Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические и психофизиологические компоненты СДА




СДА осуществляется отнюдь не только опорно-двигательной системой. Побуждающую, осмысляющую, направляющую и управляющую (включая регуляцию) роль играют психические (в том числе психологические[3]), психофизиологические и нейрофизиологические компоненты СДА. К настоящему времени научные представления в этой сфере заставляют желать лучшего. В значительной мере в связи с этим при анализе СДА в практике (и даже в теории) физического воспитания и спорта содержанию и роли этих компонентов обычно не уделяют должного внимания. Между тем они очень многое определяют, не учитывая их, специалист обречен на принципиальные педагогические ошибки. Поэтому целесообразно хотя бы кратко их рассмотреть.

8.2.1. Рефлексы. Понятие «рефлекс» со времени введения его Рене Декартом (дуга Декарта) в XVII в. принципиально не изменилось до настоящего времени: введение И.П. Павловым понятий «условный рефлекс» и «безусловный рефлекс» значительно обогатило представления об этом механизме, но не изменило сущности понимания рефлекса как реакции всего организма как целого (организменной реакции). Между тем, существующей концепции рефлекса свойственны принципиальные внутренние противоречия, требующие своего разрешения.

Так, рефлекс называют нервной дугой, нервным процессом. Но ведь в соответствии с существующей концепцией в рефлекторную дугу может входить и эффектор, не являющийся нервным образованием: мышца, железа. Но рефлекса как организменной реакции без эффектора нет. Если же он участвует в реакции, то нервной дугой и нервным процессом его уже не назовешь.

Концепция функциональной системы П.К. Анохина не вписывается в существующую рефлекторную теорию (об этом завуалированно сказал сам автор концепции: ни цель, ни информация обратной связи (неудачно названная им «обратной афферентацией»[4]), ни программирование активности, ни регуляции, ни оценочная функция. Между тем, без обращения к понятию «функциональная система» (по П.К. Анохину), невозможен внятный анализ активности вообще, СДА в частности.

Наконец, главное: в течение жизни человек не может успеть сформировать столько условных рефлексов, сколько различных по характеру и параметрам действий нужно иметь возможность совершить: по самым скромным подсчетам, разных действий и их вариантов (двигательных и недвигательных), осуществление которых может понадобиться несколько миллиардов, в то время как в 100 годах жизни всего около 3 миллиардов 160 миллионов секунд. Следовательно, при круглосуточной работе в течение 100 лет человек, грубо говоря, в среднем каждую секунду должен выработать 1 условный рефлекс — что, конечно нелепо предполагать. Отсюда следует, что человек за свою жизнь может сформировать лишь ограниченное количество рефлексов, а значит существует лишь такое же ограниченное количество рефлексогенных раздражителей. Ориентировочно можно предположить. что их у нормального человека не более чем несколько тысяч. Совершенно очевидно что такое количество разных рефлексов никак не может обеспечит бесконечно разнообразную активность человека, требующую адекватных реакций на воздействия извне и посылы изнутри.

Предложенное Н.А. Бернштейном понятие «кольцевой рефлекс» не позволяет выйти из положения: во-первых, оно не снимает ни одного из перечисленных противоречий, а во-вторых — информация обратная связи и даже ответ на нее приходят совсем не в тот пункт, в котором раздражитель сформировал раздражение как отправной момент реакции организма. Следовательно, никакого «кольца» даже формально нет.

Единственный же способ разрешения всех этих 3 противоречий видится в том, чтобы считать рефлексом механизм активации соответствующей ему функциональной системы, которая может обеспечить адекватную обстоятельствам активность [1, 6]. В таком случае можно говорить о «нервной дуге», практически все ценное, наработанное условнорефлекторной теорией, сохраняется в науке, а разного рода натяжки, которыми старались замаскировать «неувязки» этой теории, становятся просто ненужными, «не затребованными».

8.2.3. Афферентация как компонент СДА. В понятие «афферентация» входят: ощущения как продукт «первичной» обработки центральной нервной системой (ц.н.с.) раздражений отдельных рецепторов или их небольших групп, возникших в результате воздействия раздражителей; восприятия как системно организованные, психически преобразованные осознаваемые комплексы ощущений: продукт «первичной» обработки ц.н.с. ощущений или «вторичной» — раздражений рецепторов; простые образы как системно объединенные и психически деятельностно преобразованные осмысленные экономно закодированные комплексы одномодальных (например, только зрительных, или только слуховых, или только проприоцептивных) восприятий — продукт «первичной» их обработки ц.н.с. или «вторично» — ощущений; сложные образы как системно организованные (объединенные) комплексы разномодальных образов: продукт «первичной» обработки ц.н.с. простых образов, «вторичный» — восприятий. Помимо этого, в афферентации осуществляется идентификация (распознавание) и частичное количественное и качественное (содержательное) определение характеристик восприятий и образов.

Афферентация сопровождает любую нашу активность, а нередко и составляют ее основное содержание и цель (цель обстановочной (по П.К. Анохину) афферентации — получение информации для формирования ситуации как мысленной модели реальности; цель афферентации обратной связи — получение информации о ходе и результатах активности). По большей части афферентация системно объединяет, интегрирует восприятия и образы разных модальностей, то есть информацию, формируемую разными анализаторами.

Большая часть афферентной информации поступает без специально направленных на это активных усилий, как бы сама собой — это пассивная афферентация. Если же человек мобилизует и направляет свою сенсорную активность на выборочное получение максимальной нужной ему информации, он осуществляет активную афферентацию. При этом и поэтому он одновременно снижает количество и качество осознаваемой информации, получаемой пассивно, что важно для СДА: может оказаться, что потерянная информация была бы очень нужна. Поэтому не всегда целесообраен высокий уровень активной афферентации, нужно сохранять соответственно ситуации оптимальный баланс уровней активной и пассивной афферентации.

Наряду с реальной афферентацией логично говорить о квазиафферентации: о восприятии временных интервалов, «домысливании» образов (например, о восприятии или образе движения на основе восприятий мгновенных положений, о процессах экстраполяции и интерполяции на основе реальных восприятий и образов, о мысленном конструировании восприятий и образов на основе воспоминаний о ранее возникавших). Точность и «тонкость» афферентных дифференцировок (различений) у разных людей различны, они тренируемы в разной мере успешно у разных людей. Это связано и с состоянием анализаторов (хроническим и оперативным) человека, и с его психическими особенностями. Педагогическое значение этих характеристик велико.

Важное свойство афферентации — константность получаемых восприятий и образов и инвариантность оценок их параметров. Под константностью восприятий и образов понимается их стабильность невзирая на какие-то не слишком существенные изменения объектов анализа, внешних условий, состояния субъекта. Под инвариантностью оценок параметров понимается узнавание и оценивание независимо от локализации, ориентации, интенсивности характеристик объекта.

Работу всех механизмов афферентации можно совершенствовать упражнениями и контролировать тестированием.

Говоря об афферентации, необходимо упомянуть о расширении ее возможностей применением соответствующих технических средств: усиливающих или ослабляющих действие раздражителей, преобразующих раздражители (оптические приборы и устройства, слуховые аппараты, тепловизоры, в том числе приборы ночного видения, приборы ультразвукового сканирования и др.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.