Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. От распространения образования и развития трудолюбия и бережливости




Существует, и всегда существовало верование широко-распространенное между более зажиточными классами, что бедность и страдание массы зависят от того, что этой массе недостает трудолюбия, бережливости и умственного развития. Это верование, в одно и то же время заглушающее сознание ответственности и льстящее своим намеком на превосходство, вероятно, даже более распространено в таких странах, как Соединенные Штаты,- где все люди политически равны, и где, благодаря новизне общества, разделение на классы касалось, скорее отдельных лиц, чем семейств,- нежели в странах более старых, где линии раздела были проведены дальше и глубже. Для тех, которые могут приписать свое собственное лучшее положение большему трудолюбию и бережливости, которые дали им возможность стать на ноги, и большему развитию умственных способностей, которое.сделало их способными пользоваться каждым удобным случаем*42, вполне естественно вообразить, что другие остались бедными просто вследствие недостатка в этих качествах.

Однако всякий, кто понял законы распределения богатства изложенные в предыдущих главах, заметит ошибочность такого взгляда. Заблуждение это подобно тому, как если бы кто сказал, что все состязающиеся могут обогнать прочих. Что каждый может обогнать - верно, но чтобы все могли обогнать друг друга - это невозможно.

Ибо, как скоро земля получила ценность, рабочая плата, как мы видели, уже не зависит от действительной доходности или производительности труда, но обусловливается тем богатством, которое остается на долю труда за вычетом ренты; и когда земля совершенно монополизируется, как это имеет место повсюду, кроме самых новых стран, рента должна низвести рабочую плату до такого состояния, при котором наименее оплачиваемый класс будет способен только существовать и плодиться, и потому рабочая плата неизбежно стремится к минимуму, который определяется тем что называется уровнем существования, то есть суммой средств для удовлетворения необходимых и привычных потребностей, которую в силу обычая требуют рабочие [-212-] классы, как самое меньшее, на что они согласятся, не уменьшаясь в своей численности. При таком положении дела, трудолюбие, искусство, бережливость и умственное развитие могут быть выгодны для индивидуума только до тех пор, пока он стоят выше общего уровня;- все равно как во время бега быстрота может быть выгодна для состязающегося лишь постольку, поскольку она превосходит быстроту прочих участвующих в беге, если какой-либо человек работает сильнее или с большим искусством и пониманием, чем другие, он опередит их; но если средний уровень трудолюбия, искусства или умственного развития подымается до этой высшей точки, то эта высшая степень прилежания будет обеспечивать лишь прежний размер заработной платы, и кто пожелал бы заработать больше, должен бы был работать еще сильнее.

Известное лицо может откладывать деньги из своего заработка, следуя тому образу жизни, какой вел Д-р Франклин, когда он, во время своего ученичества и первое время по окончании его, решился придерживаться вегетарианизма; и многие бедные семейства могли бы жить в большем довольстве, если бы научились приготовлять те дешевые кушанья, которыми Франклин пытался ограничивать аппетит своего хозяина Кеймера, приняв на себя, под этим условием, обязанность опровергать противников той новой религии, провозвестником которой желал сделаться Кеймер*43; но если бы рабочие классы вообще решились жить таким образом, то рабочая плата в конце концов соответственно упала бы, и тот, кто пожелал бы увеличить свои средства, придерживаясь экономии такого рода, или облегчить бедность, рекомендуя такую экономию, принужден бы был придумать еще более дешевый способ удерживать вместе душу и тело. Если бы, при существующих условиях, американские ремесленники опустились до китайской нормы существования, то они в конце концов должны бы были опуститься и до китайской нормы заработной платы; или если бы английские рабочие удовольствовались небольшой порцией риса и едва прикрывающей тело одеждой жителя бенгальской области, то и труд в Англии в скором времени стал бы также плохо оплачиваться, как в Бенгальской области. От введения картофеля в Ирландии ожидали улучшения в положении более бедных классов общества, в виду увеличения разницы между заработной платой, которую они получали, и стоимостью их жизни. Последствия, обнаружившиеся на самом деле, были возвышение ренты и понижение заработной платы, а при неурожае картофеля ужасы голода среди населения, которое уже настолько понизило свою норму благосостояния что ближайшей ступенью сделалось голодание. [-213-]

