Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценочные подходы в спортивной метрологии




2.2.1. Количественный и качественный подходы в анализе. Квалиметрия. Уже более полувека все большее распространение получает мнение, сущность которого в том, что только количественный подход к изучению и оцениванию явлений и процессов, к их анализу имеет право называться научным, более того — единственно достойным серьезного отношения как в теории, так и в практике физического воспитания и спорта. В обоснование этой позиции приводят множество убедительных доводов, высказываний знаменитых людей, фактов исправления серьезных научных ошибок благодаря применению количественного подхода.

Все это так, но имеются и существенные возражения против безраздельного господства количественного подхода в анализе.

Первое: сегодня и в обозримом будущем практически невозможно с нужной точностью измерить и количественно представить все интересующие нас характеристики тела человека и его движений. А ряд важнейших характеристик вообще не поддается измерениям, их в лучшем случае можно качественными методами условно отобразить количественно.

Второе: соответствующая измерительная аппаратура часто недоступна по цене, для ее обслуживания нужны технические специалисты, она требует определенных условий для ее хранения.

Третье: измерения (установка и отладка аппаратуры, процесс измерений, обработка полученных материалов, переноска аппаратуры и ее хранения) требуют затрат тренировочного и другого времени;

Четвертое: установленная измерительная аппаратура нередко мешает тренировке занимающихся, непосредственно не занятых измерениями; тренер отвлечен измерениями; вообще, процесс измерений основательно рвет ткань тренировочного занятия.

Пятое: любые количественные данные сами по себе лишены педагогического смысла до тех пор, пока они не будут дополнительно обработаны содержательно, т.е. необходим качественный подход в завершение обработки полученных количественных данных.

Выходит, качественный подход в анализе процессов и явлений не только имеет право на жизнь, он просто необходим наравне и в координации с количественным подходом. Достаточно вспомнить, что основные характеристики технической, а тем более тактической, психологической, теоретической подготовленности, эстетико-выра­зительной стороны хореографической подготовленности без качественного их анализа вообще не определимы. Нельзя количественными методами оценить педагогическое мастерство в ряде видов спорта, ход подготовки спортсмена с учетом его личностных особенностей.

Смешанный подход — применение квалиметрических методов — часто весьма эффективен (квалиметрия — совокупность методов, способов, приемов количественного представления качественных характеристик рассматриваемых объектов). Квалиметрические методы оценивания широко представлены во многих областях науки, техники, общественной жизни. В физическом воспитании и спорте они тоже нередко помогают прояснить и упорядочить немало процессов и явлений. Основу квалиметрии составляют разные виды и формы методов опроса, ранжирования, экспертизы и квалиметрического древа (в основе их всех, по существу, лежит метод экспертизы, но использование их различно). Квалиметрические методы анализа и оценивания в физическом воспитании и спорте в высшей степени перспективны, они заслуживают широкого распространения, причем не только в исследованиях: они очень информативны и практичны во всех видах контроля за подготовленностью и подготовкой занимающихся, ходом их физической реабилитации, в изучении их интересов, личностных характеристик, межличностных отношений в группе.

Эффективность применения качественного подхода в анализе двигательной активности в очень высокой степени зависит от глубины, разносторонности и научной достоверности практических и теоретических познаний анализирующего, а также от его логических и интуитивных возможностей. Уровень владения качественным анализом в своей области — одна из главных характеристик мастерства тренера по спорту или преподавателя физического воспитания.

2.2.2. Вероятность явлений, процессов, значений параметров. В жизни страны, отдельного человека, в спорте вообще и в каждой отдельной тренировке все события не предопределены предшествующими событиями и совокупностью действующих факторов жестко, однозначно. Тем более не предопределены той частью событий и факторов, которую мы считаем существенной, и потому только и принимаем во внимание. Чем больше их роль в развитии событий, чем с бо¢льшим знанием дела они учтены, тем больше вероятность предугадать события, ситуации, развития процесса. Здесь помогают опыт и интуиция, аналогии и готовые «рецепты» (основанные на своем или чужом опыте).

Но каким бы квалифицированным ни был прогноз, всегда есть та или иная вероятность как того, что некоторые обстоятельства возникнут, так и того, что они не возникнет или возникнут не в ожидаемый момент. Приходится оценивать и сравнивать вероятности возникновения различных коллизий. Например, при бросании «правильной» монеты равновероятно ее падение той или иной стороной, и потому при многократном бросании выпадает примерно одинаковое (это наиболее вероятно) число «гербов» и «решеток». Но если монета погнута («неправильная»), вероятность падения ее кверху одной из сторон больше. Как следствие, при многократном бросании чаще будет выпадать эта «более вероятная» сторона. Другой пример: вероятность попадания мячом в кольцо с места штрафного броска у баскетболиста-мастера больше, чем у новичка. При каждом броске мы почти уверены в успехе мастера спорта и сомневаемся в успехе новичка. И при многократном бросании процент попаданий у мастера спорта, скорее всего, будет намного выше. Вероятность удачного выполнения хорошо освоенного приема больше, чем плохо освоенного.

Вероятность события — количественная мера возможности и частоты появления ожидаемого случайного события при определенных повторяющихся бесконечное число раз условиях. Определяется отношением ожидаемого числа таких появлений к общему числу проб. Обозначается в долях единицы.

Умение правильно оценить вероятность возникновения той или иной ситуации, успешности тех или иных действий, того или иного их исхода — важная способность человека, важная как в быту, так и в профессиональной деятельности, в том числе спортивной — это относится к спортсменам и еще больше к тренерам.

В математике имеется раздел — теория вероятностей. На теоремах теории вероятностей основана математическая статистика (ее элементарные основы изложены в гл. 5–7). Статистический (или вероятностный) подход нужен при анализе, оценке и прогнозиро­вании в физическом воспитании и спорте. Вероятность конкретного события человек определяет, конечно, лишь весьма приблизительно, близость предполагаемого значения вероятности к действительному ее значению зависит от информированности этого человека и его умения оценивать вероятность на основе имеющейся информации. Поэтому информированность (не всегда зависящая от человека) и способность составлять приблизительно верное представление о вероятности интересующих событий как индивидуальное свойство человека очень важны для эффективности любой деятельности.

В тех случаях, когда вероятность какого-либо события очень велика, нам проще считать, что оно наверняка произойдет, если же вероятность его чрезвычайно низка — считать, что оно невозможно. Да, так считать проще и легче, легче принимать решения. Но все же полезно понимать, что иногда и почти невероятное случается, и то, что мы считали неминуемым, не происходит.

Нередко можно услышать такого рода утверждение: «если бы не вот это обстоятельство, то было бы вот так…»; или: «как только загорится зеленый на светофоре — можно безбоязненно переходить улицу». Это примеры детерминистского мышления, детерминистского подхода к оценке развития условий, явления, процесса: если произошло событие А (либо если сформировались условия А), то непременно (обязательно!) произойдет вполне определенное событие Б (либо сформируются заранее известные условия Б). Детерминистский подход подразумевает полную определенность и однозначность связи между явлениями, событиями, ситуациями.

В отличие от детерминистского, вероятностный подход предполагает ту или иную степень неопределенности связи реальных условий, явлений, процессов, событий, исходов с известными нам их предпосылками, причинами. Это может быть неопределенно-вероят­ностный подход: мы не знаем, какой исход более вероятен. Однако чаще используют количественно-вероятностный подход: перед нами не просто неопределенность, мы предполагает некоторое, пусть даже весьма приблизительно известное распределение вероятностей разных возможных конкретных обстоятельств, явлений, событий, исходов.

