Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №18 Основные понятия и нормы права

Конституционное право

Конституционное (государственное) право — это основная отрасль права каждой страны, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих форму правления и форму государственного устройства, порядок призвания, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему.

Конституционное право является достаточно «молодой» отраслью по сравнению с гражданским, уголовным, семейным правом. Оно возникло в период буржуазных революций XVIII в.: 1787г. — конституция США, 1791 г. — конституции Польши и Франции и т. д. В России в XIX в. конституцию имело только Царство Польское (1815—1830). 23 апреля 1906 г. были утверж­дены Основные законы Российской империи, которые до­революционные юристы называли первой российской конституцией.

Новая система государственных органов и новые принципы организации государственной власти, возникшие после Октябрьской революции 1917 г., были закреплены в Конституции РСФСР, утвержденной V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.

После подписания договора об образования СССР 30 декабря 1922 г. возникла необходимость разграничить полномочия общесоюзных и республиканских государственных органов, поэтому II Съезд Советов СССР 31 января 1924 г. принял новую Конституцию СССР.

Конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР, была названа «Конституцией победившего социализма». Она была построена на демократических принципах (Советы рабочих и крестьянских депутатов были переименованы в Советы депутатов трудящихся; было введено всеобщее равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, был учрежден двухпалатный парламент — Верховный Совет СССР, глава X оформила институт прав и свобод граждан). Однако текст данной конституции и реальный порядок осуществления государственной власти сильно расходились на практике.

7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва была принята новая Конституция СССР. В ее преамбуле говорилось, что она открывает новый этап развития советского общества — этап развитого социализма.

После распада СССР в 1991 г. в России началась конституционная реформа, цель которой — установление баланса между интересами личности, общества и государства. В рамках данной реформы была принята Конституция РФ, которая была одобрена всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Основными источниками современного конституционно­го права России являются: Конституция 1993 г., федеральные конституционные законы РФ, федеральные законы, международные и внутригосударственные договоры, указы Президента РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федера­ции, регламенты Государственной Думы и Совета Федерации.

В главе I Конституции РФ сформулированы основные принципы конституционного строя России. К ним относятся: демократический характер власти, политический и идеологи­ческий плюрализм, разделение властей, федерализм, призна­ние и гарантированность местного самоуправления, социаль­ный характер государства, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, суверенитет народа и государственный суверенитет, верховенство права, приоритет международного права над внутригосударственным, свобода экономической деятельности.

В статье 1 Конституции РФ устанавливается, что «Россия есть демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Понятие «демократическое государство» означает, что система управления обществом строится с участием народа, которое осуществляется в форме свободных выборов, референдумов, местного самоуправления, участия граждан в отправлении правосудия (народные и присяжные заседатели).

Принцип «федеративного государства» подразумевает разделение власти между федеральными органами и органами субъектов федерации. В Российской Федерации — 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения — Моск­ва и Петербург), которые пользуются относительной само­стоятельностью в осуществлении власти на своей территории (полный перечень субъектов федерации дан в статье 65 Конституции РФ). В статье 5 Конституции РФ закреплены такие принципы федеративного государства как государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправие и самоопределение народов. Российская Федерация является смешанной по форме, т. к. в ней сосуществуют и субъекты, построенные по национальному признаку, и субъекты, построенные по территориальному признаку. Правовой статус каждого субъекта Российской Федерации может иметь свои особенности (например, Республика Татарстан, согласно договору от 15 февраля 1994 г., входит в состав России на особых условиях).

Республиканская форма правления означает, что высшие органы власти избираются населением или другими выборными органами. При этом выборные (представительные) органы должны принимать решение только большинством голосов и переизбираться через определенный срок.

Важнейшим принципом внутреннего построения государственной власти является принцип разделения властей. В России он был впервые признан в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Данный принцип состоит, во-первых, в относительной независимости и самостоятельности различных частей государственного механизма — законодательных, исполнительных, судебных, надзорных и иных органов, во-вторых, в контроле и ограничении одной ветви власти другой (система сдержек и противовесов).

