Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая подготовленность и подготовка




И подготовкой

Контроль над психологической и теоретической подготовленностью

Рекомендуемая литепатура

1. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии.–М.: ФиС, 1979.

2. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник /Уч. пос. для ст-ов. физкульт. вузов. – М.: Советский спорт, 2004.

3. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии /Уч. пос. для ст-ов физкульт. вузов. – М.: Советский спорт, 2005.

4. Коренберг В.Б. К теории спортивной двигательной активности //Теория и практика физ. культ., 2007. – № 2. – С. 7–11.

 

 


Глава 15

 

15.1. Психологическая подготовленность и подготовка (340). 15.1.1. Роль психологической подготовленности и психологических особенностей занимающихся (340). 15.1.2. Контроль над психологической подготовленностью, психическим состоянием, психологической подготовкой занимающихся (345).

15.2. Теоретическая подготовленность и подготовка (346). 15.2.1. Роль теоретической подготовленности в физическом воспитании и спорте (346). 15.2.2. Теоретическая подготовка и контроль над нею (349).

15.3. Приложения (350).

В этой главе лишь очень кратко и в самых общих чертах рассматриваются психологическая и теоретическая подготовленность и подготовка и контроль над ними, поскольку они гораздо более подробно и конкретно должны рассматриваться в курсах спортивной психологии и теории и методики избранных видов спорта.

15.1.1. Роль психологической подготовленности и психологических особенностей занимающихся. В спорте, а тем более в физическом воспитании, обычно недостаточно внимания уделяют психологическим особенностям и общей и целевой психологической подготовленности занимающихся, больше заботятся об особенностях и подготовленности физической и технической. Между тем, формирование спортивных двигательных возможностей во многом определяется именно психологическими особенностями и возможностями. Они сказываются на эффективности всех сторон подготовки, в том числе физической, технической и тактической, и, конечно, на спортивных результатах.

Но в первую очередь психологические особенности человека проявляются в его психологической подготовленности. Степень возбудимости, заторможенности, обидчивости, агрессивности или толерантности, быстроты понимания, запоминания, вспоминания, способности управлять своим вниманием, экстра- и интравертности, тревожности или уверенности в себе, управления вниманием и эмоциями проявляется в характере реакций и в освоении желаемых моделей поведения. Важны и способность убеждать, отстаивать свое мнение; и в то же время очень важная способность – соглашаться с логичными доводами.

Психологическая подготовленность имеет разные стороны. Основные из них показаны на рис.15.1.

 

Способность контролировать свое эмо­циональное состояние   Способность адекватно реальности формировать и оценивать ситуацию   Способность произвольно приводить себя в состояние мобилизационной готовности   Способность рацио­нально управлять вниманием, быстро и адекватно двигательно реагировать  
1                
Способность диффе­ренцировать восприятия при выполнении движений   Психологическая подготовленность   Способность осуществлять эффективную идеомоторную подготовку  
     
     
                 
Настойчивость, упорство в достижении поставленной цели   Способность преодолеть боязнь физической травмы, неудачи в решении задачи, ответственности   Способность на­лаживать и поддерживать хоро­шие отношения   Стремление к самосовершенствованию  
                                                             

Рис. 15.1. Основные компоненты психологической подготовленности.

Поясним содержание блоков схемы на рис. 15.1.

1. Способность контролировать свое эмоциональное состояние. Приобретение этой способности во многом зависит (а иногда в основном и предопределяется) врожденными и сформировавшимися в ходе жизни свойствами нервной системы. Но по большей части этого достигают – с бо¢льшим или меньшим трудом – направленной психологической подготовкой. Для этого нужно не только использовать складывающиеся на тренировке или соревнованиях обстоятельства, но и специально моделировать их – внешними условиями или мысленно.

Необходимо обучать спортсменов приемам управления своим эмоциональным состоянием, а осуществляющих командные (групповые) виды спортивной двигательной активности также и приемам помощи партнерам в таком управлении.

2. Способность адекватно реальности формировать и оценивать ситуацию. Ситуация – это модель реальности, ориентированной на решение конкретной задачи. Формирование и оценивание ситуации, с одной стороны, одновременно выполняемые и «переплетающиеся» мыслительные акты: в достаточной мере осмысленное моделирование реальности невозможно без ее (ситуации) предварительного оценивания, с другой же стороны уже после того как ситуация сформирована, нужно ее оценить для того, чтобы логично определить план своей активности. Оценивать нужно и трудности, и благоприятные факторы, и присущие ситуации типичные стороны, и ее особенности.

