Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркировка потребительских товаров




РО

Сертификация как подтверждение соответствия



Добровольная сертификация проводится по инициативе заявите­лей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтвержде­ния соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, тех­нических условий и других документов, определяемых заявителем. Основная цель проведения добровольной сертификации — обеспе­чение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия; реклама продукции (услуги), соответствующей не только требова­ниям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги). Таким образом, добровольная сер­тификация решает более широкий круг задач и является более при­влекательной и информативной для покупателя, чем обязательная.

В России в настоящее время преобладает обязательная серти­фикация, за рубежом — добровольная.

Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать рас­ширению добровольной сертификации.

На сертифицированный товар выдается сертификат соответ­ствия — документ, системы сертификации.

Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе (рис. I).


0000 *---------------------------------»

a 6

Рис. 1. Знаки соответствия в системе ГОСТ Р: а — знак соответствия при обязательной сертификации; б — знак соот­ветствия «Системы добровольной сертификации» Госстандарта России

Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет из­готовитель (продавец). Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Марки­рование продукции следует осуществлять способами, обеспечиваю­щими стойкость знака соответствия к внешним воздействующим фак­торам.



Товароведение продовольственных товаров


Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистра­ции в установленном порядке. Срок действия сертификата устанав­ливает орган по сертификации, не более чем на 3 года.

Хотя Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает единственным источником информации о сертификации маркиров­ку знаком соответствия и указание в технической документации све­дений о проведении сертификации, правительственный документ (Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.) допускает и такой источник информации, как копия сертификатом.

Копии сертификатов может выдать орган по сертификации, вы­давший подлинник, либо другой орган по сертификации при предъяв­лении ему подлинника. Могут использоваться также и копии серти­фикатов, заверенные в нотариальной конторе или предприятиями — держателями первой копии сертификатов. Госстандартом разреше­но подтверждение при инспекционном контроле наличия (у про­давца) путем представления товарно-накладной со штампом, на ко­тором должны быть указаны номер регистрации сертификата, дата его выдачи, срок действия и наименование органа, выдавшего сер­тификат. Кроме этого должны быть указаны адрес, телефон и фа­милия держателя сертификата-подлинника или сертификата первой копии.

Копия сертификата должна быть двусторонней, выполнена элек­трографическим способом и заверена подписью ответственного лица и печатью организации, на каждую копию должен ставиться штамп организации и указываться количество продукции, на которое рас­пространяется эта копия.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98) определил не обязательность, а возможность подтверждения соответ­ствия установленным требованиям в форме декларации о соответ­ствии. Утвержденный Правительством Перечень продукции, соответ­ствие которой может быть подтверждено декларацией (он постоянно расширяется), по существу содержит малоопасные виды товаров: фо­тообъективы, тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия, сахари­стые кондитерские изделия, жиры животные пищевые, изделия ма­каронные и пр.

Введение декларирования соответствия в России вызвано необ­ходимостью: придания большей гибкости процедурам обязательно-


f

Сертификация как подтверждение соответствия 43

го подтверждения соответствия; снижения затрат на их проведение без увеличения риска опасности реализуемой на российском рынке продукции; ускорения товарооборота; создания благоприятных ус­ловий развития межгосударственной торговли и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Отличительные признаки декларации соответствия от сертифи­кации соответствия:

• процедуру соответствия (испытания) осуществляет первая сторона — поставщик компетентными испытательными ла­бораториями;

• срок действия декларации соответствия устанавливается по­ставщиком, но не более чем на 3 года;

• знак соответствия не содержит кода органа по сертификации.
Декларация заполняется по установленной форме и подлежит

регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в уста­новленном порядке. Информация, сопровождающая товар, — это маркировка знаком соответствия и запись в сопроводительной до­кументации о принятой и зарегистрированной декларации. Сопро­вождение товара копиями декларации не предусмотрено.

В ближайшей перспективе декларирование соответствия станет, как и за рубежом, преобладающей формой обязательного подтвер­ждения соответствия.

Ответственность за нарушение правил сертификации определе­на Конституцией РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О техническом регулировании» и другими федеральными законами.

*} Вопросы для повторения

1. В чем сущность подтверждения соответствия продукции?

2. Чем отличается обязательная и добровольная сертификация?

3. Отличительные признаки декларации от сертификации соответ­ствия продукции.


В качественной, своевременной и полной информации о това­рах нуждаются все: производитель, коммерческие структуры, поку­патель. Средствами товарной информации служат: маркировка, тех­нические докумены, справочная, учебная и научная литература, рек­лама и пропаганда.

Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нане­сенные на упаковку и (или) товар. В зависимости от места нанесе­ния различают маркировку производственную и торговую. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, коль-еретки, ярлыки, бирки, контрольные ленты и др. Носителями торго­вой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки.

Порядок и правила маркировки отдельных видов товаров отра­жаются в нормативных документах. Общим для всех товаров явля­ется то, что в маркировке должны быть отражены:

• сведения об изготовителях и предприятиях;

• стандарты, которым соответствует товар;

• информация о сертификации;

• гарантии производителя;

• срок годности товара;

• его основные потребительские свойства: состав, масса, объем, калорийность, противопоказания к применению.

При маркировке товара на изделия и упаковку наносятся спе­циальные обозначения. Такими обозначениями, как правило, явля­ются товарный знак и знаки сопровождения.

Товарный знак — официально оформленное графическое изоб­ражение, оригинальное название, особое сочетание цифр, букв или


, Маркировка потребительских товаров

слов, которое наносится на товар предприятием (фирмой) и охра­няется законом.

U

Товарные знаки играют важную роль в конкурентной борьбе, так к многие покупатели приобретают товар определенных предпри­ятий, ориентируясь на товарные (фирменные) знаки. Существует три основных типа обозначения этих знаков:

• фирменное имя — слово, буква, группа слов или букв, кото­рые могут быть произнесены;

• фирменный знак — символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;

• торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, товар­ный образ или их сочетание, официально зарегистрирован­ные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак R, размещаемый рядом с товарным зна­ком. Если товарный знак является собственностью фирмы, то он может иметь знак С.

По степени значимости и престижности можно выделить товар­ные (фирменные) знаки: обыкновенные и престижные.

Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются владельцем или специальными дизайнерами с регистрацией или без.

Престижные знаки присваиваются фирмам, предприятиям за их особые заслуги перед государством. В ряде зарубежных стран пре­стижные знаки (эмблемы) присуждаются как премии и фирма-лау­реат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на своих деловых документах, материалах, товарах.

В России до недавнего времени престижных знаков не было. Но в 1997 г. на государственном уровне было разработано Положение о программе «Сто лучших товаров России», позднее был объявлен кон­курс премии Правительства Российской Федерации; действует про­грамма «Российская марка». На основании этих программ был объявлен ежегодный конкурс среди отечественных производителей с присвоением победителям знака разной степени (рис. 2).

С 1999 г. в нашей стране проводится конкурс «Российская мар­ка» с присвоением призерам престижных знаков:

• золотой знак «Российская марка»;

• серебряный знак «Российская марка»;

• бронзовый знак «Российская марка».



Товароведение продовольственных товаров


Рис. 2. Знаки лауреатов конкурсов:

1знак лауреата Премии Правительства Российской Федерации в

области качества; 2знак лауреата конкурса «Сто лучших товаров

России»; 3знак лауреата конкурса «Российская марка»; 4Знак

качества XXI века

Россия уже имеет официально запатентованный товарный знак «III тысячелетие», который вьщается лауреатам выставок-конкурсов на основе соглашения. Логическим завершением акции станет созда­ние сети магазинов «Товары третьего тысячелетия» — с товарами, мар­кированными «Знаком качества XXI века».

Предприятия, награжденные почетным знаком той или иной степени (золотым, серебряным, бронзовым), имеют право в тече­ние полутора лет бесплатно размещать его на своей продукции. По истечении этого срока фирма (предприятие) или подтверждает знак, или лишается престижной награды.

Знаки сопровождения (предупредительные) предназначены для обеспечения безопасности потребителя, окружающей среды и ин­формирования об опасных свойствах веществ, материалов или дей­ствий по предупреждению опасности.

9 Вопросы для повторения

• ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ■——----------------------------------------------------------

1. Что понимают под термином «маркировка»?

2. Какие сведения должны быть отражены в маркировке?

3. Какие знаки относятся к престижным? Их значение.

4. Цель нанесения на продукцию предупредительных знаков?


»..f




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.