Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неинструментальные измерения




3.3.1. Возможности, недостатки и преимущества неинструментальных измерений. Проведение инструментальных измерений и анализ их результатов — наиболее мощный способ объективизации наших представлений о биомеханическом и физиологическом содержании двигательной активности. Но этот способ не всегда применим (нет нужной аппаратуры, негде ее хранить, нет специалистов, расходуемых материалов и др.), часто хоть и применим, но требует неоправданно больших усилий и затрат времени, сопряжен с помехами для хода тренировки (соревновательного выступления) самого измеряемого и других тренирующихся (соревнующихся), не все факторы можно инструментально измерить: например — настроение спортсмена, выразительность и пластику систем его движений.

Количественные характеристики (признаки) организма спортс­мена, его двигательной активности, тренировочного процесса можно измерить непосредственно, и результаты этих измерений дают важную информацию. Эта информация:

1) может быть преобразована в количественные меры других интересующих нас характеристик (признаков);

2) позволяет построить количественно эквивалентную (равнозначную) модель объекта, в связи с количественной эквивалентностью являющуюся в какой-то мере и качественно эквивалентной;

3) позволяет количественно сравнивать взаимно соответствующие параметры (количественные значения характеристик) объектов либо одного и того же объекта в разных условиях или в разное время, а тем самым — опосредствованно — сравнивать качественные характеристики. Ведь нас, в конечном счете, всегда интересуют именно качественные характеристики объекта, а количественные лишь постольку, поскольку они в как бы зашифрованной форме отражают качественные. Определение количественных характеристик — промежуточная, а не конечная цель, поэтому количественно определяют (прямыми или косвенными измерениями) только те параметры, которые дают нам представление о качественных особенностях объекта.

Поэтому в практике физической культуры, физической реабилитации, физического воспитания, спорта приходится пользоваться в основном неинструментальными измерениями. Они могут быть более или менее точными, что во многом зависит от умения оператора (т.е. человека, эти измерения производящего: тренера, товарища по тренировке, исследователя).

Особо отметим: во многих случаях неинструментальные измерения позволяют обеспечить достаточную для практики точность, так что бо¢льшая точность инструментальных измерений, сопряженная с дополнительными трудностями, не дает преимуществ.

Опытный специалист тонко различает отклонения системы движений от нормы то ли в физических, то ли в условных (баллах, процентах) единицах. При этом далеко не всегда осознает, как это делает, процесс измерения проходит в основном на интуитивном уровне. Поскольку в физической культуре, физическом воспитании, спорте у преподавателя или тренера всегда имеются модели предлагаемого двигательного задания, с которыми он сравнивает мысленные модели выполненного двигательного задания, он всегда проводит сравнительный анализ. Такой тип анализа позволяет в значительной мере взаимно погасить неизбежные ошибки измерения (как инструментального, так и неинструментального) абсолютных значений параметров, чем обеспечивает бол¢ьшую точность полученных данных. Конечно, многое зависит от качества и ситуативной адекватности базовой модели, т.е. той, с которой сравнивают.

Ряд факторов очень трудно измерить инструментально или вообще нельзя измерить: например, степень утомления на тренировке или соревнованиях и уровень чувства усталости, текущий уровень двигательной координированности, степень устойчивости тела, ритм системы движений, степень опасения травмы. Но многие факторы хотя и можно относительно легко инструментально измерить, только делать это в процессе тренировки нецелесообразно, так как отвлекает, требует затрат времени и усилий, а на соревнованиях может отразиться на результатах измеряемого или помешать другим участникам. Приходится определять эти факторы «на глаз», опираясь на опыт. Наконец, к неинструментальным измерениям относится подсчет количества подходов, повторений в подходе, количество кругов. На тренировке далеко не всегда нужны точные определения значений, многие факторы нуждаются в столь грубой оценке, что нет смысла прибегать даже к инструментальным измерениям.

3.3.2. Технология неинструментальных измерений. Опытный специалист тонко различает отклонения системы движений от нормы в физических или в условных единицах (баллы, очки, проценты). При этом далеко он не всегда осознает, как это делает, процесс измерения проходит в основном на интуитивном уровне. Поскольку в физической культуре, физическом воспитании, спорте у преподавателя или тренера всегда имеются модели нужного выполнения предлагаемого двигательного задания, с которыми он сравнивает мысленные модели выполненного двигательного задания, он всегда проводит сравнительный анализ. Такой тип анализа позволяет в значительной мере взаимно погасить неизбежные ошибки измерения (как инструментального, так и неинструментального) абсолютных значений параметров, чем обеспечивает бол¢ьшую точность полученных данных. Конечно, многое зависит от ситуативной адекватности базовой модели (той, с которой сравнивают).

Поскольку неинструментальные измерения основаны на наблюдениях, наблюдателю важно расположиться в такой точке, с которой хорошо видна вся подлежащая измерению часть системы движений и находясь в которой он не мешает контролируемому и другим участникам тренировки, а тем более — соревнований (в последнем случае также судьям). При этом желательно, чтобы измеряемая часть системы движений просматривалась под таким ракурсом (таким углом к основной плоскости движений), чтобы измерения могли быть как можно более точными. Наблюдение должно быть жестко ориентировано на неинструментальное измерение интересующих параметров, иначе точность измерения будет существенно снижена.

При неинструментальных измерениях широко пользуются метод визуальной (зрительной) интерполяции. Сущность метода в том. что, зная количественные значения рассматриваемого параметра в обоих крайних (в рассматриваем диапазоне) положениях тела или его звена и считая параметр изменяющимся в этом диапазоне равномерно или по некоторому другому простому закону, наблюдатель считает, что значение параметра в любой точке внутри данного диапазона отличается от параметров на его границах пропорционально расстояниям от них. Это касается как пространственных характеристик (расстояний, углов), так и временны¢х и пространственно-временных. Расстояния интересующего положения от границ рассматриваемого диапазона определяются как его части («половина», «одна треть», «четверть» и т.п.).