Таким же образом, если один какой-либо человек работает более часов, чем прочие, то он увеличивает свой заработок; но заработок у всех не может быть увеличен таким способом. Всем известно, что в занятиях, в которых работают большее число часов, заработная плата бывает не выше, чем в тех, где работают меньшее число часов; вообще бывает наоборот, потому что чем длиннее рабочий день, тем более беспомощным становится рабочих,- тем менее времени имеет он, чтобы оглянуться вокруг себя и развить в себе другие силы помимо тех, которые требуются его работой, тем меньше он становится способен переменить свое занятие и воспользоваться обстоятельствами на пользу себе; таким же образом, какой-нибудь отдельный рабочий, который заставит свою жену и детей помогать ему, может тем самым увеличить свой доход; однако в тех занятиях, где сделалось обычным для жены и детей рабочего помогать ему своей работой, как всем известно, заработок, добываемый всем семейством, в среднем, не превосходит заработка главы семейства в тех занятиях, где существует обычай, чтобы работал только он. Труд швейцарского семейства в часовом промысле конкурирует дешевизной с американским машинным производством. Чешские сигарные мастера в Нью-Йорке, работающие вместе с своими женами и детьми в ночлежных приютах, понизили плату за выработку сигар до меньшего размера, чем сколько получали китайцы в Сан-Франциско.

Эти общие факты хорошо известны. Они вполне признаются в классических политико-экономических сочинениях, где, однако, они объясняются на основании теории Мальтуса - стремления населения размножаться свыше предела существования, истинное объяснение, как я достаточно показал, заключается в стремлении ренты понижать заработную плату.

Относительно значения образования следует сказать несколько слов особо, в виду господствующего расположения приписывать ему нечто вроде магического влияния. Ведь образование лишь постольку может считаться образованием, поскольку он делает человека способным более производительно пользоваться своими природными способностями, а то, что мы называем образованием, в большинстве случаев не имеет такого действия. Я припоминаю одну маленькую девочку, довольно сильную в своей школьной географии и астрономии, которая была весьма удивлена, когда узнала, что поверхность двора ее матери есть на самом деле часть земной поверхности, и если вы поговорите с лицами, имеющими ученые степени, вы заметите, что. значительная часть их знаний весьма похожа на познания этой маленькой девочки. Они редко рассуждают лучше людей, которые никогда не были в высших учебных заведениях, иногда даже уступая им.

Один господин, который много лет провел в Австралии и близко ознакомился с нравами туземцев (Д-р Близдел, миссионер), приведя в разговоре со мной несколько примеров их удивительного искусства в [-214-] употреблении их оружия, в предсказывании перемен ветра и погоды и в ловле самых пугливых птиц, выразился таким образом: "Я считаю большой ошибкой смотреть на этих чернокожих приятелей как на невежд. Их знания отличаются от наших, но они вообще лучше научаются им. едва только они начинают ходить в детстве, как уже учатся играть маленьким бумерангом и прочим оружием, наблюдать и рассуждать, а когда достигают возраста, в котором люди уже сами заботятся о себе, они бывают вполне способны к этому, бывают, действительно, принимая во внимание характер их знания, тем, что я должен бы был назвать хорошо образованными людьми; и я могу назвать их так с большим правом, чем многих наших молодых людей, которые, как мы выражаемся, имели все удобства для своего развития, но которые вступают в зрелый возраст неспособными делать что либо для себя или для других".

