Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямой метод стандартизации




Прямой метод стандартизации используется в следующих случаях:

- когда известен детальный состав среды сравниваемых статистических совокупностей (по возрасту, профессии, стажу работы, тяжести заболевания и т.д.) и можно рассчитать общие и погрупповые (специальные) интенсивные показатели;

- если распределение по составу в сравниваемых статистических совокупностях аналогично (по возрасту, профессии, стажу работы, тяжести заболевания и т.д.);

- если известен абсолютный размер явления.

Рассмотрим применение прямого метода стандартизации на примере анализа летальности в двух детских больницах г.Н от очаговой пневмонии. Как известно, с увеличением возраста у детей снижаются показатели летальности. Отсюда следует, что если в какой-либо больнице будет высока доля детей в возрасте до года, а в другой – преобладают дети более старшего возраста, то даже при полном соответствии объема и качества оказываемой медицинской помощи в обеих сравниваемых детских больницах неизбежно общий показатель летальности от очаговой пневмонии в первой больнице будет выше, чем тот же показатель во второй больнице.

Для того, чтобы устранить влияние возраста на общий показатель летальности от очаговой пневмонии у детей, необходимо применить стандартизацию. Только после этого можно будет сравнивать полученные показатели и сделать обоснованный вывод о большем или меньшем уровне летальности от очаговой пневмонии у детей в целом в сравниваемых больницах.

В нашем примере можно использовать прямой метод стандартизации так как известен возрастной состав госпитализированных детей и есть сведения для расчета повозрастных показателей летальности от очаговой пневмонии.

 

Методика вычисления стандартизованных показателей прямым методом (по одному признаку) складывается из следующих этапов (табл. 1).

 

Первый этап. Вычисление общих и погрупповых (специальных) интенсивных показателей. В нашем примере летальность детей в двух больницах и повозрастная летальность (отдельно для каждой группы).

Второй этап. Выбор стандарта (осуществляется произвольно). В качестве стандарта можно принять:

- суммарный состав двух сравниваемых групп (численность населения, число госпитализированных и т.д.);

- средний состав двух сравниваемых групп;

- состав одной из сравниваемых групп;

- состав какой-либо близкой по существу третьей совокупности (из вне);

В нашем примере за стандарт взят суммарный возрастной состав госпитализированных детей с очаговой пневмонией

Третий этап. Вычисление «ожидаемых» величин в каждой группе, исходя из стандарта.

Мы определяем, сколько бы детей умерло от очаговой пневмонии в каждой возрастной группе в детских больницах №1 и №2, при имеющихся повозрастных показателях летальности от очаговой пневмонии в этих больницах, но при суммарном возрастном составе госпитализированных детей двух больниц (стандарт).

 

Возраст Больница 1 Больница 2
до 1 года 100 – 6 2000 – х х=120 100 – 8 2000 – х х=160
1 – 4 года 100 – 1,7 1200 – х х=20,4 100 – 3 1200 – х х=36

 

 

Четвертый этап: Вычисление стандартных показателей.

Получение стандартизованных показателей осуществляется путем суммирования абсолютных «ожидаемых» величин. В нашем примере это сумма «ожидаемых» величин – предполагаемое число умерших детей от очаговой пневмонии в двух детских больницах. Затем рассчитываем стандартизованный показатель летальности для двух больниц (либо предполагаем сколько детей умрет от очаговой пневмонии в двух больницах среди 100 госпитализированных детей)

 

Больница 1 Больница 2
100 – х 5300 – 161,4 100 – х 5300 – 225,4
Х= =3% Х= =4,25%

 

 

Таблица 1

Летальность детей от очаговой пневмонии в двух детских больницах г.Н

 

Исходные данные 1 этап 2 этап 3 этап
Возраст детей Больница 1 Больница 2 Летальность на 100 Стан дарт «ожидаемая величина»
Число больн Число умерш Число больн Число умерш Б - 1 Б - 2 Б - 1 Б – 2
до 1 года         6,0% 8,0%      
1 – 4 года         1,7% 3,0%   20,4  
5 лет         1,0% 1,4%     29,4
ВСЕГО         4,0% 3,0%   161,4 225,4

 

 

Пятый этап. Сравнение общих интенсивных и стандартизованных показателей.

Для сравнения полученных данных сводим их в аналитическую таблицу.

 

Таблица 2

Интенсивные и стандартизованные показатели летальности

Показатели Больница 1 Больница 2 Результаты сравнения
Об. Интенсивные 4,0% 3,0% Б-1 Б-2
Стандартизованные 3,0% 4,25% Б-1 Б-2

 

 

При проведении анализа следует руководствоваться следующими положениями:

- сравнением общие интенсивные показатели;

- выдвигаем предположение о неоднородности состава сравниваемых групп и его влиянии на размер общих интенсивных показателей;

- сравниваем стандартизованные показатели;

- на основании сравнения общих интенсивных и стандартизованных показателей, и правила об изменении знака неравенства, делаем вывод о влиянии неоднородности состава среды на общие интенсивные показатели.

П равило: Если знак неравенства изменился, следовательно, предполагаемый фактор оказывает влияние на явление.

Заключение о влиянии однородности состава среды в сравниваемых группах на общий интенсивный показатель пишется применительно к конкретному населенному пункту, организации и т.д. за данный промежуток времени, так как при других условиях этого влияния может и не быть.

Стандартизованные показатели, вычисленные прямым методом, указывают на то, что если бы распределение госпитализированных детей по возрасту было одинаковым и равно стандарту, то летальность от очаговой пневмонии была бы выше во второй больнице, чем в первой.

Общие интенсивные показатели указывали на иное соотношение, летальность была выше в первой больнице, чем во второй и соответственно составила 4,0% и 3,0%. Различие в показателях летальности в двух больницах связано с тем, что на них оказал влияние разный возрастной состав госпитализированных детей с очаговой пневмонией. Если проанализировать этот состав, то необходимо обратить внимание на то, что в первой больнице значительно больше детей в возрасте до года, чем во второй больнице, а именно для этого контингента характерны высокие показатели летальности.

Заключение: если бы возрастной состав госпитализированных детей с очаговой пневмонией в первой больнице был бы такой же, как и во второй и равен стандарту, то летальность от очаговой пневмонии во второй больнице была существенно выше по сравнению с первой (4,25% против 3,0%).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 4693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.