Главой государства является Президент Российской Феде­рации. Он является гарантом Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. На должность президента может быть избран гражданин России, достигший 35 лет и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Выборы президента назначаются верхней палатой российского парламента — Советом Федерации и проходят на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент избирается на 4 года и приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения присяги в присутствии членов российского парламента и судей Конституционного суда. Одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков подряд.

Функции президента определены в статье 80 Конституции РФ. К ним относятся: 1) обеспечение конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина; 2) охрана государственного суверенитета, независимости и государствен­ной целостности России; 3) обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государствен­ной власти; 4) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства; 5) представление Российской Федерации внутри страны и на международной арене.

Полномочия президента могут быть прекращены досроч­но в случае добровольной отставки, стойкой неспособности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья и в случае отрешения от должности. Основанием отрешения от должности может быть государственная измена или совершение дру­гого тяжкого преступления.

Парламент Российской Федерации - Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата формируется из представителей субъектов Федерации. В него входят по два представителя от каждого субъекта, по одному от законодательного и исполни­тельного органа государственной власти. Государственная Дума избирается населением страны на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин России, достигший 21 года. Одно и то же лицо не может быть членом обеих палат парламента, а также быть членом законодательных собраний субъектов Федерации.

Федеральное собрание является постоянно действующим органом. Государственная Дума собирается на тридцатый день после избрания. Палаты заседают раздельно, собираясь сов­местно только для заслушивания указов Президента РФ и вы­ступлений руководителей других государств.

К функциям Совета Федерации относятся: 1) разработка законопроектов; 2) одобрение законопроектов, принятых Государственной Думой; 3) решение вопроса о возможности ис­пользования Вооруженных сил России за пределами страны; 4) назначение выборов Президента РФ; 5) назначение на долж­ности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда; 6) назначение на должность и осво­бождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; 7) утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положений; 8) утверждение изме­нений границ между субъектами Российской Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся: 1) разработка законопроектов; 2) принятие законопроектов; 3) дача президенту согласия на назначение Председателя Правительства РФ; 4) решение вопроса о доверии правительству; 5) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; 6) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; 7) объявление амнистии; 8) выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности.

Президент распускает Государственную Думу после трехкратного отклонения Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ и вправе распустить Думу, если она в течение трех месяцев два раза выразила недоверие правительству или если председатель правительства поставил перед Думой вопрос о доверии правительству, и Дума в нем отказала.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Председатель правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Заместители председателя правительства и федеральные министры назначаются Президентом по предложению председателя правительства. Правительство принимает решения путем голосования большинством голосов и оформляет их в виде постановлений и распоряжений. К полномочиям правительства, по статье 114 Конституции РФ, относятся: 1) разработка и предоставление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики РФ; 3) проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения; 4) управление федеральной собственностью; 5) осуществление мер по обеспечение законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, охраны собственности, борьбе с преступностью; 6) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Кроме того, Президент РФ может возложить на правительство и другие полномочия.

В соответствии с главой 7 Конституции судебную власть в России осуществляют 1) суды общей юрисдикции (Верховный суд РФ, Верховные суды республик, входящих в Федерацию, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) народные суды), осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным делам, а также по делам, возникающим из административных правонарушений; 2) арбитражные суды (Высший Арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ), рассматривающие споры, возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) конституционные суды (Российской Федерации и некоторых субъектов Федерации), являющиеся органами конституционного контроля.

Суть принципа государственного суверенитета состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию России. Юридическим выражением этого принципа является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны.

Социальная деятельность государства направлена на создание условий для достойного существования каждого человека. Социальный характер государства выражается в том, что оно в своей деятельности признает человека и его свободу главной социальной ценностью, признает неотчуждаемые права человека и берет на себя обязанность защищать их (здоровье населения, поддержка государством семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных, гарантированность минимальной оплаты труда и т. д.).

