Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

By Basic Books, Inc. 6 страница




Та убежденность в существовании интеллектуального и культурного прогресса, которую мы находим у греков, не могла бы существовать, не имея фундамента в том прак­тицизме, который подметил профессор Момильяно. Разу­меется, существовало определенное разнообразие взглядов как в V, так и во II и в I веках до н.э. Но в целом, как ясно показывает изучение философии Эпикура или Зенона, вера в знания, мудрость, в способность человека совершенство­вать и себя, и общество, в котором он живет, оставалась очень сильной.

ЛУКРЕЦИЙ

Эта вера была достаточно сильна для того, чтобы ею был
охвачен римлянин Лукреций, чью великую работу «О при­
роде вещей» можно рассматривать не только как триумф и
кульминацию эпохи эллинизма, но и оценивая ее с точки
зрения воздействия на будущее, как уникальную для всего
античного периода работу, предвосхитившую такие совре­
менные концепции, как теория естественного отбора Дар­
вина. Лукреций, наряду с Вергилием и Катуллом, является
одним из трех величайших латинских поэтов. Но если Вер­
гилий и Катулл, несомненно, навсегда сохранят свою при­
влекательность благодаря внутренним достоинствам их по -
эзии, поэзии как таковой, вне всякой связи с содержащими­
ся в ней идеями о жизни и истории, то, говоря о Лукреции,
нельзя отрицать, что, по сравнению с другими римскими
поэтами, он ценен именно как поэт-философ, поэт-уче­
ный, который, пока люди будут читать античных классиков,
будет восприниматься именно в этом качестве. Кроме того,
Лукреций занимает уникальное положение среди римлян,
будучи философом прогресса. Все, что воздвиглось на этом
поле за период от Гесиода до Эпикура, нашло самое полное
и яркое выражение в работе Лукреция. ■|!


 



Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса


Глава 1, Мир античности


Как следует из первых страниц этого шедевра, Лукре­ций получил греческое образование. Его комментарии и критика обнаруживают его полную осведомленность в от­ношении греческой философии, начиная с Гераклита, Эм-педокла, Анаксагора и так далее. Очевидно, наибольшее влияние на книгу Лукреция, по крайней мере на начальные разделы этой работы, оказало учение Демокрита об ато­мах в пустоте. Но восхищался Лукреций больше всего Эпи­куром, который объединил атомистическую философию со многими другими концепциями не только физических, но и психологических, и социальных явлений. Не послед­нее место в списке возможных причин особого отношения Лукреция к Эпикуру занимает тот факт, что Эпикур создал систему мышления, которая не требовала обращения к бо­гам за объяснением физических и человеческих процессов, хотя и не предавала их полному забвению.

Если не считать религией страсть, с которой Лукреций поклонялся природе, и его погруженность в природу, то здесь нельзя найти никаких следов того, что обычно счита­ется религией (хотя, с другой стороны, нельзя не видеть, что великая книга Лукреция выполняет религиозную функцию, по крайней мере, в том отношении, что в ней он стремится преодолеть страх смерти, найти утешение во всем естествен -ном и рациональном, обрести умственный покой и тиши­ну, насколько это возможно для человеческого существа). В самом начале своей поэмы Лукреций говорит о религии как о «нашем враге», об использовании разума, который «вновь и вновь» оказывается ответственным за «дела греш­ные и нечестивые». Насколько нам известно, Лукреций был по меньшей мере терпим к мягким и сострадательным фор­мам религиозности, если и не разделял соответствующие верования. Тем не менее ко всему, что он называет «пред­рассудками», он испытывал лишь ненависть и презрение. Слишком часто, пишет он, эти верования становились при­чиной духовных мук. Принимая во внимание резкую ан­тирелигиозную риторику и учитывая мощь воздействия его поэзии на человека и человечество, довольно легко понять озлобленность позднейших христианских атак на Лукре­ция, как бы часто Отцы Церкви ни заимствовали его способ мышления и образы. Св. Иероним дошел до того, что осудил


Лукреция как безумца и самоубийцу, неспособного жить в соответствии со своими убеждениями. Увы, о жизни Лук­реция известно немного, и нельзя с абсолютной увереннос­тью утверждать, что Св. Иероним был не прав. Но каждый, кто читал «О природе вещей» непредубежденно, не может не поразиться спокойствию, уверенности и хладнокровию, которыми отмечен этот эволюционный эпос.

