать деяния, являющиеся преступлениями согласно нормам международного права, и выносить решения о возмещении вреда потерпевшим, независимо от места совершения преступления и гражданства обвиняемого или потерпевшего;

· все государства ратифицировали Римский статут Международного уголовного суда и Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного уголовного суда с тем, чтобы обеспечить МУС самую широкую юрисдикцию для расследования и уголовного преследования преступлений, когда национальные власти не могут или не проявляют истинного стремления это делать;

· международное сообщество обеспечило международным судам и специальным трибуналам возможность эффективно расследовать и в уголовном порядке преследовать преступления в ситуациях, когда национальные суды не могут или не проявляют истинного стремления это делать, а юрисдикция Международного уголовного суда на них не распространяется, либо он принял решение не проводить расследование;

· Международный уголовный суд и другие международные суды, специальные трибуналы и интернационализированные суды расследовали и в уголовном порядке преследовали преступления в соответствии с самыми высокими стандартами международного правосудия и способствовали тому, чтобы национальные суды расследовали и в уголовном порядке преследовали преступления, которые они сами не могут расследовать;

· правительства всех стран и межправительственные организации оказывали поддержку и всестороннее содействие Международному уголовному суду и другим международным судам, специальным трибуналам, интернационализированным судам.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СУДОВ

Классификации современных международных судебных учреждений могут быть различны.

Во-первых, возможна классификация по субъектно-пространственной сфере. Здесь можно выделить универсальные (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву и т.д.) и региональные международные судебные учреждения (Суд Европейского Союза, Европейский Суд по правам

человека).

Во-вторых, может быть классификация международных судов по предметному содержанию. Таким образом, выделяются суды общей юрисдикции (Международный Суд ООН) и суды специальной юрисдикции (Международный уголовный суд, Международный экологический суд).

В-третьих, классификация может быть построена по субъектно-юрисдикционным ориентирам: суды для разрешения межгосударственных споров (Международный Суд ООН), суды для рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений лиц (Суд Европейского Союза, Международный экологический суд), суды для уголовного преследования лиц, совершивших международные преступления (Международный уголовный суд).

Правовой основой организации и деятельности международных судебных учреждений являются договорные акты в форме конвенций или уставов, такие как Устав Организации Объединенных Наций, Статут Международного Суда ООН, Конвенция ООН по морскому праву, Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод. Однако могут быть и внедоговорные варианты учредительных документов. Например, Устав Международного трибунала по бывшей Югославии или Устав Международного трибунала по Руанде.

На современном этапе субъектами права обращения к процедуре международного судебного разбирательства относятся: государства, международные межправительственные организации, юридические лица, международные неправительственные организации, индивиды, группы лиц.

В уставных документах современных международных судов закреплена обязательность постановлений (решений) международных судебных учреждений для участвующих в деле сторон.

Согласно п.3 статьи 6 ФКЗ Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г. обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН

Международный суд ООН был учрежден ООН в 1945 г. в качестве главного судебного органа ООН. В соответствии со статьёй 93 Устава ООН все члены ООН являются участниками Статута Международного суда. Штаб-квартира Суда находится в Гааге (Нидерланды).

К функциям Международного Суда ООН относятся:

1. Разрешение международных споров. К судебному разбирательству Международный суд принимает дела, переданные обеими спорящими сторонами или одной из них. Государство может отказаться от признания юрисдикции Международного Суда, если докажет, что вопрос входит «во внутреннюю юрисдикцию» государства. Эта проблема нередко возникает. В частности, Российская Федерация не признала в 2008 г. юрисдикции Международного Суда ООН по иску Грузии относительно событий в Южной Осетии.

2. Вынесение консультативных заключений по запросам учреждений, круг которых определен Уставом ООН. Запросы должны быть предоставлены в письменном виде. Консультативные заключения не имеют обязательной силы, кроме вопросов, относящихся к международным договорам. Например, Международный суд ООН в июле 2010 года вынес консультативное заключение о законности провозглашения независимости Косово 17 февраля 2008 г.

Международный суд ООН являются постоянно действующим органом. Официальными языками Суда являются английский и французский. Но по ходатайству сторон существует право использовать и другие языки.

Согласно статье 38 Статута Международного Суда ООН он вправе разрешать споры на основании общих и специальных конвенций, международных обычаев, общих принципов, признанных цивилизованными нациями, а также с оговорками – на основании судебных решений, доктрин наиболее квалифицированных специалистов. Суд также имеет право разрешить дело ex aequo et bono (по справедливости), если стороны с этим согласны. Решение принимается большинством голосов присутствующих судей. Каждый судья имеет право представить свое мнение.

