КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая подготовленность и подготовка
И подготовкой Контроль над психологической и теоретической подготовленностью Рекомендуемая литепатура 1. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии.–М.: ФиС, 1979. 2. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник /Уч. пос. для ст-ов. физкульт. вузов. – М.: Советский спорт, 2004. 3. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии /Уч. пос. для ст-ов физкульт. вузов. – М.: Советский спорт, 2005. 4. Коренберг В.Б. К теории спортивной двигательной активности //Теория и практика физ. культ., 2007. – № 2. – С. 7–11.
Глава 15
15.1. Психологическая подготовленность и подготовка (340). 15.1.1. Роль психологической подготовленности и психологических особенностей занимающихся (340). 15.1.2. Контроль над психологической подготовленностью, психическим состоянием, психологической подготовкой занимающихся (345). 15.2. Теоретическая подготовленность и подготовка (346). 15.2.1. Роль теоретической подготовленности в физическом воспитании и спорте (346). 15.2.2. Теоретическая подготовка и контроль над нею (349). 15.3. Приложения (350). В этой главе лишь очень кратко и в самых общих чертах рассматриваются психологическая и теоретическая подготовленность и подготовка и контроль над ними, поскольку они гораздо более подробно и конкретно должны рассматриваться в курсах спортивной психологии и теории и методики избранных видов спорта. 15.1.1. Роль психологической подготовленности и психологических особенностей занимающихся. В спорте, а тем более в физическом воспитании, обычно недостаточно внимания уделяют психологическим особенностям и общей и целевой психологической подготовленности занимающихся, больше заботятся об особенностях и подготовленности физической и технической. Между тем, формирование спортивных двигательных возможностей во многом определяется именно психологическими особенностями и возможностями. Они сказываются на эффективности всех сторон подготовки, в том числе физической, технической и тактической, и, конечно, на спортивных результатах.
Но в первую очередь психологические особенности человека проявляются в его психологической подготовленности. Степень возбудимости, заторможенности, обидчивости, агрессивности или толерантности, быстроты понимания, запоминания, вспоминания, способности управлять своим вниманием, экстра- и интравертности, тревожности или уверенности в себе, управления вниманием и эмоциями проявляется в характере реакций и в освоении желаемых моделей поведения. Важны и способность убеждать, отстаивать свое мнение; и в то же время очень важная способность – соглашаться с логичными доводами. Психологическая подготовленность имеет разные стороны. Основные из них показаны на рис.15.1.
Рис. 15.1. Основные компоненты психологической подготовленности.
Поясним содержание блоков схемы на рис. 15.1. 1. Способность контролировать свое эмоциональное состояние. Приобретение этой способности во многом зависит (а иногда в основном и предопределяется) врожденными и сформировавшимися в ходе жизни свойствами нервной системы. Но по большей части этого достигают – с бо¢льшим или меньшим трудом – направленной психологической подготовкой. Для этого нужно не только использовать складывающиеся на тренировке или соревнованиях обстоятельства, но и специально моделировать их – внешними условиями или мысленно. Необходимо обучать спортсменов приемам управления своим эмоциональным состоянием, а осуществляющих командные (групповые) виды спортивной двигательной активности также и приемам помощи партнерам в таком управлении. 2. Способность адекватно реальности формировать и оценивать ситуацию. Ситуация – это модель реальности, ориентированной на решение конкретной задачи. Формирование и оценивание ситуации, с одной стороны, одновременно выполняемые и «переплетающиеся» мыслительные акты: в достаточной мере осмысленное моделирование реальности невозможно без ее (ситуации) предварительного оценивания, с другой же стороны уже после того как ситуация сформирована, нужно ее оценить для того, чтобы логично определить план своей активности. Оценивать нужно и трудности, и благоприятные факторы, и присущие ситуации типичные стороны, и ее особенности. Поэтому спортсмену нужны соответствующие знания и опыт. Их приобретение – часть психологической подготовки. 3. Способность произвольно приводить себя в состояние мобилизационной готовности. Мобилизационная готовность — психологичное состояние, благоприятное для достижения возможно большего (применительно к текущему уровню специальной подготовленности) спортивного результата на соревнованиях. Чтобы уровень мобилизационной готовности был высоким, нужно стараться оптимизировать свое эмоциональное состояние (чтобы оно было в нужной степени напряженным, чтобы был разумный баланс положительных и отрицательных эмоций, включая так называемую «спортивную злость»), нужно стараться оптимизировать концентрацию («собранность») внимания и добиться его устойчивости, настроиться на осуществление нужного рода двигательную активность в ожидаемых конкретных условиях, для чего наряду с целесообразной разминкой нужна идеомоторная настройка и продумывание основного и «запасных» планов предстоящих действий и критериев срочного изменения основного плана, нужна, наконец, «настройка на конкретного противника». В спорте умение формировать в нужный момент свою мобилизационную готовность значит очень много, и не только к соревнованиям, но и в ходе тренировки.