Как отмечал профессор Сирил Бейли (лучший перевод­чик Лукреция на английский язык), а также историк Чарльз Кокрейн, книга Лукреция обладает особого рода религи­озным воздействием. Его поэма, скорее всего, была при­звана оказывать (и оказывала) обнадеживающее дейст­вие на римлян его времени. В конце II — начале I веков до н.э. Рим представлял собой глубоко страдающее обще­ство, разделенное на воюющие между собой политические группировки, находившееся в трудном экономическом по­ложении, сотрясаемое бунтами, ранее казавшимися невоз­можными, общество, где царило предательство всех и вся. Можно понять, почему вера в старых богов ослабевала и исчезала, особенно в самом священном городе. Новые ве­рования бросали вызов старым. Появились верования и культы, которые были принесены с Востока и нашли сво­их последователей так же, как культ Христа найдет сво­их в следующем веке, особенно в городах. Но, разумеет­ся, здесь были и образованные, морально стойкие римля­не, которые хотя и стали более слабыми в вере своих отцов, не смогли принять новых доктрин, зачастую тесно связан­ных с отвратительными ритуалами и жертвоприношени­ями, какими были тогда многие из них. Для этих и мно­гих других римлян поэма Лукреция, написанная в особой форме «хороших новостей», явилась подлинным утеше­нием наряду с тем, что она доставляла читателям и чисто интеллектуальное и литературное удовольствие. Как и они, Лукреций не жаловал коррупцию политиков, очевидный упадок морали, скептицизм и цинизм священнослужителей и совершенно открытое, зачастую выраженное в порногра­фической форме, попрание священной традиции, имевшее место даже в самых почитаемых храмах. Столь погрязший во зле и интеллектуальном банкротстве век заслуживал сви­детельства, сулящего возрождение и обновление на началах


 



Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса


Глава 1. Мир античности



разума и добр^. Можно легко вообразить, что Лукреций верил в это и осознавал тот факт, что его длинная поэма способна служить этим целям. Чарльз Кокрейн в своей ра­боте «Христианство и классическая культура» (Charles N. Cochrane, Christianity and Classical Culture) делает при­мечательное наблюдение на этот счет: «Его целью и впрямь было показать, как можно преодолеть анархию. Если он в каком-то смысле и говорит языком бунта, то делает это не для того, чтобы питать всепожирающее пламя револю­ционных страстей, а для утверждения принципиально но­вого способа понимать мир и управлять этим миром. Этим принципиально новым способом является разум...»

Нужно позволить знанию и разуму устранить или хо­тя бы ослабить нестабильность и страх, которые религия бо -лее не в силах ни обуздать, ни успокоить (а с точки зрения убежденного рационалиста, никогда и не была на это спо -собна). Отсюда призыв Дукреция к Венере, «наполняющей жизнью», в начале его книги с просьбой о помощи в даро­вании ему таких слов, которые сохраняли бы «вечную пре­лесть» с тем, чтобы

...Жестокие распри и войны. И на земле, и в морях повсюду замолкли и стихли.

Каково главное содержание, которое, по мнению автора, несет в себе его произведение? Это не больше и не меньше как широкая панорама эволюции, картина формирования мира, человека и общества — «и вещей объясняю начала, / Все, из которых творит, умножает, питает природа / И на которые все после гибели вновь возлагает». На самом деле, вплоть до конца XVIII и начала XIX века мы не встретим у западных авторов других подобных работ (примером ко­торых может служить «Зоономия» Эразма Дарвина), в ко­торых чистый натурализм столь плодотворно соединялся бы с поэзией и в которых идея развития представала бы зако­ном жизни. Такова поразительная научная поэма римского философа.

 

Рассказ Лукреция о началах Вселенной через случайные столкновения и формирование комбинаций атомов (по­средством случайности, а «не в результате плана», как особо настаивает Лукреций) в деталях показывает после-

Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса


 

 


довательность движений и процессов, каждый из которых естественным образом брал свое начало в предыдущем, что в итоге привело к появлению мира и тех, кто его населяет. Достаточно будет сказать, что для Лукреция весь этот гран­диозный процесс развития требовал огромной продолжи­тельности, что сама суть процесса состояла в бесконечности «естественных экспериментов», входе которых некоторые формы жизни оказывались несостоятельными и обречен -ными на бесплодие и в конце концов — вымирание, а другие формы оказывались способными к созданию новых, высших видов. В этом содержится нечто большее, чем просто намек на то, что Дарвин почти две тысячи лет спустя назовет «ес­тественным отбором» и, следуя примеру своего почитаемого современника Герберта Спенсера, «выживанием сильней­ших». Такова, пишет Лукреций, решающая необходимость эксперимента и адаптации, способности видов к выживанию в окружающей их среде: некоторые виды обречены на исчез­новение, а другие — на сохранение и преумножение. Реша­ющую роль играет дифференцированная репродукция.

Мною, как видно, должно сочетаться различных условий, Чтобы породы сковать, размножение их обеспечив. Нужен, во-первых, им корм, а затем и пути, по которым В тело могли б семена из расслабленных членов излиться

[■■■]

Много животных тогда поколений должно было сгинуть, Коль размноженьем приплод не могли они выковать новый. Те же, что, видишь, теперь живительным воздухом дышат, С юности ранней всегда берегут и блюдут свое племя, Или отвагой храня, или хитростью, или проворством, Также и много других, которых к себе приручили Мы ради пользы своей, сохранились под нашей защитой.

Но для нас здесь Лукреций представляет интерес глав -ным образом не как биолог-эволюционист и ученый-ато­мист, а как автор, описывающий культурный прогресс че­ловечества. Этот замечательный всплеск рассуждений и знаний содержится в знаменитой пятой книге его поэмы «О природе вещей», к которой мы и обратимся. По крайней мере до конца XVIII века мы не найдем в литературе Запа­да такой детальной, выверенной и последовательно выстро -енной картины происхождения и прогресса человеческих искусств и наук.

 

Глава 1. Мир античности


Лукреций открывает свое повествование с состояния людей на самой начальной стадии их существования, на­сколько возможно восстановить ее посредством разума и обоснованных рассуждений. Он подчеркивает изначаль­ную выносливость человеческого тела и ума, первобытную изобретательность и способность создавать оружие как средство, с помощь которого люди могли защитить себя от более крупных и сильных зверей, рептилий и птиц, живших на Земле в то время. Мы также узнаем о естественности, с какой люди проживали длинную и здоровую жизнь «меж­ду дубов с желудями, а те, что теперь созревают, — арбуза ягоды зимней порою и цветом багряным / Рдеют, ты ви­дишь, — крупней и обильнее почва давала». Вначале не было никакого сообщества, люди бродили, ели и спали где придется, спариваясь, когда их настигало желание, но без признанной связи с родом. Да, людей часто убивали более крупные и жестокие звери, но, говорит Лукреций, «не гу­била зато под знаменами тысяч народа/ Битва лишь за день один. Да и бурные моря равнины / Не разбивали судов и людей о подводные камни». В основном таков будет образ изначального состояния человечества, который предложит в своем втором «Рассуждении» Руссо.

Далее Лукреций тщательно описывает процесс выхода человека из этого примитивного состояния. Со временем люди стали строить жилища для защиты от стихии, в каче­стве одежды были приспособлены шкуры животных, люди стали применять и поддерживать огонь, «жена, сочетавши -ся с мужем единым / Стала хозяйством с ним жить, и за­коны супружества стали / Ведомы им» — и таким образом появилась семья. Вскоре семьи стали объединяться с дру­гими семьями. «Там и соседи сводить стали дружбу, же­лая взаимно / Ближним не делать вреда и самим не тер­петь от насилья. / Требуя к детям притом снисхожденья и к женскому полу, Смутно давали понять движеньями тела и криком, что сострадательным быть подобает ко всем слабосильным».

Медленно, в ходе прерывистого развития появился язык. В вопросе о происхождении языка Лукреций достаточно ос­торожен — он отрицает возможность того, что язык был изобретен неким лицом или группой лиц в определенный


момент времени, так же, как нет у него даже мысли о том, что язык был даром богов. В схеме развития Лукреция куль­турные герои играют такую же — крайне малую — роль, как и боги. Лукреций предлагает нам теорию, согласно которой язык очень медленно развился из инстинктивных выкриков людей, таких же, как у животных, а также (предвосхищая многие открытия филологииXIX века) из «экспериментов» со звуками (особенно производимыми детьми), которые были естественным результатом взаимодействия человека с человеком, с миром животных и всей Вселенной.

Лукреций воздает должное тем, «кто преуспел в пони­мании и был силен разумом», еще один пример использо­вания Лукрецием естественного отбора как механизма из­менений. Это были индивидуумы, которые «день ото дня улучшать и пищу, и жизнь научали / Те, при посредстве огня и всяческих нововведений, кто даровитее был и умом среди всех выделялся». Но для процесса развития челове­чества люди с сильным умом и воображением так же ес­тественны, как и более слабые. Они ни в коей мере не явля­ются божественными созданиями или людьми, уникально одаренными такими качествами, которые полностью от­сутствуют у других.

Ранние стадии общественного развития были ничуть не похожи на безоблачное счастье. Вскоре возникла собствен­ность, было открыто золото, «позже богатство пришло и зо­лото было открыто, / Что без труда и красивых, и сильных лишило почета, / Ибо за тем, кто богаче, обычно следуют свитой / Те, кто и силой своей, и красой богачей превосхо­дит». Здесь Лукреций не может удержаться от искушения пофилософствовать в морализаторском ключе: «Тот же, кто в жизни себе кормилом взял истинный разум, / Тот об­ладает всегда богатством умеренной жизни; / Дух-безмя­тежен его и живет он, довольствуясь малым». Постепенно пришло время царей, правление которых базировалось на могуществе и величии, но монархии сменились анархией толпы, низвергнувшей абсолютистские режимы, которые исчезли, «под ноги черни упав». Наступила эпоха смут: «Смуты настали затем и полнейший во всем беспорядок: / Каждый ко власти тогда и к господству над всеми стре­мился». Но и эта стадия закончилась, исчезнув в пучине


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.