Решение Суда считается окончательными и обжалованию не подлежит. Просьба о пересмотре решения может быть удовлетворена только на основании вновь открывшихся обстоятельств и до истечения 10 лет с момента вынесения решения. Решения суда обязательны к исполнению для участвующих в деле сторон. В случае невыполнения – Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны принять меры для приведения решения в исполнение. Такое обращение было пока только один раз. В 1986 г. Никарагуа обратилась к Совету Безопасности ООН с просьбой обеспечить исполнение решения, которое Суд вынес в её пользу в деле против США. Резолюция, представленная Никарагуа Совету, не была принята из-за того, что США использовали право вето, однако в 1991 г. после выборов, в результате которых правительство Никарагуа сменилось, в ходе переговоров между сторонами было достигнуто соглашение и дело было исключено из списка.

Международный суд ООН рассмотрел более ста дел. Первое дело в Международном суде ООН рассматривалось в 1946 году. Оно было связано с подрывом военных кораблей Великобритании при проходе через албанские территориальные воды (залив Корфу). Решение было вынесено в пользу Великобритании. Интересно, что окончательно этот вопрос был урегулирован только в 1992 году.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ ПО МОРСКОМУ ПРАВУ

Международное морское право – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, регламентирующих правовой режим морских пространств и разнообразную деятельность субъектов международного права по использованию морских ресурсов. Морское право является одной из древнейших отраслей международного права, поэтому большое значение имеют правовые обычаи.

Огромную роль в становлении современного международного морского права сыграли Женевские Конференции ООН 1958, 1960 и 1973-1982 гг. III Конференция ООН (1973 – 1982 гг.) завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву, которая была подписана более чем 150 государствами и вступила в силу 16 ноября 1994 г. В 1994 году Конвенция была дополнена Соглашением.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СУД

Международное экологическое право – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, регламентирующих сотрудничество государств в области охраны окружающей среды, её рационального использования и воспроизводства. В ХХ веке экологическая проблема была признана глобальной проблемой человечества.

В июне 1993 г. в составе Международного Суда ООН в Гааге (Нидерланды) была создана камера по экологическим вопросам, а в ноябре 1994 г. – в Мехико (Мексика) Международный экологический суд (Международный суд экологического арбитража и примирения).

В Суд могут обращаться правительства государств, международные региональные органы, неправительственные учреждения, организации, предприятия, группы лиц, отдельные граждане.

Международный экологический суд осуществляет арбитражное разбирательство по желанию сторон, а также даёт юридические консультации заинтересованным сторонам через осуществление эколого-юридического анализа возникшей ситуации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД

3 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 3074, в которой были определены принципы международного сотрудничества в области обнаружения и наказания лиц, совершающих противоправные действия против человечества. Была создана комиссия для разработки Статута Международного уголовного суда, который был принят 120 государствами-участниками Римской Ассамблеи в 1998 г. Штаб-квартира Международного уголовного суда находится в Гааге (Нидерланды).

Согласно статье 5 Римского статута Международного уголовного суда юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии с настоящим Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: a) преступление геноцида (намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую); b) преступления против человечности (часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения); c) военные преступления (нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние, а именно – умышленное убийство лиц, находящихся под покровительством Женевских конвенций 1949 г., применение отравляющих веществ и видов оружия, причиняющих излишние страдания, незаконное депортирование гражданских лиц, взятие гражданских лиц в заложники и т.д.).

Ещё одним важнейшим принципом работы Международного уголовного суда является принцип дополнительности, закреплённый в статье 17 Римского статута. Т.е. МУС действует только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение.

Наконец, третий важнейший принцип работы МУС заключается в том, что Суд не может автоматически осуществить правосудие по любому предполагаемому преступлению. Для этого нужен один из следующих механизмов: либо прокурор государства-участника передаёт Суду некоторую ситуацию; либо Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию; либо прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей инициативе (proprio motu), причём его действия должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых и беспристрастных судей.

В соответствии со ст. 33 Устава ООН арбитраж, судебное разбирательство используются государствами в числе мирных средств решения межгосударственных споров.

Судебные процедуры применяются и в других ситуациях — при толковании сложных международно-правовых проблем, обеспечении международных стандартов прав и свобод человека, включая рассмотрение индивидуальных обращений, а также при осуществлении уголовного преследования лиц, совершающих международные преступления.

К настоящему времени сложились и функционируют следующие судебные учреждения:

1. Международный Суд Организации Объединенных Наций,

2. Международный третейский суд*, формируется и выполняет судебные функции в связи с определенной ситуацией

3. Международный трибунал по морскому праву,

4. Европейский Суд (Суд Европейского Союза),

5. Экономический суд Содружества Независимых Государств,

6. Европейский Суд по правам человека (в рамках Совета Европы),

7. Международный трибунал по бывшей Югославии,

8. Международный трибунал по Руанде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.