Поэтому спортсмену нужны соответствующие знания и опыт. Их приобретение – часть психологической подготовки.

3. Способность произвольно приводить себя в состояние мобилизационной готовности. Мобилизационная готовность — психологичное состояние, благоприятное для достижения возможно большего (применительно к текущему уровню специальной подготовленности) спортивного результата на соревнованиях. Чтобы уровень мобилизационной готовности был высоким, нужно стараться оптимизировать свое эмоциональное состояние (чтобы оно было в нужной степени напряженным, чтобы был разумный баланс положительных и отрицательных эмоций, включая так называемую «спортивную злость»), нужно стараться оптимизировать концентрацию («собранность») внимания и добиться его устойчивости, настроиться на осуществление нужного рода двигательную активность в ожидаемых конкретных условиях, для чего наряду с целесообразной разминкой нужна идеомоторная настройка и продумывание основного и «запасных» планов предстоящих действий и критериев срочного изменения основного плана, нужна, наконец, «настройка на конкретного противника». В спорте умение формировать в нужный момент свою мобилизационную готовность значит очень много, и не только к соревнованиям, но и в ходе тренировки.

4. Способность рационально управлять вниманием, быстро и адекватно двигательно реагировать. Способность рационально управлять своим вниманием в какой-то мере предопределена соответствующими психическими способностями, но и специально тренируема. А адекватность реагирования определяется в основном целевым опытом и способностью быстро реагировать, но также и рассудительностью. Управление вниманием – один из важнейших факторов обеспечения надежности двигательной активности.

5. Способность дифференцировать восприятия при выполнении движений. Способность дифференцировать восприятия позволяет не только различать нюансы выполнения телодвижений и движений, но и добиваться точности их выполнения, что, в свою очередь, требует «тонкости» восприятий и потому «воспитывает» их.

6. Способность осуществлять эффективную идеомоторную подготовку. Идеомоторная подготовка включает в себя формирование способности осуществлять идеомоторное конструирование, идеомоторную тренировку, идеомоторную настройку, идеомоторное сопровождение (последнее включает в себя идеомоторное опережение).

Идеомоторное конструирование – «сочинение» и мысленное представление выполнения спортивных двигательных действий и (или) их соединений. Представлять себе нужно не только внешний вид (как бы глядя со стороны) конструируемых действий, но и свои предполагаемые восприятия и образы, которые должны сопровождать эти действия при их реальном выполнении. Опираться при этом нужно, конечно, на свой сенсорно-двигательный опыт выполнения в чем-то сходных действий.

Идеомоторная тренировка – мыслительная активность, направленная на овладение намеченным упражнением путем попыток его идеомоторного выполнения. Сформировав соответствующее умение, спортсмен может значительно ускорить освоение многих трудных упражнений.

Идеомоторная настройка – предварительное идеомоторное (мысленное) выполнение двигательных действий «в порядке разминки» перед их реальным выполнением. Идеомоторная настройка «мобилизует» нужную программу двигательной активности и афферентную программу (программу должных восприятий и образов, то есть тех восприятий и образов, которые мы ожидаем получить при реальном выполнении двигательных действий), «освежает» их в памяти, тем самым настраивает нервно-мышечный аппарат и двигательные центры, облегчая управление нужными (планируемыми) телодвижениями и движениями.

Идеомоторное сопровождение двигательной активности состоит в том, что спортсмен в ходе ее все время чуть-чуть опережает выполнение реальных телодвижений и движений их идеомоторным выполнением, что обеспечивает лучшее сопоставление («сличение») реально поступающих восприятий и образов с должными, а значит и более эффективное осуществление двигательных регуляций.

7. Настойчивость, упорство в достижении поставленной цели. Важность этих психических свойств очевидна. Они вырабатываются в первую очередь, конечно, в ходе обыденной жизни, так и специальными педагогическими и психологическими воздействиями в ходе спортивной подготовки.

8. Способность преодолеть боязнь физической травмы, неудачи в решении задачи, ответственности. Способность преодолевать боязнь физической травмы (идти на физический риск) принято называть смелостью (если это связано с тенденцией недооценивать опасность или с недостаточно серьезным отношением к опасностям вообще, говорят о бесшабашности, о безрассудной смелости). Беспечное отношение к опасностям в спорте недопустимо, но и чересчур опасливое к ним отношение часто не позволяет добиваться спортивных успехов.

Что же касается преодоления страха перед опасностью неудачи в решении сформированной двигательной задачи (человек идет на технический риск), то такую способность называют решительностью. Она должна быть сопряжена с рассудительностью, со способностью взвесить за и против. То же можно сказать о преодолении боязни ответственности.

9. Способность налаживать и поддерживать хорошие отношения: с партнерами по команде, товарищами по тренировке, настроенность на взаимопомощь. Эта способность связана с толерантностью к партнерам и с эмпатией (способностью к сопереживанию), а также с этической воспитанностью. В командных видах спорта эта способность определяет не только то, что называют «атмосферой в команде» (важность этого очевидна), но во многом предопределяет и то, что называют сыгранностью.

10. Стремление к самосовершенствованию – как спортивному, так и духовному (нравственность, образование, творчество). Наличие такого стремления зависит, конечно, во многом от семейного и школьного воспитания, но немалую, а порой решающую роль может сыграть тренер, его влияние порой оказывается решающим.

Хорошая психологическая подготовленность позволяет спортс­мену полноценно тренироваться и уверенно выступать на соревнованиях, а также поддерживать здоровый психологический климат в команде или группе занимающихся.

Различают общую психологическую подготовку и психологическую подготовку к конкретным соревнованиям. В составе последней нередко применяют аутогенную тренировку и подготовку. Это приемы комплексного влияния на человека при нервных и психических перегрузках. Комплексность состоит в применении психологических приемов, связанных с отвлечением и последующей произвольной концентрацией внимания, со зрительными, кинестетическими, термическими и др. представлениями, с использованием словесных формулировок, двигательных и дыхательных упражнений – успокаивающих или активирующих.

Но необходима и индивидуализация в подборе приемов саморегуляции и условий их применения, определяемая особенностями и текущим и оперативным состоянием нервной системы, в том числе психики. Индивидуализация аутогенной тренировки и подготовки требует активности занимающегося: сознательном формировании целей, мотивации и мотивов, специфических умений, упражнений и их выполнения, решения об их успокоительном или активирующем характере: отнюдь не всегда, даже испытывая предстартовое возбуждение, нужно стараться снизить эмоциональное напряжение, для некоторых спортсменов стартовое возбуждение не помеха, а наоборот, благоприятный фактор. Практика показывает, что это часто не учитывают ни тренеры, ни психологи команд.

15.1.2. Контроль над психологической подготовленностью, психическим состоянием, психологической подготовкой занимающихся. Контроль осуществляется путем наблюдений, обычно включающих в себя беседы с наблюдаемыми и с их тренерами, а также применением различных тестов: инструментальных (механических, световых, электронных, комбинированных), табличных (включая основанные на специальных изображениях), опросных. Результаты измерений и многих наблюдений следует подвергать статистической обработке.

Контроль над психологической подготовленностью и подготовкой осуществляется по результатам тестирования, наблюдения на тренировке и соревнованиях, анализа соревновательных результатов. Психологическое тестирование осуществляется с применением специальных опросников (см., например, приложение), рисунков, табличных тестов, аппаратурных методов (например, определением критической частоты световых мельканий, быстроты реакций, реакций кровяного давления, частоты и амплитуды тремора), решением задач, предъявляемых «бегущей лентой»). Тестируется концентрация и устойчивость внимания, эмоциональное состояние и управление им, уровни тревожности, агрессивности, толерантности, степень психического утомления, быстрота реагирования, оперативность и адекватность принятия решений.

Наблюдения более доступны, ими можно в некоторой степени заменить тестирование, в ряде случаев наблюдения могут дать информацию, которую тестированием по тем или иным причинам получить нельзя.

Психологическую подготовку занимающихся должны проводить отнюдь не только специалисты-психологи, которые работают лишь в сборных командах, крупных спортивных клубах и спортшколах. Она является в большинстве случаев делом только тренеров, да и при наличии штатных психологов это все же в основном дело тренеров. Фактически психологическая подготовка в тех или иных ее формах проводится повседневно в процессе общения тренера с занимающимся: когда тренер дает наставления об управлении своими эмоциями и вниманием, о мобилизации своих двигательных возможностей, о формировании ситуации как модели реальности, ориентированной на решение конкретной задачи, об оценке двигательных возможностей своих, партнеров, противников и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 4669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.