Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенствование стандартизации систем менеджмента качества




На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм.

В Казахстане приняты стандарты СТ РК ИСО 9001-2001 и СТ РК ИСО 9004-2001.

Отсутствие сертификата на систему качества все в большей степени становится главным препятствием выхода компании на внешний рынок. Транснациональные компании требуют от субпоставщиков обязательного внедрения на их производственных предприятиях международных стандартов ИСО серии 9000.

О распространении в мире этих стандартов свидетельствуют цифры, характеризующие динамику сертификации систем качества на соответствие их требованиям. Так, если в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 000 систем, в 1995—100 000, то к началу 1997-250 тыс.

Осознав, что получение сертификата на систему качества стало хотя и не вполне достаточным, но весьма необходимым условием цивилизованного существования в современном мире, казахстанские предприятия также внедряют стандарты ИСО серии 9000, однако их число не велико. Причины этого отставания заключаются в следующем. Во-первых, современные подходы к управлению качеством, да и сама концепция этого понятия, связанная с рыночной экономикой, не сразу осознаются руководителями предприятий. Те немногие предприятия, которые внедрили стандарты ИСО серии 9000 и получили сертификаты на систему качества, как правило, так или иначе вынуждены были это сделать под давлением зарубежных партнеров, т.е. это участники внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, внедрение и сертификация системы качества — дело дорогостоящее и в сегодняшних условиях не по карману многим казахстанским предприятиям.

Конечно, есть и другие причины, характерные для каждого отдельного предприятия. По всей видимости, требуется эффек т ивное стимулирование участников хозяйственной деятельности к внедрению международных стандартов на системы качества. Такая работа в Казахстане началась в 90-е годы.

Стандартизация системы качества не должна превращаться в формальность, иначе она станет препятствием на пути совершенствования управления качеством на предприятии.

Особенно актуальным признано некоторое ослабление жесткой формализации отдельных правил и процедур в управлении качеством, необходимых для получения сертификата соответствия на систему качества. Важно, чтобы предприятие (фирма), которое приняло решение о внедрении системы менеджмента качества, осознало, что стандарты ИСО серии 9000 — своего рода методическая инструкция о том, что следует делать, но вопрос о том, как это делать, должно решить руководство. Зарубежные специалисты отмечают, что фирмы, выбравшие стандарт ИСО 9001 из чисто формальных соображений, чтобы "помахать листком бумаги перед потребителем", разделяют мнение тех, кто не считает стандарты ИСО серии 9000 гарантией высокого качества. Но если фирма выбирает этот комплекс нормативных документов по стратегическим соображениям, то она рассматривает систему менеджмента качества как средство для совершенствования не только продукции, но и всей своей деятельности. Сторонников такой идеи большинство.

Практика показала необходимость дальнейшего совершенствования стандартов ИСО серии 9000 в направлении их конкретизации и даже некоторого упрощения изложения. Это было сделано в 1994 г. (редакция ИСО серии 9000-94), а в настоящее время введен в действие новый вариант — ИСО семейства 9000 версии 2000 г. Решение об издании новой редакции стандарта было принято после того, как в 1997 г. силами ИСО/ТК 176 проводился опрос более тысячи пользователей-компаний, внедривших эти стандарты. В рассылаемой анкете предлагалось указать:

• отношение к действующим стандартам,

• требования по пересмотру стандартов,

• взаимосвязь ИСО 9000 с окружающей средой.

Анализ ответов показал, что большинство потребителей считают, что стандарты ИСО серии 9000 должны совмещаться со стандартами ИСО серии 14000; иметь общую структуру, основанную на модели процесса управления качеством; стандарт ИСО 9001 должен включать требования, обеспечивающие улучшение качества и быть ориентированным на запросы и предпочтения потребителей; стандарт ИСО 9004 должен обеспечивать общую эффективность работы организации и способствовать взаимной заинтересованности потребителей, изготовителей, поставщиков и общества в целом.

Учитывая эти и другие пожелания и замечания, оценив их значимость и целесообразность принятия к действию, ИСО в лице ТК 176 пришло к следующим заключениям:

1. Семейство стандартов ИСО серии 9000 будет состоять изчетырех основных стандартов:

• ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Понятия и словарь» (вместо ИСО 8402);

• ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования»;

• ИСО 9004 «Система менеджмента качества. Руководящие указания»;

• ИСО 19011 «Руководящие указания по проверке систем качества».

2. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 войдут в единый пересмотренный стандарт ИСО 9001, причем егоструктура будет базироваться на процессах, а не на 20элементах, как сейчас. Предполагается, что основнымиразделами стандарта ИСО 9001 будут:

• ответственность руководства (политика, цели, планирование, система менеджмента качества, анализ состороны руководства);

• управление ресурсами (людскими, информационными,инфраструктурой);

• управления процессами (удовлетворенность потребителей, проектирование, закупки, производство);

• измерения, анализ, улучшение (проверки, управлениепроцессами, постоянное улучшение).

