Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система научно-исследовательской работы в ВУЗах




Значительный объем научных исследований в стране выполняется высшими учебными заведениями. В области научных исследований на Министерство высшего и среднего образования возложены задачи наиболее полного использования научного потенциала вузов для решения актуальных для народного хозяйства и культуры страны научных и научно-технических проблем.
С этой целью к выполнению научных исследований широко привлекается профессорско-преподавательский состав вузов, составляющий основное научное ядро высшей школы. Выполнение научных исследований включается в индивидуальный план каждого преподавателя.

В вузах, обеспечивающих высокую эффективность научных исследований по актуальным для развития науки направлениям, организуются научные учреждения - проблемные научно-исследовательские лаборатории.
Для проблемных лабораторий выделяются специальные составы научных и научно-технических сотрудников.

На кафедрах, в проблемных лабораториях разрабатываются в основном фундаментальные и поисковые темы. Прикладные исследования выполняются профессорами и преподавателями, как правило, в дополнительное рабочее время (сверх шестичасового рабочего дня) с дополнительной оплатой на основе хозяйственных договоров с организациями и предприятиями отраслевых министерств и ведомств. Для выполнения хоздоговорных исследований кафедры имеют право в установленных пределах привлекать дополнительных штатных работников, на условиях совместительства учебно-вспомогательный персонал, аспирантов и студентов.
Для организации хоздоговорных научных исследований в вузах создается система управления, называемая Научно-исследовательским сектором (НИС), осуществляющий контроль за своевременностью и качеством выполняемых исследований, правильностью финансовых расчетов.
Эффективность проводимых в вузах исследований обусловливается наличием в их составе ученых и специалистов различного профиля, что создает особо благоприятные условия для выполнения комплексных научных разработок, обеспечивает мобильность научных коллективов.
Концентрация научных исследований на кафедрах, в научных учреждениях вузов под руководством высококвалифицированных ученых с одновременной подготовкой научной смены через аспирантуру, возможностью отбора и оставления в вузах наиболее талантливых выпускников, создает благоприятные условия для формирования в вузах научных школ, имеющих высокий научных авторитет в соответствующих отраслях народного хозяйства.

Основной задачей высшей школы в современных условиях является подготовка специалистов всесторонне развитых, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать идейный, теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в ускорении научно-технического прогресса. В этих целях в высшей школе постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы путем интеграции науки, образования и производства, оперативного и гибкого обновления содержания учебного материала.

Особое внимание уделяется развитию творческих способностей будущих специалистов путем внедрения активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями.


Развитие научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях создало условия для широкого привлечения студентов к научным исследованиям — важного фактора повышения качества подготовки специалистов.
Задачи, продвигаемые современным производством и практикой, настолько сложны, что их решения часто требует творческого поиска, исследовательских навыков. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических вопросов, умением использовать в своей работе все то новое, что проявляется в науке и практике, постоянно совершенствовать свою квалификацию, быстро адаптироваться к условиям производства. Все эти качества необходимо воспитывать в вузе. И воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе.

Опыт своевременной высшей школы показывает, что в условиях научно-технической революции научно-исследовательская работа студентов (НИРС) превратилась из средства развития творческих способностей наиболее успевающих и одаренных студентов в мощный рычаг повышения качества подготовки всех специалистов с высшим, образованием, позволяет направлять научный и трудовой потенциал студентов на решение крупных народнохозяйственных задач. Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента:
1. обучение студентов элементам исследовательского труда, привития им навыков этого труда;

2. собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

Руководство НИРС является обязательным элементом деятельности профессоров и преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений вузов и аспирантов. В каждом вузе организуется совет по НИРС,_ возглавляемый, как правило, ректором: на факультете -деканом.

Главными задачами советов по НИРС, являются оказание всесторонней помощи руководству вуза, в создании условий для широкого участия студентов в научно-исследовательской, конструкторской и творческой работе, распространение положенного опыта организации научной работы студентов; оказание помощи народному хозяйству в решении актуальных научных задач силами студентов; методическое руководство работой нижестоящих советов по научной работе студентов, организация студенческих научно-технических конференций, выставок, конкурсов, смотров и др.
Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяют:
• На научно-исследовательскую работу, включенную в учебных процесс и, следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и учебными программами (включение элементов научных исследований в различные виды учебных занятий, специальные лекционные курсы по организации НИР;

• Учебно-исследовательскую работу (УИР), а также научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами в не учебное время.
Учебно-исследовательская работа (УИР) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя. Основной задачей УИР является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомления с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе. В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся пользоваться приборами и оборудованием, самостоятельно проводит эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач.