Конечно, такое определение очень приблизительно, но, тем не менее, часто обеспечивает нужный уровень точности: ведь она должна соответствовать той точности, которую может обеспечить способность спортсмена управлять характеристиками своего тела и системы движений и телодвижений. А она не очень велика.

Другой широко применяемый метод — метод визуальной экстраполяции. Его сущность в том, что система движений спортсмена наблюдается в некотором конкретном диапазоне с целью определить закономерности ее развития, а затем в расчете, что эти закономерности можно распространить на смежные диапазоны, предполагается, какими будут (или были) значения параметров рассматриваемой системы в этих смежных с наблюдаемым диапазонах. Этот метод применим в оценивании как одного отдельного фактора, так и нескольких одновременно. Конечно, экстраполяции всегда носят вероятностный характер, могут оказаться грубо ошибочными, что зависит о многих факторов, в том числе и от опыта измеряющего.

Нужно сказать, что опыт самого различного рода экстраполяций у каждого человека огромен, и потому в простых случаях этот метод обеспечивает вполне удовлетворительную точность.

Методы интерполяции и экстраполяции построены на знании значений интересующих нас параметров в некоторых опорных точках. Относительно этих точек и значений параметров в них и производится расчет. Экстраполяции могут быть направлены и на предстоящее, и на предшествовавшее, это один из базовых компонентов анализа систем движений и их «конструирования». А главное — без экстраполяций человек вообще не мог бы совершать двигательные действия, разве что совсем уж простые.

Первый российский лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов как-то заметил: «если не знаешь, то и не увидишь». Это можно прямо отнести к неинструментальным измерениям. Вряд ли удастся произвести при наблюдении достаточно точное определение интересующего момента системы движений, как и его отношение к опорным моментам, если заранее не знать, не предвидеть на сколько-то вперед, как эта система движений будет развиваться.

Поэтому желательно перед проведением неинструментальных измерений иметь опыт наблюдения за выполнением аналогичных, а лучше — выполняемых по той же схеме систем движений. Тогда наблюдатель заранее готов, он ожидает определенной картины движений, может акцентировать внимание на нужных деталях, заранее строит в воображении схему соотношения деталей системы движений и схему нужных измерений. В противном случае весьма вероятно, что важные детали будут упущены или их соотношение определено существенно ошибочно.

Такое основанное на соответствующем знании целевое ожидание, осуществляемое при наблюдении выполнения спортивного упражнения — важный компонент проведения неинструментального измерение интересующих нас его характеристик. Быстротечность спортивных движений требует большой сосредоточенности как непосредственно на процессе наблюдения за движениями, так и на своевременном формировании возможно более четкой предваряющей картины-модели системы движений (т.е. на целевом ожидании), в том числе включающей некоторые вероятные варианты ее развития, включая вероятные двигательные ошибки и их последствия.

В качестве опорных точек измерений следует выбирать контрольные ориентиры — те моменты выполнения упражнений, которые либо являются граничными положениями или позами (границами фаз), либо легко определяются как положения, характерные с точки зрения принятой пространственной системы измерений — прямоугольной или полярной системы координат (например, вертикальное или горизонтальное положение туловища, руки, ноги), либо проецируются на фоне заметной точки или линии окружающей обстановки (можно такие пространственные ориентиры создавать специально для удобства измерений). В положениях, соответствующих некоторым из таких ориентиров, параметры системы движений могут быть замерены инструментально, что создаст определенную количественную базу для неинструментальных измерений.

При неинструментальных измерениях нередки почти точно совпадающие ситуации, поэтому целесообразно использовать ранее сформированные схемы измерений и даже часть полученных данных (своего рода «шаблоны») при проведении новых измерений. Это часто заметно убыстряет (что совсем не маловажно при измерении быстрых движений) и облегчает решение задачи В случае измерения сходных систем движений иной раз имеет смысл сводить измерения к внесению поправок к ранее полученным данным — т.е. применить сравнительный метод. Это облегчает решение задачи и повышает надежность измерений.

Получение количественных данных (результатов измерений) само по себе еще не решение педагогической задачи. Необходимо дать этим данным качественное (содержательное, смысловое), т.е. собственно педагогическое истолкование (трактовку, интерпретацию). Это обстоятельство должно отражаться на замысле, планировании, организации и проведении измерений — все равно, инструментальных или неинструментальных.

Адекватно истолковать полученные данные измерений совсем не просто (как это порой кажется плохо осведомленным и не подозревающим о своей плохой осведомленности людям). Это требует основательного понимания и знания состава и структуры измеряемой системы движений и телодвижений, знания и четкого понимания хотя бы основных биомеханических зависимостей и закономерностей, способности уверенно и оперативно пользоваться этими знаниями. Часто требуется воображение, мысленное зрительное воспроизведение виденного или даже мысленное зрительное представление воображаемой системы движений и телодвижений (скажем, принятой за эталон для сопоставления). Нередко помогает идеомоторное воспроизведение наблюдаемого выполнения упражнения, помогающее понять некоторые тонкости управленческого характера.

Поэтому есть смысл в нашем курсе хотя бы кратко, схематично рассмотреть некоторые важные вопросы качественного кинезиологического анализа (кинезиология — наука о двигательной активности человека и животных). Это в основном осуществлено в главах части 2 учебника и в некоторых разделах глав части 3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.