Например, идя на зеленый свет светофора, всегда нужно иметь в виду: пьяный или зазевавшийся шофер может ведь и задавить — вероятность этого невелика, но она есть, и совсем пренебрегать ею неразумно. Вероятность события, исхода, результата можно оценить грубо, ограничиваясь качественной оценкой, либо количественно, но приблизительно, неточно, либо количественно точно — в долях единицы (0,3; 0,72 и т.п.) или в процентах (30%, 72% и т.п.). Сумма вероятностей всех возможных исходов равна 1 (100%). Количественно-вероятностный подход можно применять только сначала тщательно изучив (желательно, с использованием методов математической статистики) условия, явление, процесс в соответствующем аспекте.

Тренер, если он хочет объективно оценивать ситуации и принимать эффективные решения, должен быть приверженцем вероятностного подхода. Хотя и не пренебрегая во многих случаях — чтобы упростить принятие решения — детерминистским подходом как разумной идеализацией. Например, если вероятность определенного исхода очень велика, близка к единице (к 100%) или мала, близка к нулю, а также в условиях, в которых вероятность одного из исходов много большей, чем вероятность всех остальных.

Любое обследование должно получить свое завершение выведением оценки его объекта в соответствии с полученными данными. Оценивание производится с использованием как вероятностного, так и детерминистского подходов, оценки могут быть количественными, качественными и даже смешанными. Педагогическое оценивание в спорте — ответственный и совсем не простой процесс, для его осуществления необходимы как опыт и знания, так и определение (выбор) ряда исходных позиций (об этом в гл. 8). В спорте обычно пользуются неточным определением вероятности: слишком многие факторы остаются неучтенными, что снижает предсказуемость конкретных событий, а исследования, необходимые для более точного определения, слишком громоздки. Часто спасает интуиция — способность делать выводы на основе неполной информации, используя свой опыт для рассуждений по аналогии и образные представления, подсознательные убеждения и ассоциации. Интуиции нельзя слишком доверять, но и не следует ею пренебрегать, она может выручить.

2.2.3. Применение статистики в двигательной подготовке. Вероятностный подход лежит в основе применения преподавателем или тренером математической статистики. Характер и возможности статистической обработки данных зависят от формы, в которой они представлены, в частности — от типа шкалы измерений (от того, равномерна шкала или неравномерная, то есть имеем мы дело с физическими величинами или с какими-то условными), в которой они были получены (измерением, определением другим способом).

Статистические процедуры позволяют определить степень и характер зависимости между интересующими нас факторами (например, между ростом спортсмена и частотой его шагов в беге на ту или иную дистанцию), выявить, принципиально ли различие между однородными совокупностями данных о процессах, явлениях, событиях, спортсменах, проверить достоверность различий между свойст­вами групп занимающихся и др. Если тренер хочет серьезно проанализировать результаты контрольных упражнений, тестов, соревнований, конкретного этапа тренировочного процесса, новой методики по сравнению с общепринятой — нужно прибегнуть к аналитической статистике. Ее использование резко повышает вероятность достоверности аналитических выводов и справедливости прогнозов.

Управление тренировочным процессом группы спортсменов требует обобщения контрольной информации, для чего нужно прибегнуть к статистическим процедурам: это позволяет объективизировать выводы, лучше построить тренировочный процесс группы спортсменов и каждого из них, повысить эффективность отбора.

Всё это методы математической статистики, их применение позволяет составлять обоснованные таблицы норм, нормативных требований и характеристик, средних показателей. На ЭВМ можно без больших затрат труда производить статистическую обработку полученных данных измерении, наблюдений, опроса и анкетирования, осуществлять обобщение и анализ результатов соревнований и контрольных упражнений, тестирования. Широкое применение должна найти статистика и в психологических изысканиях, и в организованной работе с физкультурниками, в сфере лечебной физкультуры, в области менеджмента. Статистика позволяет производить сравнения между контингентами, различающимися по возрасту, полу, территориально, профессионально и т. д. Но, проводя статистическую обработку полученных данных, необходимо правильно применять статистические процедуры, знать ограничения на их применение.

Описательная статистика также полезна: она позволяет составить более четкое представление о рассматриваемых совокупностях объектов и о некоторых соотношениях между ними.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.