Для проведения учебно-исследовательской работы студенты получают рабочее место в лаборатории, необходимые приборы и материалы. На них распространяются правила трудовой дисциплины и распорядка дня лабораторий и других научных подразделений. Тема работы и объем задания определяются индивидуально. Кафедра, включающая в свой учебный план УИР, предварительно разрабатывает тематику исследований, обеспечивает ее научными руководителями, учебным персоналом, готовит методическую документацию, рекомендации по изучению специальной литературы.
Важной формой научно-исследовательской работы студентов, включенной в учебный процесс, является внедрение элементов творчества в учебные лабораторные работы.

При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план исследований, подбирает необходимую аппаратуру, производит математическую обработку и анализ результатов эксперимента, оформляет научный отчет.
• Научно-исследовательская работа студентов в период производственной.
практики, часто связывается с выполнением на производстве конкретных заданий по тематике научно-исследовательских работ, выполняемых кафедрой, или с анализом «узких» мест производства, с выполнением задач совершенствования технологических процессов, оборудования, научной организации труда, а также со сбором фактического материала, его первичной обработки с целью использования при курсовом и дипломном проектировании.
Научное руководство студентами на практике осуществляют совместно преподаватели вуза и специалисты базового предприятия.
По результатам научной работы, выполненной на практике, студенты готовят отчет, который защищают на кафедре.

• Научно-исследовательская работа студентов в рамках курсовых и дипломных проектов и работ обычно связана с проработкой специальных разделов с элементами научного поиска, в основном при выполнении реальных задач, в решении которых заинтересовано то или иное предприятие или организация. Такие дипломные проекты иногда заканчиваются внедрением и поэтому действительно являются реальными.

Вузы совместно с предприятиями и организациями формируют перечень «узких» мест производства, по которым кафедры выдают студентам темы курсовых и дипломных проектов и работ. Такой подход позволяет эффективнее использовать научный и творческий потенциал студентов для выполнения конкретных задач производства, повышает ответственность студентов за качество выполняемой работы.

Научная работа студентов, выполняемая во внеучебное время, организуется в форме участия студентов в выполнении исследований по тематике плановых хоздоговорных и госбюджетных учреждений вузов; организации студенческих научных кружков; студенческих бюро и объединений типа СКБ (конструкторские, технологические, экономические и другие бюро).
После окончания ВУЗа главным вопросом стоящим перед выпускником является трудоустройство по своей специальности. Самым оптимальным вариантом является ранний поиск свободного рабочего места еще до окончания учебы. Многие компании также заинтересованы в хороших кадрах. Они также задумываются вопросом где разместить вакансию. В настоящее время имеются очень много сервисов поиска работы. Поиск соответствующего рабочего места не является затруднительным, так как развитие информационных технологий достигло такого уровня, что невыходя из дома можно найти вакансию.

Ход научного исследования можно представить в виде следующей хронологической схемы:

• Обоснование актуальности выбранной темы.

• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор методов (методики) проведения исследования.

• Описание процесса исследования.

• Обсуждение результатов исследования.

• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Таким образом, формулировка проблемной ситуации — очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии "проблема" более подробно. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.
Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы.
Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Таким образом, если ученому удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть.
Отдельные научные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Таким образом, актуальность научных работ в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или научного вклада, который он вносит в разработку общей концепции. Между тем, соискатели часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. В начале, кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

Актуальные научные решения, лежащие в основе любой научной работы могут рассматриваться как заявки на изобретения и открытия, если они отличаются новизной и дают положительный эффект. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание плана научно-исследовательских работ. Это важно также и потому, что заголовки планов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание соискателя, именно предмет исследования определяет тему научно-исследовательских работ, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования,которая служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Описание процесса исследования — основная часть научно-исследовательской, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Очень важный этап хода научного исследования — обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях кафедр, ученых советов, на заседаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности исследований и коллективный отзыв.

Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной научно-исследовательской работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.