КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Штриховой код (ШК) представляет собой системную последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины и цифровых обозначений
Наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта товаров. В 1977 г. была создана Европейская система кодирования EAN (Европейская ассоциация товарной нумерации). Штриховой код стал применяться в Италии, Германии, Франции, Англии. В России штриховым кодированием занимается ЮНИСКАН — Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации. Чтобы стать членом-пользователем Международной ассоциации EAN и получить штриховой код на свою продукцию, предприятию необходимо зарегистрироваться в ЮНИСКАНе. Цены на товары без штрихового кода снижаются от 3 до 15%. Отсутствие штрихового кода является одной из причин снижения конкурентоспособности товаров.
Штриховой код товаров облегчает управление процессом товародвижения, автоматизирует учет и контроль товарных запасов, сокращает издержки на делопроизводство (проведение торговых сделок «без бумаг»), быстро производится идентификация товара и изготовителя, дает идентификацию для маркетинговых исследований. Существуют различные виды кодов. Наиболее распространены EAN (европейские) и ИРС (американские). Коды EAN подразделяют на три типа: EAN-8, EAN-13, EAN-14. Код типа EAN-8 используется для маркировки малогабаритных товаров, в нем информация сокращена, он отличается малыми размерами. EAN-13 наносится, если позволяет площадь, на любые товары и упаковки. EAN-14 используется для транспортной тары, код имеет крупные размеры. Так как код EAN-14 не считывается сканером, на упаковке самого товара применяется код EAN-13. Перечень кодов в табл.
Номера товара в ШК EAN-8 и EAN-13 служат ключом к информации, хранящейся в базах данных. Например, номер EAN-13 имеет следующую структуру.
Рис. Структура ШК EAN-13
Штриховой код (ШК) EAN-13 включает тринадцать знаков. Рассмотрим, что они обозначают. Первые 2—3 цифры обозначают страну происхождения товара, иногда называются «флагом». Следующие 4—5 цифр — код фирмы изготовителя товара. Затем еще 5 цифр обозначают код товара. Последняя цифра Контрольная, применяется для проверки правильности предшествующих 12 цифр. Подтвердить правильность составления ШК можно путем расчета контрольной цифры кода семейства EAN-13 в определенной последовательности. Шаг 1. Складываем цифры, стоящие на четных позициях кода. Шаг 2. Результат умножаем на три. Шаг 3. Складываем цифры, стоящие на нечетных позициях кода. Шаг 4. Складываем результаты 2-го и 3-го действий. Шаг 5. Контрольное число представляет собой разность между окончательной суммой и ближайшим к ней числом, кратным 10. Пример: Для проверки штрих-кода следует провести вычисления: код 4600104008498. 1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях 6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23. 2. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3 23 х 3 = 69. 3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях
4 + 0 + 1+ 4 + 0 + 4 = 13. 4. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3 69 + 13 = 82. 5. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10 90 - 82 = 8. Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, то это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.
По штриховому коду можно судить о подлинности товара или установить фальсификацию продукции. Иногда код банка данных не совпадает с кодом страны изготовителя. Это может быть в нескольких случаях: — фирма была зарегистрирована и получила код не в свое стране, а в той, куда был направлен основной экспорт продукции; — товар мог быть изготовлен на дочернем предприятии, расположенном в другой стране; — учредителями предприятия являются несколько фирм из разных государств; — товар мог быть изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
Для считывания штриховых кодов применяют: — лазерные сканеры, стационарные или портативные, которыми можно считывать ШК на расстоянии от 60 см до 5—6 м от товара; — кассовые терминалы, оснащенные системами считывания ШК; — оптические контактные считыватели в виде лазерных пистолетов, ручек, карандашей и др.
Размещают ШК на абсолютно ровной поверхности упаковки товара на задней ее стенке в правом нижнем углу на расстоянии 20 мм от краев. Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса в США в 30-х годах прошлого столетия. В 1932 г. был разработан линейный код, ставший основой штриховой кодификации. Реальное применение штриховой код (ШК) впервые нашел в пищевой промышленности Великобритании. В 1977 г. возникла Европейская система кодирования (European Article Numbering — EAN), ставшая международным стандартом кодирования. Штриховые коды подразделяются на две группы: 1. товарные, 2. технологические. Товарные ШК используются для идентификации производителей товаров (например, товарный код EAN, называемый глобальным номером торговой единицы). Технологические ШК наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующим применении потребителями. Эти коды можно использовать отдельно или вместе с товарными кодами.
В Российской Федерации единственной национальной организацией товарной нумерации (член EAN International) является Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Она насчитывает около 6500 предприятий-членов, всем им присвоены идентификационные номера. Приказом Госстандарта России от 30 апреля 1993 г. № 92 на базе ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ образован Технический комитет по стандартизации ГОСТ Р/ТК 355 «Автоматическая идентификация», одним из направлений деятельности которого является разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению государственных стандартов Российской Федерации в области штрихового кодирования.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |