Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод конституционного права как отрасли права в зарубежных странах




Предмет конституционного права как отрасли права в зарубежных странах.

& Дать определение предмету правового регулирования. Вспомнить предмет конституционного права Республики Беларусь. Перечислить, какие отношения регулируются конституционным правом Республики Беларусь.

В литературе учеными даются различные определения предмета конституционного права:

– отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призванные обеспечить легитимность этой власти[1].

– общественные отношения, которые создают основу, устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти:

· основы общественного (конституционного) строя, т.е. политическую, социально-экономическую систему общества;

· основы правового положения личности;

· форма правления;

· избирательная система;

· система государственных органов, принципы ее организации и деятельности;

· деятельность партий, союзов, ассоциаций;

· формы политического режима;

· государственное устройство;

· другие признаваемые важнейшими в конкретном государстве правовые институты.[2]

При определении предмета конституционного права можно выделить две главных составляющих:

1. осуществление публичной власти;

2. защита прав человека.

Причем, если раньше исключительно осуществление публичной власти рассматривалось в качестве предмета конституционного права, то в настоящее время на первое место выдвигается защита прав человека как основная цель конституционно-правового регулирования. Важную роль в этом процессе сыграло принятие таких документов какУстав ООН, Всеобщая Декларация прав человека, Международные Пакты о правах человека.

Методы правового регулирования – это способы упорядочивания общественных отношений при помощи норм права. Конституционное право, как и любая другая отрасль, имеет свои методы правового регулирования. Ведущим фактором, определяющим специфику правового регулирования, выступают особенности регулируемых правом общественных отношений. Поскольку конституционное право регулирует отношения преимущественно публично-властного характера, постольку и его методы должны отражать те черты, которыми характеризуются властеотношения: императивность воздействия, директивность, определение компетенции, прав и обязанностей и т.д. Таким образом, методы конституционно-правового регулирования объективно складываются исходя из характера конституционно-правовых отношений.

Однако по данному вопросу единства мнений среди ученых не наблюдается. Одни отмечают, что конституционное право не имеет присущего только ему, особого метода, и перечисляют лишь те, которые характерны для всех публичных отраслей права. Другие авторы наряду с последними выделяют особый, характерный для конституционного права, метод правового регулирования.

Так, к общепризнанным методам относят:

- запрет;

- обязывание;

- дозволение.

М.Ф. Чудаков отмечает особый, характерный для отрасли конституционного права, метод императивно-властного воздействия, который предполагает не равенство сторон, а прямое осуществление власти[3]. Однако, данный метод вполне применим и к другим отраслям публичного права, например, административному.

В.И. Червонюк также выделяет помимо универсальных методов (запрещения, обязывания и дозволения) специфический способ правового воздействия – общее установление, которое проявляется в наличии в системе конституционного права множества исходных, отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции и др.

Автор также отмечает, что отношения, связанные с реализацией гражданами прав и свобод, регулируются на основе общедозволительного типа регулирования («разрешено все, что не запрещено законом»); регулирование властеотношений осуществляется в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования («разрешено то, что прямо предусмотрено законом»). Таким образом, гражданам средствами конституционного права предоставляется максимум свободы поведения, деятельность же властных структур жестко нормируется[4].

Интересна позиция Т.Я. Хабриевой и В.Е. Чиркина, которые в качестве методов выделяют:

- стимулирование;

- дозволение;

- охрана;

- обязывание;

- запрещение;

- требование;

- возложение ответственности;

- санкции[5].

О.Е. Кутафин выделяет три вида методов – предписание, запрет и дозволение[6].

Ю.А. Дмитриев и И.В. Мухачёв указывают, что для конституционного права характерно использование метода волевого воздействия в сочетании с элементами договора[7].

Для более чёткого уяснения системы методов конституционно-правового регулирования проведем их классификацию по двум основаниям:

1) по характеру нормативных предписаний:

- императивный;

- диспозитивный.

2) по форме выражения диспозиции нормативных предписаний:

- обязывания;

- запрещения;

- дозволения (управомочивания).

Императивный метод – это метод властных предписаний, предписывает поступать только определённым образом. Для этого метода характерно неравенство сторон или субординация.

Диспозитивный метод – это метод равноправия сторон, основанный на дозволениях и праве выбора вариантов поведения субъектов конституционно-правовых отношений.

Диспозитивный метод в конституционном праве применяется довольно широко, но при этом преобладает использование императивного метода над диспозитивным, властных начал над свободой выбора, но роль диспозитивного метода и свободы выбора постоянно возрастает.

? Привести примеры использования в конституциях зарубежных стран различных методов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.