4. Способность рационально управлять вниманием, быстро и адекватно двигательно реагировать. Способность рационально управлять своим вниманием в какой-то мере предопределена соответствующими психическими способностями, но и специально тренируема. А адекватность реагирования определяется в основном целевым опытом и способностью быстро реагировать, но также и рассудительностью. Управление вниманием – один из важнейших факторов обеспечения надежности двигательной активности. 5. Способность дифференцировать восприятия при выполнении движений. Способность дифференцировать восприятия позволяет не только различать нюансы выполнения телодвижений и движений, но и добиваться точности их выполнения, что, в свою очередь, требует «тонкости» восприятий и потому «воспитывает» их. 6. Способность осуществлять эффективную идеомоторную подготовку. Идеомоторная подготовка включает в себя формирование способности осуществлять идеомоторное конструирование, идеомоторную тренировку, идеомоторную настройку, идеомоторное сопровождение (последнее включает в себя идеомоторное опережение). Идеомоторное конструирование – «сочинение» и мысленное представление выполнения спортивных двигательных действий и (или) их соединений. Представлять себе нужно не только внешний вид (как бы глядя со стороны) конструируемых действий, но и свои предполагаемые восприятия и образы, которые должны сопровождать эти действия при их реальном выполнении. Опираться при этом нужно, конечно, на свой сенсорно-двигательный опыт выполнения в чем-то сходных действий.
Идеомоторная тренировка – мыслительная активность, направленная на овладение намеченным упражнением путем попыток его идеомоторного выполнения. Сформировав соответствующее умение, спортсмен может значительно ускорить освоение многих трудных упражнений. Идеомоторная настройка – предварительное идеомоторное (мысленное) выполнение двигательных действий «в порядке разминки» перед их реальным выполнением. Идеомоторная настройка «мобилизует» нужную программу двигательной активности и афферентную программу (программу должных восприятий и образов, то есть тех восприятий и образов, которые мы ожидаем получить при реальном выполнении двигательных действий), «освежает» их в памяти, тем самым настраивает нервно-мышечный аппарат и двигательные центры, облегчая управление нужными (планируемыми) телодвижениями и движениями. Идеомоторное сопровождение двигательной активности состоит в том, что спортсмен в ходе ее все время чуть-чуть опережает выполнение реальных телодвижений и движений их идеомоторным выполнением, что обеспечивает лучшее сопоставление («сличение») реально поступающих восприятий и образов с должными, а значит и более эффективное осуществление двигательных регуляций. 7. Настойчивость, упорство в достижении поставленной цели. Важность этих психических свойств очевидна. Они вырабатываются в первую очередь, конечно, в ходе обыденной жизни, так и специальными педагогическими и психологическими воздействиями в ходе спортивной подготовки. 8. Способность преодолеть боязнь физической травмы, неудачи в решении задачи, ответственности. Способность преодолевать боязнь физической травмы (идти на физический риск) принято называть смелостью (если это связано с тенденцией недооценивать опасность или с недостаточно серьезным отношением к опасностям вообще, говорят о бесшабашности, о безрассудной смелости). Беспечное отношение к опасностям в спорте недопустимо, но и чересчур опасливое к ним отношение часто не позволяет добиваться спортивных успехов. Что же касается преодоления страха перед опасностью неудачи в решении сформированной двигательной задачи (человек идет на технический риск), то такую способность называют решительностью. Она должна быть сопряжена с рассудительностью, со способностью взвесить за и против. То же можно сказать о преодолении боязни ответственности. 9. Способность налаживать и поддерживать хорошие отношения: с партнерами по команде, товарищами по тренировке, настроенность на взаимопомощь. Эта способность связана с толерантностью к партнерам и с эмпатией (способностью к сопереживанию), а также с этической воспитанностью. В командных видах спорта эта способность определяет не только то, что называют «атмосферой в команде» (важность этого очевидна), но во многом предопределяет и то, что называют сыгранностью. 