Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вибрационная диагностика




 

Под вибрационной диагностикой понимают техническуюдиагностику, основанную на анализе вибрации объекта диагностирования. Вибрационная диагностикаприменяется при диагностирова­нии трубопроводов и объемногооборудования, колебания которых возбуждаются пульсациями потока технологической среды, и машинногооборудования, колебания которого возбуждаются движением его элементов.

Движущиеся части машинного оборудования создают в нем колебания, анализ которых позволяет получить информацию о его техническом состоянии.

Существуют несколько причин, вызывающих колебания механизма:

1. Неуравновешенность движущихся деталей. Эти колебания характеризуются низкими частотами, сравнительно большими амплитудами перемещения и малыми ускорениями. Основная часть вибрации механизма равна числу оборотов вала, на котором имеются несбалансированные массы. Наблюдаются также гармоники, кратные основной частоте.

2. Соударение деталей механизма из-за зазоров в кинематическихпарах. Колебания отличаютсявысокими частотами (тысячигерц), малыми амплитудами и значительнымиускорениями. Частоты не зависят от скоростного режима механизма, а определяются в основном размерами, формойи упругими константами материаловдеталей.

3. Соударение деталей механизма, не составляющих кинематические пары (детали форсунок топливной аппаратуры, клапаны и др.).

4. Трение к кинематических парах. Колебания имеют место в широком диапазоне частот, имеют малую амплитуду, создавая фоновый шум акустического сигнала от соударения деталей.

5. Гидроакустические колебания технологической среды (транспортируемого газа, жидкости).

6. Колебания связанных с машиной элементов технологической системы (трубопроводов и др.).

По мере износа машины, оседания фундамента, ослабления креплений, деформации деталей в динамических свойствах машины происходят изменения: нарушается центровка валов, баланс роторов, увеличиваются зазоры в кинематических парах, изменяется геометрия деталей. Все эти факторы приводят к увеличению энергии механических колебаний. Для большинства машин механические колебания имеют типичные характеристики и уровни, если машина находится в хорошем состоянии. Когда начинается развитие неисправностей, происходит изменение динамических процессов, меняется уровень динамических колебаний и форма спектра колебаний. Под спектром понимают совокупность соответствующих гармоническим колебаниям значений величин, характеризующих колебания (амплитуда, фаза, энергия), в которой указанные значе­ния располагаются в порядке возрастания частот гармонических составляющих.

Основной задачей вибродиагностики является исследование состояния кинематических пар и деталей механизма. Рассмотрим причины, приводящие к импульсному, ударному взаимодействию деталей.

К основным погрешностям подшипников качения относятся: волнистость беговых дорожек, их овальность, огранность тел качения, дисперсия их диаметров, радиальный зазор. Ось вала в подшипнике с зазором не остается постоянной, а совершает прецессию, т.е. блуждание, допускаемое имеющимися степенями свободы. В процессе блуждания вал сталкивается с телами качения, что является причиной колебаний. Аналогичная прецессия наблюдается и в подшипниках скольжения. В подшипниках и шарнирных соединениях удар происходит в результате изменения величины и направления действия нагрузки.

Динамические явления в зубчатых парах возникают при изменении частоты вращения и крутящего момента. Однако даже в идеальных зубчатых передачах колебания имеют место вследствие изменения условий нагружения по линии зацепления зубьев. С неравномерным износом поверхности зубьев их профили отличаются от первоначальных эвольвентных, изменяется мгновенное пере­даточное отношение по линии зацепления, увеличиваются зазоры.

Наличие зазора между поршнем и цилиндром в поршневых парах и увеличение его при износе вызывает биение поршня. Перекладка поршня с одной стороны гильзы на другую происходит при изменении направления равнодействующей силы, приложенной к поршню, и сопровождается ударным импульсом.

Кроме кинематических пар источником ударных импульсов является, например, посадка клапана на седло. Износ клапана приводит к изменению геометрии и собственной частоты. К такому эффекту приводит и наличие трещин.

Вибродиагностические признаки наиболее распространенных дефектов холодильных компрессоров:

• дисбаланс ротора (или муфты) проявляется на оборотной частоте;

• несимметрия магнитного поля электродвигателя, вызванная воздушным зазором между ротором и статором, проявляется на сетевых частотах (50 и 100 Гц);

• износ опорных подшипников роторов проявляется на различных частотах от субгармонических до высших кратных оборотной (зависит от типоразмера подшипника);

• дефекты износа шеек роторов, перекосы шеек вала (несоосность), расцентровка валов электродвигателя и компрессора проявляются на оборотных и кратных им частотах;

• для винтовых машин касание ротора о корпус проявляется на высших кратных частотах от оборотной;

• износ профилей зубьев роторов винтовых компрессоров или их неправильная укладка проявляется на зубцовых частотах;

• неуравновешенность возвратно-поступательно движущихся узлов поршневой группы проявляется на тактовой частоте;

• повышенные зазоры кривошипно-шатунного механизма проявляются на кратных оборотной частотах;

• износ зубьев шестерен масляного насоса проявляется на зубцовых частотах.

Информацию о состоянии машины и ее элементов несет акустический сигнал, регистрируемый датчиком колебаний. Акустический сигнал представляет собой последовательность импульсов, расположенных в определенном порядке. Каждый импульс порожден соударением деталей. Амплитуда импульса зависит от величины зазора в кинематической паре. Последова­тельность импульсов зависит от последовательности взаимодей­ствий деталей, поэтому по положению импульса на осциллограмме можно определить кинематическую пару, которая его послала. Им­пульс, видимый на осциллограмме, представляет собой совокуп­ность импульсов, порожденных несколькими кинематическими парами.

Задачей исследователя является выделение сигнала, соответствующего определенной кинематической паре. С этой целью акустический сигнал обрабатывается различными методами: представляется в виде спектра S(f), v(f), a(f); частотной фильтрацией, стробированием (пропусканием сигнала с определенными уровнем), детектированием (выделением низкочастотного модулирующего сигнала), огибающей сигнала и другими.

Современная вибродиагностическая аппаратура позволяет фиксировать параметры сигнала, проводить преобразования диагностического сигнала, фиксировать и хранить в памяти результаты исследований, выводить результаты на дисплей и принтер.

Большинство критериев оценки общего уровня механических колебаний базируется на среднем квадратическом значении (СКЗ) скорости колебаний в частотном диапазоне до 1000 Гц.

Практика показывается, что увеличение амплитуды до 8 дБ следует рассматривать как значительное изменение состояния объекта, являющееся основанием для выявления причин увеличения вибрации.

Увеличение до 20 дБ указывает на необходимость проведения ремонта.

Оценка по средним показателям не позволяет оценить состояние отдельных деталей в машине. Более полную информацию дает сравнение текущего спектра с базовым спектром машины, соответствующим машине в исправном состоянии (как правило, после обкатки оборудования при приемно-сдаточных испытаниях). Сравнение спектральных характеристик позволяет отслеживать изменение состояния отдельных элементов машины.

При необходимости постоянного контроля за состоянием потенциально опасного оборудования и получения информации о его изменении на ранних стадиях зарождения неисправностей применяют систему непрерывной мониторизации. При этом датчики устанавливают на машине стационарно, а пульт обработки и отслеживания информации в диспетчерской. Подобные системы применяют на электростанциях, нефтегазоперерабатывающих предприятиях, нефтегазопродуктопроводах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.