Принцип политического многообразия выражается в том, что государство отказывается от возведения какой-либо теории в ранг государственной, общеобязательной и признает свободу мысли и слова.

Положение о местном самоуправлении, закрепленное в статье 12 Конституции, означает, что вопросы благоустройства, управления муниципальной собственностью, охраны общественного порядка, бытового и коммунального обслуживания могут решаться населением по месту жительства через референдумы, собрания, выборы представительных органов. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в эти вопросы.

Признание принципа приоритета международного права над внутригосударственным означает, что, во-первых, признается высшая юридическая била международных договоров, утвержденных российским парламентом по отношению к законам Российской Федерации всех уровней, во-вторых, общепризнанные нормы международного права признаются составной частью российской системы права.

Принцип суверенитета народа состоит в том, что воля народа рассматривается как главный источник государственной власти и ее решений.

 

Административное право

Административное право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при формировании государственной администрации и осуществления ею властной деятельности.

К источникам административного права относятся: 1) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы), декларации, положения, акты об амнистии; 2) указы и распоряжения Президента РФ; 3) постановления и распоря­жения Правительства РФ, постановления, приказы, инструк­ции министерств, приказы, инструкции администраций госу­дарственных федеральных учреждений, предприятий, акты Банка России, а также административные акты субъектов федерации; 4) акты муниципальных органов; 5) международные, федера­тивные, административные договоры; 6) акты правосудия; 7) ад­министративные обыкновения, которые не закреплены актами власти.

Административно-правовые отношения — это урегулиро­ванные нормами административного права общественные от­ношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнитель­ной власти. Административно-правовые отношения имеют свои особенности: в этих отношениях одной из сторон высту­пает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенная государст­венно-властными полномочиями); обязанности и права сто­рон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации; в случае нарушения административно-право­вой нормы нарушитель несет ответственность перед государ­ством; разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке (хотя за послед­ние годы все чаще такие споры рассматриваются судами).

Важнейшим институтом административного права явля­ется административная ответственность. Это особый вид юри­дической ответственности, которой присущи все признаки последней, но в то же время существуют и специфические признаки:

— основанием для административной ответственности яв­ляется административное правонарушение;

— она состоит в применении к субъектам административ­ных взысканий менее суровых, чем уголовные наказания;

— к административной ответственности привлекают орга­ны, которым такое право предоставлено законом (суды, судьи, многие органы административной власти);

— к ней могут привлекаться индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица, индивидуальные предприни­матели) и юридические лица;

— существует особый порядок привлечения к уголовной ответственности, который отличается сравнительной просто­той, а поэтому он оперативен и экономичен;

— она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающий перечень административ­ных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять.

Фактическим основанием для наступления администра­тивной ответственности является нарушение административ­ных норм — административное нарушение. Оно может быть со­вершено виновно и невиновно. Граждане и должностные лица несут ответственность только за виновные действия, а органи­зации — независимо от того, виновны ли они.

С 1 июля 2002 г. вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно статье 2.1., под административным правонарушением при­знается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. За совершение адми­нистративного правонарушения в целях предупреждения но­вых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами устанавливается административное наказа­ние. В Кодексе закреплены следующие виды административ­ных наказаний:

1) предупреждение — официальное порицание физиче­ского или юридического лица в письменной форме;

2) административный штраф, размер которого не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда на граждан, пятьдесят минимальных размеров оплаты труда на должностных лиц и одну тысячу минимальных размеров оплаты труда на юридических лиц;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу на срок не менее одного месяца и не более двух лет;

6) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) дисквалификация — лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом на срок от шести месяцев до трех лет.

 

Гражданское право

Гражданское право занимает центральное место среди отраслей, регулирующих имущественные отношения. Предметом гражданского права является две группы общественных отношений: во-первых, имущественные отношения, связанные с принадлежностью или переходом имуще­ства от одного лица к другому; во-вторых, неимущественные отношения или тесно связанные с имущественными (авторское право), или прямо указанные в законе (честь, достоинство и др.).