Как бы то ни было, очевидно, что умственное развитие, которое есть и должно быть целью образования, до тех пор пока оно не побуждает и не делает способной народную массу к открытию и устранению причины неравномерного распределения богатства, может влиять на заработную плату, только лишь увеличивая производительность труда. Оно оказывает тоже действие, как развитие искусства или трудолюбия, и может повышать заработную плату отдельных личностей лишь до тех пор, пока эти лица выделяются из ряда прочих. В то время, когда чтение и письмо были редкими искусствами, клерк пользовался высоким уважением и получал высокую плату, а теперь умение читать и писать сделалось настолько распространенным, что почти не дает преимущества. Китайцы, кажется, все без исключения умеют читать и писать, однако заработная плата в Китае стоит на самой низкой, какая только возможна, точке. Распространение образования, если исключить то обстоятельство, что он может делать людей недовольными тем состоянием вещей, при котором производители ведут труженическую жизнь, а не производители живут себе в роскоши, не может повсюду повысить заработной платы или каким либо способом улучшить положение низшего класса,- этого "грязного основания", общества, как однажды назвал его один сенатор из южных штатов,- остающегося на земле, как бы. высоко не подымалось над ним здание. Никакое увеличение производительной силы труда не может в общем увеличить заработной платы до тех пор пока рента будет поглощать всю выгоду. Это не просто вывод из принципов. Это факт, изведанный на опыте. Рост знания и прогресс изобретений уже неоднократно в огромной степени увеличивали производительную силу труда, не повышая заработной платы. В Англии считается свыше миллиона жертв пауперизма. В Соединенных Штатах богадельни растут, а заработная плата падает.

Правда, большее трудолюбие и искусство, большее благоразумие и более высокое умственное развитие встречаются, как правило, в тесной [-215-] связи с лучшим материальным положением рабочих классов; однако факты показывают, что это есть следствие, а не причина. Всюду за улучшением материального положения рабочих классов следовало повышение их личных качеств, и всюду результатом ухудшения их материального положения был упадок этих качеств; но нигде нельзя было заметить, чтобы улучшение материального положения являлось результатом развития трудолюбия, искусства, благоразумия или образования среди класса общества, осужденного на тяжелый труд из-за самых ограниченных средств к жизни, хотя качества эти, будучи раз достигнуты (или, скорее, сопутствующее им повышение нормы благосостояния), оказывают сильное и во многих случаях достаточное сопротивление ухудшению его материального положения.

Дело в том, что те качества, которые ставят человека выше животных, покоятся на тех, которые он разделяет с животными, и его умственная и нравственная природа может развиваться лишь тогда, когда он освобождается от нужд своей животной природы. Принудите человека к тяжелой и грязной работе ради удовлетворения одних только животных потребностей, и он утратит побуждение к трудолюбию, этой основе искусства,- и будет делать лишь то, что его заставляют делать. Доведите его до такого положения, которое не может много ухудшиться, пусть в то же время у него будет мало надежды на то, чтобы все, что он может сделать, существенно улучшило его положение, и он перестанет заботиться о завтрашнем дне. Отымите у людей досуг, а досуг означает собой не недостаток занятия, а отсутствие той крайности, которая принуждает людей к занятию не по душе, и вы не можете сделать их просвещенными, даже посылая детей в общественную школу и снабжая каждого газетой.

Правда, улучшение материального положения какого либо народа или класса общества может не обнаружить непосредственно в умственном и нравственном улучшении. Увеличение заработной платы может сначала сказаться в праздности и беспутной жизни. Но оно поведет в конце концов к развитию трудолюбия, искусства, просвещения и благосостояния. Сравнение между различными странами, между различными классами общества в одной и той же стране, между одними и теми же людьми в различные периоды времени и между одними и теми же людьми, когда их условия изменились вследствие эмиграции, показывает, что те личные качества, о которых мы говорим, обязательно являются, если улучшаются материальные условия, и неизбежно пропадают, когда материальные условия ухудшаются. Бедность есть та Бездна Отчаяния, которую в своем воображении видел Беньэн, и в которую вечно можно валить прекрасные книги без всякого результата. Чтобы сделать людей трудолюбивыми, благоразумными, искусными и просвещенными, должно освободить их от нужды. И если вы хотите, чтобы раб проявил доблести свободного человека, вы должны дать ему сначала свободу. [-216-]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.