В названии стандарта ИСО 9001 новой версии отсутствует термин « обеспечение качества ». Это объясняется ориентацией стандарта на требования к системе менеджмента качества, которые доказывают возможность выполнения предпочтений потребителей.

Предусмотрена и совместимость со стандартами ИСО серии 14000, например в части цикла Р1аn-Dо-Сhеск-Асt (планирование — выполнение — контроль— корректировка).

Предусмотрено использование стандартов действующей версии ИСО 9001 и ИСО 9004 как « согласованной пары ». Это означает, что их можно применять как отдельно, так и совместно, поскольку структура их идентична, а области применения разные. Стандарт ИСО 9004 является по-прежнему методическим и применяется для разработки системы менеджмента качества, охватывающей все стадии петли качества. Новая версия этого стандарта базируется на восьми принципах управления качеством:

• ориентация на потребителя,

• роль руководства,

• вовлечение работников,

• подход к управлению качеством как процессу,

• системность подхода,

• постоянное улучшение,

• принятие решений на основании фактов,

• взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Рассмотрим подробнее содержание этих принципов.

Принцип 1: ориентация организации на потребителя.

Организации зависят от своих потребителей и, следовательно, должны понимать их настоящие и будущие запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Применение принципа требует:

• осознания всех потребностей и ожиданий потребителей,включая качестве продукции, режим поставки, цену ит.д.;

• сбалансированного подхода к запросам потребителей ипотребностям других заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, поставщиков, регионов и общества вцелом);

• доведения этих потребностей и ожиданий до сведениявсего персонала организации;

• измерения удовлетворенности потребителей и корректирующих мер;

• управления взаимодействием с потребителями.

Принцип 2: роль руководства.

Руководители создают единство целей организации и ее управления, создают и поддерживают внутреннюю среду, в которой работники полностью вовлекаются в достижение целей организации.

Применение принципа требует:

• демонстрации приверженности качеству собственнымпримером;

• понимания и реагирования на внешние изменения;

• ориентации на потребности всех заинтересованных сторон;

• прогноза будущего своего предприятия;

• создания атмосферы доверия и работы без страха;

• обеспечения персонала необходимыми ресурсами и свободой действия в рамках ответственности;

• инициирования, признания и поощрения личного вкладакаждого;

• поддержки открытых и честных взаимоотношений;

• обучения и постоянного совершенствования кадров;

• установления новаторских целей и поиска стратегий дляих достижения.

Принцип 3: вовлечение работников.

Применение принципа требует:

• инициативы и ответственности персонала в решениипроблем;

• активного поиска возможностей совершенствования;

• передачи своего опыта и знаний членам коллектива;

• ориентации на создание дополнительных ценностей дляпотребителей;

• получения удовлетворения от работы.

Принцип 4: подход как к процессу.

Применение принципа сопряжено с:

• разработкой процесса достижения желаемого результата;

• идентификацией начала процесса и определением методаоценки его результата;

• определением способов взаимодействия процесса сфункциями предприятия;

• оценкой рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны;

• установлением четких прав, полномочий и ответственности при управлении процессом;

• выявлением потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон;

• охватом всех составляющих процесса при его проектировании.

Принцип 5: системный подход к управлению.

Эффективность и результативность организации повышаются при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов в соответствии с поставленной целью.

Применение принципа требует:

• системного анализа управления организацией с точкизрения эффективности процесса достижения целей ивнутренних возможностей организации;

• понимания взаимозависимости процессов в системе;

• постоянного улучшения системы через анализ и оценку.

Принцип 6: постоянное улучшение.

Непрерывное улучшение должно быть постоянной целью организации.

Применение принципа требует:

• формирования потребности у каждого работника предприятия в постоянном улучшении продукции, процессови системы в целом;

• разработки концепций постоянного улучшения "маленькими шагами и прорывами";

• периодической оценки процесса выявления возможностидальнейшего улучшения;

• постоянного повышения эффективности всех составляющих процесса;

• знания каждым работником методов и средств постоянного улучшения;

• определения критериев и целей улучшений.

Принцип 7: принятие решений на основании фактов.

Применение принципа требует:

• сбора и анализа данных и информации, относящихся кзадаче;

• доказательства достоверности и точности данных и информации;

• использования апробированных методов анализа данныхи информации (статистических и др.);

• принятия решений на основе анализа фактов, опыта иделовой интуиции.

Принцип 8: взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения увеличивают способность обеих сторон создавать ценности.

Применение принципа требует:

• отбора основных поставщиков;

• установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятияи общества;

• организации четких и открытых связей;

• инициирования совместных инноваций;

• понимания обеими сторонами потребностей потребителя;

• обмена информацией и перспективными планами;

• признания достижений и улучшений на предприятияхпоставщиков.

Одна из задач новой версии стандартов ИСО — создание условий безболезненного перехода на новые стандарты для тех организаций, которые уже внедрили ИСО 9000. Для этого разрабатываются специальные методические указания.

