Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Брянск 2011 20 страница




Едва ли существует книга и даже глава в многочислен­ных произведениях Спенсера, в которой каким-либо об­разом не использовалось то, что он назвал «законом про­гресса», который для него, как и для других людей его века, был эквивалентен «закону эволюции». Обратимся, одна­ко, к одному единственному эссе «Прогресс: его закон и причины», опубликованному в 1857 году. Сам Спенсер заявлял, что это самое раннее полное и систематическое изложение этого предмета и источник всего, что позже ему Довелось написать в столь многих разных областях знания. В начале эссе один абзац в достаточной мере демонстри­рует масштаб и цель работы: «Здесь мы намерены прежде


 



Часть II. Триумф идеи прогресса


лава 6- Прогресс как свобода



всего показать, что закон органического прогресса [кото­рый он только что описал, в значительной степени опираясь на работы немцев Вольфа и фон Бэра по биологии] — есть закон всякого прогресса. Касается ли дело развития Земли или развития жизни на ее поверхности, развития общества, государственного управления, промышленности, торговли, языка, литературы, науки или искусства, — всюду проис­ходит то же самое развитие простого в сложное через ряд дифференцирований. Начиная с первых сколько-нибудь заметных изменений и до последних результатов цивили­зации, мы находим, что превращение однородного в раз­нородное есть именно то явление, в котором заключается сущность прогресса».

На пятидесяти пяти страницах этого эссе Спенсер пред­лагает, по сути дела, краткое изложение трудов всей своей жизни в области геологии и биологии, а также в психологии и социологии. Куда бы мы ни взглянули, утверждает он, мы наблюдаем развитие или прогресс, определяемый как смена гомогенного (однородного) на гетерогенное (разнород­ное). Мы видим это в самом организме человека, видим это изменение во всем великолепии органической жизни на планете. Старейшие и простейшие формы жизни на­иболее гомогенны, позднейшие и наиболее развитые от­крывают высокую степень специализации и пестрого мно­гообразия. «Переход от однородного к разнородному оди­наково проявляется как в прогрессе всей цивилизации, так и в прогрессе каждого народа и продолжается постоянно с возрастающей быстротой». Мы наблюдаем это измене­ние в каждом институте или общественной форме, но мы также видим его во всех институтах и формах, которые су­ществовали в прошлом и продолжают существовать на всех стадиях эволюционного развития на Земле. Закон прогрес­сирующей гетерогенности, или дифференциации, «выка­зывающийся столь ясно в развитии социального организма, так же ясно выказывается и в развитии всех произведений человеческой мысли и человеческих действий, конкретных или абстрактных, реальных или идеальных».

Нет смысла подробно останавливаться на каждом при­мере, который Спенсер приводит в поддержку своего прин­ципа эволюции или прогресса. Достаточно знать, что для


Спенсера этот принцип имеет космический характер и про -низывает все удаленные уголки планеты, жизни, челове­чества и общества. Он завершает свое эссе следующими словами: «Тогда можно будет видеть, что в каждом обы­денном явлении, как и с самого начала вещей, разложение затраченной силы на несколько сил постоянно производило еще большее усложнение; что возрастание разнороднос­ти, произведенное таким образом, все еще продолжает­ся и должно продолжаться еще далее, и что, следователь­но, прогресс не есть ни дело случая, ни дело, подчинен­ное воле человеческой, а благотворная необходимость» (курсив мой. — Р. Н.).

Ни Св. Августин, ни Иоахим Флорский, ни даже кто-ли­бо из милленариев пуританской революции не обращался к идее необходимости, необходимого движения к заданной цели с большей и более догматичной уверенностью, чем это делает светский рационалист Спенсер в заключительных словах только что процитированного фрагмента. Причем провозглашение им необходимости прогресса не ограничи­вается лишь этим эссе. Эта идея была высказана почти те­ми же словами в «Социальной статике» несколькими года­ми раньше: «Следовательно, прогресс есть не случайность, а необходимость». Что касается самой этой мысли, он будет использовать ее до конца своих дней в почти бесконечных вариациях формулировок и стиля.

В «Социальной статике» подобная фраза следует за обсуждением того, что Спенсер называет «исчезновением зла». Все, что мы определяем как зло, пишет он, происте­кает из «несовершенства», т.е. «неприспособленности к ус­ловиям существования». Но такова сила присущего всем формам жизни и культуры стремления к «приспособлению» или адаптации к необходимым условиям жизни, что, в кон­це концов, «всякая чрезмерность и всякая недостаточность должны исчезнуть, т.е. всякая неприспособленность долж­на прекратиться и всякое несовершенство должно найти свой конец». Спенсер продолжает следующим пылким и недвусмысленным кредо прогресса и свободы: «Оконча­тельное развитие идеального человека логически достовер­но, оно так же достоверно, как всякое другое заключение, которому мы доверяем безусловно... Опыт всех народов


 



Часть П. Триумф идеи прогресса


Глава 6. Прогресс как свобода



Чемберлен Хьюстон Стюарт 438-

440,441 Чикагская выставка (1893) 312

Шапиро Мейер 140 Шарнхорст Герхард фон 419 Шатлю Франсуа Жан 312 Шатобриан Франсуа 387 Швейцер Альбер 528 Шейкерли Джереми 218 Шепли Харлоу 523 Шопенгауэр Артур 430, 477, 478,

483,523

Шпенглер Освальд 461,481, 493 Шумпетер Йозеф 287, 503


Эразм 183-185

Эратосфен 79

Эсхил 46, 54,53-58, 79,503,526

Этатизм 403-408

Юм Давид 219, 303, 311, 433 Юнг Эдвард 276

Язык 86

Якобинцы 207, 226, 320, 374, 406, 425


Роберт Нисбет

ПРОГРЕСС: ИСТОРИЯ ИДЕИ

Редактор Ю. Кузнецов

Корректор О. Силина, А. Андреева

Компьютерная верстка С. Фонченко

Дизайнер серии Е. Тулупова


 


Эдварде Джон 213, 234 Эдварде Джонатан 303—304 Эдди Мэри Бейкер 272 Эдельстайн Людвиг 44, 45, 58, 75,

79,80,94

Эйкин Уильям Е. 458 Эйнштейн Альберт 493 Элиот Дж. X. 171, 235-238 Элиот Т. С. 483, 484, 492 Эллинистическая цивилизация

77-81

Эмерсон Ральф Уолдо 315 Эмпедокл 59, 82 Энгельс Фридрих 278, 396, 397,

400,457

Энциклопедисты 305 Эпикур 46, 54, 79, 81-82, 88 Эпохи и стадии

—и христианство 120—127

—по Августину 120 —125

—по Боссюэ 231—233

—по Веблену 484—485

—по Вико 261-264

—по Гегелю 417, 420—422

—по Гесиоду 49 — 53

—по Иоахиму 164—165

—по Сен-Симону 380—381

—по Скоту 146

—по Тюрго 285-287

—по Френсису Бэкону 188—189


Laissez faire 293, 360

Pax Romana 106

V


Подписано в печать 30.09.2006. Формат 60x90 Vi6-

Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Объем.34,8 печ. л. Тираж 2500 экз. Заказ № 7665.

АНО

<Институт распространения информации по социальным и экономическим наукам» (ИРИСЭН) Москва, ул. Скаковая, 17.

Тел. (495) 945-06-41 [email protected] www.irisen.ru

Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93.

 
 


Рабочая программа учебной дисциплины «Гидрология»/сост. В.Т. Демихов– Брянск: РИО ГОУ БГУ, 2011.

 

 

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины базовой (общепрофессиональной) части профессионально цикла студентам очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 120700.62 «Землеустройство и кадастры» в 1 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700.62 «Землеустройство и кадастры», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

 

Составитель:

 

Демихов В.Т., доцент кафедры физической географии естественно-географического факультета

 

 

Рецензенты:

 

Программа одобрена на заседании кафедры физической географии Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского (30.08.2011 г., протокол № 1).

 
 

Содержание


1. Цели и задачи освоения дисциплины  
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО  
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины  
4. Организационно-методические данные дисциплины  
5. Содержание и структура дисциплины  
5.1 Содержание разделов дисциплины  
5.2 Лабораторные занятия  
5.3 Самостоятельное изучение разделов дисциплины  
5.4 Соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них общекультурных компетенций  
6. Организация текущего контроля  
6.1 Формы текущей аттестации  
6.2 Организация самостоятельной работы студентов  
7. Образовательные технологии  
7.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях  
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов    
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
9.1 Рекомендуемая литература  
9.1.1 Базовые учебники  
9.1.2 Дополнительная литература  
9.1.3 Периодические издания по курсу  
9.1.5 Интернет-ресурсы  
9.2 Средства обеспечения освоения дисциплины  
9.2.1 Методические указания и материалы по видам занятий  
9.2.2 Критерии оценки итоговой формы контроля  
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины  
  Лист согласования рабочей программы  
  Дополнения и изменения в рабочей программе  

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.