В статье 1 Гражданского кодекса РФ закреплены следующие принципы гражданского права: 1) принцип признания равен­ства участников регулируемых гражданским законодательством отношений; 2) принцип неприкосновенности собственности; 3) принцип свободы договоров; 4) принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; 5) принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав; 6) принцип обеспечения восстановления нарушенных прав; 7) принцип судебной защиты нарушенного права; 8) принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования; 9) принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории России.

Источниками гражданского права являются: Конституция РФ 1993 г., федеральные конституционные и федеральные законы, I и II части нового Гражданского кодекса, введенные в действие соответственно 01.01.1995г. и 01.03.1996 г., III часть Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу 01.03.2002 г., законы РФ и подзаконные акты, международные договоры РФ и общепризнанные нормы международного права, обычаи делового оборота.

В гражданских правоотношениях, как и во всяких общественных отношениях, выделяются три основных элемента:

— объект, т. е. вещи (имущество, деньги, ценные бумаги и т. д.), действия обязанных лиц (услуги, работы), результаты интеллектуальной деятельности и некоторые личные немате­риальные блага (честь, достоинство, деловая репутация);

— субъекты, т. е. физические лица, юридические лица (организации, которые имеют в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имуще­ство и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущест­венные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде);

— содержание, т. е. права и обязанности субъектов, возни­кающие по поводу соответствующего объекта правоотношений.

Нормы гражданского права гарантируются такой формой государственно-принудительного воздействия как гражданско-правовая ответственность. Она делится: 1) на договорную, которая наступает при исполнении обязательства, возникшего из договора; 2) на внедоговорную, когда вред или убытки причинены потерпевшему лицом, не состоящим с ним в договорных отношениях. Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии одновременно таких условий, как наличие вреда и убытков, противоправность Действий субъектов, причинная связь между противоправным поведением субъекта и наступившим вредом и вина правонарушителя.

Одним из основных институтов гражданского права является право собственности, под которым понимается право конкретных субъектов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом своей властью и в своем интересе. В качестве субъектов права собственности могут выступать граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования.

Под правом владения понимается предоставленная законом возможность фактического обладания вещью и удержание ее во владении собственника.

Право пользования — это основанная на законе возможность эксплуатировать полезные свойства вещи и получать доход.

Право распоряжения вещью — это предоставленная соб­ственнику вещи законом возможность путем совершения действий юридически определять судьбу вещи по своему усмотрению (продать, заложить, сдать в аренду и т. д.), включая право на уничтожение.

В статье 212 ГК РФ закрепила такие формы собственности, как частная собственность, т. е. собственность граждан и юридических лиц, государственная собственность (собственность Федерации и ее субъектов), муниципальная собственность (имущество, находящееся в собственности городских и сельских поселений) и иные.

Одним из видов гражданских правоотношений являются обязательства, в силу которых один участник обязан совершить в пользу другого определенное действие (выполнить работу, передать имущество и т. д.) или воздержаться от определенного действия и второй участник вправе требовать от -первого исполнения этой обязанности.

Обязательства делятся на односторонние, когда у одной стороны есть только права, а у другой — Только обязанности, и взаимные, когда обе стороны имеют и права, и обязанности.

Обязательства могут возникать: 1) из договоров, т. е. из соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (купля-продажа, поставка, аренда, подряд, перевозка и др.); 2) из причинения вреда, когда причинивший вред полностью возмещает противоправно причиненный вред путем предоставления соответствующего имущества или возмещения убытков.

III часть Гражданского кодекса РФ посвящена наследст­венному праву. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также личные неимущественные права и другие нематериальные блага. Днем открытия наследства является день смерти гражданина, а местом открытия наследства — последнее место жительства наследодателя.

Наследование осуществляется по завещанию и по закону.

К наследованию по завещанию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципаль­ные образования, иностранные государства, международные организации, юридические лица, существующие на день открытия наследства.

Наследники по закону призываются к наследованию в по­рядке очередности. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Если их нет, наследниками второй очереди являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его бабушки и дедушки. Наследниками третьей очереди являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя), четвертой очереди — прадедушки и прабабушки наследодателя, пятой очереди — дети родных племянников и племянниц наследодателя, шестой очереди — дети двоюродных внуков и внучек наследодателя, седьмой очереди — пасынки, падчерицы, отчим и мачеха на­следодателя.

 

Трудовое право

Трудовое право регулирует отноше­ния, возникающие между людьми по поводу применения труда.

Конституция РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права гарантирует гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Принудительный труд запрещен.

Источниками трудового права, кроме конституции, явля­ются Трудовой кодекс Российской Федерации, который всту­пил в силу 1 февраля 2002 г., другие федеральные законы, ука­зы президента и другие подзаконные акты.

Основной правовой формой осуществления права челове­ка на свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор рода деятельности является договор. Согласно статье 56, трудовой договор — это соглашение между работодателем и ра­ботником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Трудовой договор может заключаться на неопределенный срок или на определенный срок (не более пяти лет). Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет.

По статье 16 Трудового кодекса, трудовые отношения воз­никают на основании трудового договора в результате: 1) из­брания (выборов) на должность; 2) избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; 3) назначения на должность или утверждения в должности; 4) направления на работу уполномоченными законом органами в счет установ­ленной квоты; 5) судебного решения о заключении трудового договора; 6) фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Работник имеет право на:

— заключение, изменение и расторжение трудового договора;

— предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

— рабочее место;

— своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

— отдых;

— полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

— защиту своих трудовых прав, свобод и т. д.

В свою очередь, работодатель может заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работником; вести коллек­тивные переговоры и. заключать коллективные договоры; по­ощрять работников за добросовестный эффективный труд; требовать от работников исполнения ими трудовых обязан­ностей и бережного отношения к имуществу; привлекать ра­ботников к дисциплинарной и материальной ответственности; принимать локальные нормативные акты; создавать объеди­нения работодателей (ст. 22).

Кроме прав и работники, и работодатели имеют обязанности.

К способам защиты трудовых прав работников относятся: государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства, защита трудовых прав работников про­фессиональными союзами, самозащита работниками трудо­вых прав — отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором или угрожающей жизни и здоровью ра­ботника.

 

Уголовное право

 

Уголовное право регулирует обще­ственные отношения, возникающие в связи с совершением преступле­ния. Уголовная ответственность является особым видом юри­дической ответственности, так как наступает только по приго­вору суда за преступление. Уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ), который вступил в силу 1 января 1997 г. и является федеральным законом, дей­ствующим на всей территории страны. УК, состоящий из об­щей и особенной частей, основывается на Конституции РФ и нормах международного права.

По статье 14 УК, под преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное на­стоящим кодексом под угрозой наказания. Основанием уго­ловной ответственности является совершение деяния, содер­жащего все признаки состава преступления (всего в кодексе их 255 - статьи 105-360 УК).

К обязательным признакам состава преступления относятся: 1) субъект преступления, т. е. лицо, совершившее преступное дея­ние; 2) субъективная сторона — психическое отношение лица к содеянному (причем преступным является только виновное дея­ние в форме умысла или неосторожности — совершенное по лег­комыслию или небрежности); 3) объект преступления (собствен­ность, экономическая деятельность, общественная безопасность, государственная власть); 4) объективная сторона, т. е. само деяние и наступившие в результате его последствия. В соответствии со статьей 2 Конституции РФ личность гражданина, его жизнь, здо­ровье, его права и свободы поставлены на первое место.

К лицу, признанному виновным в совершении преступле­ния, для восстановления социальной справедливости, исправ­ления осужденного и предупреждения совершения новых пре­ступлений применяется наказание. В статье 49 Конституции РФ закреплен принцип презумпции невиновности, означающий, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в преду­смотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Видами наказаний являются: штраф, лишение права зани­мать определенные должности или заниматься определенной де­ятельностью, исправительные работы, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зарегистрированные пользователи | Понятия и определения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.