Необходимо отметить и другие направления развития стандартизации в сфере управления качеством продукции — концепция TQM (Total quality manegment) и QS 9000 (Quality system 9000). Но обе эти концепции не противоречат международным стандартам ИСО серии 9000 и могут рассматриваться как дальнейшее развитие и детализация системного управления качеством.

Система TQM направлена на достижение полного соответствия подходов к обеспечению качества функциональных служб и подразделений компании, а также и ее субпоставщиков. Главный экономический эффект от внедрения TQM — это значительное снижение издержек, связанных с дефектами готовыхизделий (уровень дефектности в них выражается числом дефектов на миллион изделий).

Основные принципы TQM — минимизация производственных затрат, поставка продукции точно вовремя (just in time) и постоянное улучшение качества (quality improvement)

Стандарт QS 9000 по существу носит отраслевой характер, так как разработан и принят тремя гигантами машиностроения: компаниями Крайслер, Форд и Дженерал Моторс. К ним присоединились еще пять фирм — производителей грузовиков: Фрайтлайнер, Мэк Траке, Нэвистар Интернэшнл, Паккар, Вольво Джи Эм Хэви Трак. Стандарт QS 9000 базируется на ИСО 9000, но содержит разработанные указанными компаниями требования, которые носят как общеотраслевой характер, так и более конкретизированный для каждой фирмы.

Требования к системам менеджмента качества определены основным документом серии стандартов QS 9000 — промышленным стандартом QS 9000 « Требования к системам качества », согласно которому можно выделить три группы требований:

• общие, соответствующие стандартам ИСО серии 9000, аименно стандарту ИСО 9001;

• отраслевые, которые дополняют и конкретизируют общие;

• специфические, предъявляемые к своим субпоставщикамфирмами Крайслер, Форд и Дженерал Моторс, а такжепроизводителями грузовиков.

Кроме указанного промышленного стандарта, в документацию QS 9000 включается:

• описание процедуры Согласования методов обеспечениякачества с производителями комплектующих деталей иузлов (процедура РРАР);

• методика оценки действующей системы качества (QSA);

• руководство « Статистическое управление процессами » (SPC);

• руководство « Анализ измерительных систем » (MSA);

• руководство « Планирование качества перспективнойпродукции » (APQP);

• руководство « Анализ видов и последствий отказов » (FMEA).

Процедура РРАР направлена на сведение до минимума потерь, характерных для начального этапа производства нового товара. В документе РРАР рассмотрены одиннадцать ситуаций, в которых согласование производственного процесса между субпоставщиком и потребителем предоставляемых им комплектующих обязательно до начала производства. Включен также перечень документов, которые обязан предоставить субпоставщик своему потребителю по каждому изделию в любой из этих ситуаций.

По результатам процедуры РРАР формируется отношение к субпоставщику, т.е. в сущности происходит его выбор в качестве партнера или отказ от сотрудничества:

• одобрение производства;

• временное одобрение;

• отклонение.

Документ QSA предназначен для оценки действующей на предприятиях фирмы-собственника системы менеджмента качества и устанавливает возможные варианты процедуры оценки:

• оценка первой стороной (самооценка);

• оценка второй стороной (потребителем);

• оценка третьей стороной (органом по сертификации);

• аудит потенциального поставщика при его выборе (до заключения контракта на поставку комплектующих).

Руководство SPC содержит разъяснения по статистическим методам управления производственным процессом и преследует цель предупреждения сбоев, анализа их причин для непрерывного совершенствования производства.

Руководство MSA посвящено вопросу обеспечения достоверности результатов оценки готового продукта и производственного процесса, что определено как « качество результатов измерений ».

Руководство APQP предназначено для унификации процесса планирования качества у субпоставщиков и потребителя с целью удовлетворения запросов последнего. В нем предложено шесть этапов планирования качества перспективной продукции, причем каждому этапу соответствуют конкретные интересы потребителя, от степени удовлетворения которых будет зависеть качество продукта.

Руководство FMEA описывает методы анализа возможных отказов применительно к процессу разработки технологии производства.

С 1997 г. стандарт QS 9000 объявлен обязательным для всех субпоставщиков указанных выше восьми компаний и будет обязательным для всех, кто к нему присоединится. Стандарт быстро вышел за границы отраслевого и его популярность и принятие расширяются в США, к нему проявляется интерес и в других странах. Так, некоторые европейские, японские и корейские автомобильные компании объявили о своем интересе к QS 9000 и ориентации на него. Предложения по консультированию, обучению и сертификации систем качества на соответствие требованиям стандарта QS 9000 в зарубежных странах отражают растущий спрос на эти услуги.

 

Тесты для самоконтроля

1. Международные стандарты-ИСО серии 9000 в Казахстане носят характер:

а) обязательный,

б) добровольный.

2. Посредством принятия СТ РК в Казахстане введены стандарты ИСО серии 9000:

а) ИСО 9000,

б) ИСО 9001,

в) ИСО 9002,

г) ИСО 9003,

д) ИСО 9004.

3. « Семейство » стандартов ИСО серии 9000 — растет за счет:

а) расширения объектов стандартизации,

б) увеличения областей применения,

в) роста числа пользователей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.