10. Стремление к самосовершенствованию – как спортивному, так и духовному (нравственность, образование, творчество). Наличие такого стремления зависит, конечно, во многом от семейного и школьного воспитания, но немалую, а порой решающую роль может сыграть тренер, его влияние порой оказывается решающим. Хорошая психологическая подготовленность позволяет спортсмену полноценно тренироваться и уверенно выступать на соревнованиях, а также поддерживать здоровый психологический климат в команде или группе занимающихся. Различают общую психологическую подготовку и психологическую подготовку к конкретным соревнованиям. В составе последней нередко применяют аутогенную тренировку и подготовку. Это приемы комплексного влияния на человека при нервных и психических перегрузках. Комплексность состоит в применении психологических приемов, связанных с отвлечением и последующей произвольной концентрацией внимания, со зрительными, кинестетическими, термическими и др. представлениями, с использованием словесных формулировок, двигательных и дыхательных упражнений – успокаивающих или активирующих. Но необходима и индивидуализация в подборе приемов саморегуляции и условий их применения, определяемая особенностями и текущим и оперативным состоянием нервной системы, в том числе психики. Индивидуализация аутогенной тренировки и подготовки требует активности занимающегося: сознательном формировании целей, мотивации и мотивов, специфических умений, упражнений и их выполнения, решения об их успокоительном или активирующем характере: отнюдь не всегда, даже испытывая предстартовое возбуждение, нужно стараться снизить эмоциональное напряжение, для некоторых спортсменов стартовое возбуждение не помеха, а наоборот, благоприятный фактор. Практика показывает, что это часто не учитывают ни тренеры, ни психологи команд. 15.1.2. Контроль над психологической подготовленностью, психическим состоянием, психологической подготовкой занимающихся. Контроль осуществляется путем наблюдений, обычно включающих в себя беседы с наблюдаемыми и с их тренерами, а также применением различных тестов: инструментальных (механических, световых, электронных, комбинированных), табличных (включая основанные на специальных изображениях), опросных. Результаты измерений и многих наблюдений следует подвергать статистической обработке. Контроль над психологической подготовленностью и подготовкой осуществляется по результатам тестирования, наблюдения на тренировке и соревнованиях, анализа соревновательных результатов. Психологическое тестирование осуществляется с применением специальных опросников (см., например, приложение), рисунков, табличных тестов, аппаратурных методов (например, определением критической частоты световых мельканий, быстроты реакций, реакций кровяного давления, частоты и амплитуды тремора), решением задач, предъявляемых «бегущей лентой»). Тестируется концентрация и устойчивость внимания, эмоциональное состояние и управление им, уровни тревожности, агрессивности, толерантности, степень психического утомления, быстрота реагирования, оперативность и адекватность принятия решений. Наблюдения более доступны, ими можно в некоторой степени заменить тестирование, в ряде случаев наблюдения могут дать информацию, которую тестированием по тем или иным причинам получить нельзя. Психологическую подготовку занимающихся должны проводить отнюдь не только специалисты-психологи, которые работают лишь в сборных командах, крупных спортивных клубах и спортшколах. Она является в большинстве случаев делом только тренеров, да и при наличии штатных психологов это все же в основном дело тренеров. Фактически психологическая подготовка в тех или иных ее формах проводится повседневно в процессе общения тренера с занимающимся: когда тренер дает наставления об управлении своими эмоциями и вниманием, о мобилизации своих двигательных возможностей, о формировании ситуации как модели реальности, ориентированной на решение конкретной задачи, об оценке двигательных возможностей своих, партнеров, противников и т.п.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 4669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |