Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Статья Лумана была выбрана по согласованию с автором первой публикации в нашей стране




ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Статья Лумана была выбрана по согласованию с автором первой публикации в нашей стране. Она безусловно вызовет серьез­ные трудности у читателей, прежде всего — своей терминологией Эти трудности будут преодолены лишь со временем, по мере по­явления в нашей печати других сочинений Лумана и привыкания публики к его образу мысли и изложения. Редакция «Социо-Логоса» планирует новые публикации Лумана в последующих вы­пусках. В какой-то мере облегчить чтение мог бы подробный ком­ментарий, от которого, по соображениям объема, пришлось отка­заться и ограничиться лишь специальным кратким пояснением.

«Каргоизм», о котором упоминает Луман, собственно, культ cargo, т. е. груза (торговых кораблей) — это, по словам его извест­ного исследователя П. Лоренса, «самая распространенная форма милленаризма в Меланезии, начиная с XIX века....Миллена-ризм неизбежно должен был проявиться в этом контексте как ожидаемое наступление массовых поставок европейских товаров (карго) — гражданского имущества... и военного снаряжения, отно­сительно которых многие люди верят, что сделаны они не чело­веческими существами, но божеством или божествами при помощи духов мертвых. Определенного рода ритуалы должны послужить получению этих благ». См.: Lawrence P. Cargo Cults // The Encyclopedia of Religion. Vol. 3. N. Y., L., 1987. P. 74—81 (74). Понятие «repraesentatio identitatis» заимствовано Луманом из поли­тической терминологии XIV—XV вв.

Раздел II. НА ПУТИ К ЛОГОСУ

 

Рой Бхаскар. ОБЩЕСТВА*

Какие свойства обществ могли бы сделать их для нас воз­можными объектами познания? Стратегия моего ответа на этот во­прос основана на двойном движении мысли. Сперва я сосредото­чусь на онтологическом вопросе о свойствах, которыми обладают общества, прежде чем перейти к эпистемологической проблеме, как эти свойства делают их возможными объектами познания для нас. Это не произвольная последовательность. Она отражает то обстоя­тельство, что для трансцендентального реализма именно природа объектов определяет для нас возможности их познания, что в ми­роздании человечество, так сказать, контингентно**, а познание акцидентно... 1

*© Roy В h a s k a r. Societies (ch. 2). Introduction. P. 25; Against Individualism. 27; On the society/person connection 31; Some emergent properties of social systems. P. ‘—44 // The Possibility of Naturalism. 2nd ed. Текст печатается с сокращениями. N. Y.; L.: Harvester Wheatsheaf, 1989.

** От «контингенция» — возможная зависимость или сопряженность элементов, признаков, событий при случайных или неопределенных условиях, при отсутствии строгой детерминации выбора и т. п.; «акциденция» — вторичная, производная случайность или вторичный, несущественный признак, противопоставляемый основному качественному признаку (атрибуту). — Прим. перев.

 

Далее я покажу, что общества несводимы к людям, обрисую модель общества и человека. Мы убедимся, что социальные формы являются необходимым условием любого интенционального (целенаправленного) акта, что их пред существование полагает их авто­номию как возможных объектов научного исследования и что их причиняющая способность заставляет признать их реальность. Мы увидим, что предсуществование социальных форм влечет за собой преобразовательную (трансформационную) модель социальной Деятельности, из которой можно непосредственно вывести ряд он­тологических ограничений на любой возможный вид натура­лизма..)

Развиваемая здесь преобразовательная модель социальной дея­тельности, как мы увидим, требует реляционной концепции пред­мета общественных наук. Согласно этой концепции, «общество не состоит из индивидов [или, могли бы мы добавить, групп], а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды [и группы] находятся друг к другу» 2. И тогда станет ясно, что главное движение в научной теории — это движение от явных проявлений общественной жизни, понятийно выраженных в опыте участвующих в ней социальных субъектов, к тем существенным отношениям, которые делают необходимыми эти проявления. Такие отношения субъекты могут сознавать или не сознавать. И как раз благодаря способности общественной науки прояснять такие отношения, она, возможно, начнет играть «освободительную» роль. Но освободитель­ный потенциал общественной науки целиком зависит и явля­ется следствием ее контекстуальной объяснительной способности.

В то время как очень немногие люди (по крайней мере вне круга профессиональных философов) в наши дни стали бы защи­щать тезис, что, например, магнитное поле — это только мысленная конструкция, — такой взгляд на общество остается широко рас­пространенным. Конечно, в случае общества подобный взгляд скло­нен опираться на идею, что оно образовано (тем или иным путем) мыслью социальных деятелей или участников событий, а не, как в случае магнитного поля, мыслью наблюдателей или теоретиков (или, переходя на более утонченный уровень рассуждений, общество — это некое отношение типа шюцевской «адекватности»3, сформиро­ванное, возможно, каким-то процессом диалога или переговоров между двумя субъектами). В основе такого подхода чаще всего ле­жит мысль (никоим образом логически не необходимая для него4), что общество попросту состоит (в некотором смысле) из лиц и их действий вкупе или по отдельности. Сторонникам этих взглядов редко приходит в голову, что такая же мысленная цепь логически подразумевает их собственную сводимость (через законы и прин­ципы нейрофизиологии) к положению неодушевленных вещей!

В следующем разделе я намерен разобрать претензии этой наивной позиции (которую можно окрестить «социальным атомиз­мом», или, точнее, претензии его эпистемологической ипостаси в форме «методологического индивидуализма»)5, дабы обозначить не­кую рамку для объяснения социальных явлений. Конечно{...} если я собираюсь обосновать возможность нередукционистского натура­лизма на путях трансцендентального реализма, тогда я должен уста­новить не только автономию возможной здесь социологии, но и ре­альность любых обозначенных ею объектов. Т. е. я должен показать, что общества — это сложные реальные объекты, несводимые к более простым, таким, как люди. Для достижения этой цели просто приводить доводы против методологического индивидуализма не­достаточно, но необходимо. Ибо, если бы методологический инди­видуализм был верен, мы могли бы полностью обойтись без этой главы и начать (и кончить) наше исследование в науках о человеке рассмотрением свойств (рационально приписанных или эмпи­рически определенных) отдельных человеческих атомов самих по себе: т. е. свойств удивительного (и более или менее неясно как порожденного) гомункулуса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.