Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семиотика и поэтика




Знак

Тема 4. Искусство как “язык”. Знак и знаковая система в художественном произведении

ВОПРОСЫ

1. Сравните различные определения понятия “образ” в справочной и учебной литературе. Какие из них превращают эту категорию в обозначение универсальных свойств любого познавательного процесса и его результата? В каких случаях считается, что она служит уяснению специфики искусства или особенностей одного из вариантов художественного изображения?

2. Какие из этих определений акцентируют в составе образа а) внешнюю предметность или внутреннее субъектное начало, или их равноправие; б) чувственно-эмоциональное или интеллектуальное начала, или их единство; в) воплощенность в каком-то материале (в частности, речевом) или, наоборот, несводимый к этому воплощению контекстуальный (в частности, иносказательный) смысл, или единство этих сторон; г) индивидуальное, типическое или их сочетание?

3. В обоих предшествующих случаях одна из трактовок, несомненно, представляется Вам наиболее убедительной. Сравните свои аргументы в ее пользу с теми решениями проблем, которые предлагают специальные исследования.

1. Словари

1) Ветров А., Горский Д., Резников Л. Знак // ФЭ. С. 177-178.

З. <...> материальный, чувственновоспринимаемыйпредмет (явление, событие, действие), выступающий в познании и общении людей в качестве представителя нек-рого предмета или предметов, свойства или отношения предметов и используемый для приобретения, хранения, преобразования и передачи сообщений (информации, знаний) или компонентов сообщений к.-л. рода”.

2) Греймас А.Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка / Пер. Я.П. Мурат // Семиотика.

Знак <...> 1. З. — единица плана манифестации, конституируемая семиотической функцией, то есть отношением взаимной прессупозиции (или солидарности), которое устанавливается между величинами плана выражения (или означающим) и плана содержания (или означаемого) в акте речи <...> Существует также экстра- или парасемиотическое значение слова «знак», встречающееся иногда в семиотических или лингвистических работах. В этом случае под З. обычно имеют в виду «нечто, репрезентирующее нечто другое»” (с. 493-494).

1) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.

“Cемиотика, также Семиология (греч. semeion = знак), общая знаковая теория и учение о языковом и неязыковом знаке человеческой коммуникации, расширяющие предмет дисциплины лингвистики; понимает письменный и устный язык как систему знаков, с помощью которой «отправитель» передает «сообщение» «получателю», который декодирует его посредством соответствующего кода. С. анализирует этот знаковый код и — систему, их предпосылки, их коммуникативные структуры и их функции в коммуникативном процессе. Дисциплины, входящие в ее состав, — 1. Семантика, учение о соотношениях между знаками (их материальным воплощением), соответственно, последовательностью знаков и их значением, т. е. сообщаемой с их помощью информацией о предмете и явлении внешнего мира; 2. Синтактика, учение о связи между отдельными знаками (их материальным воплощением) и их возможными сочетаниями; 3. Прагматика, учение о связях и возможных комбинациях между знаками (их материальным воплощением) и их потребителями”.

“Она исследует литературу как коммуникативный процесс, осуществляемый посредством специфической системы знаков, являющейся материальным субстратом значений, которая передается в качестве указания рецепиенту на их раскрытие, а также изучает своеобразие (литературность) литературы как вторичной семиотической системы, чьи знаки хотя и отклоняются от естественного языка, но не указывают на реальные объекты и к тому же независимы от систем других видов” (S. 844-845).

2) Dictionary of World Literary Terms / By J. Shipley.

“Общая знаковая теория — дисциплина (см. тж. семасиология, семиотика, семантика, сигнификология, сематология), которая изучает все формы образования знаков (образования «смыслов»), лингвистических и нелингвистических, как человеческих, так и животных, как естественных, так и условных. <...> Процесс образования знаков — это любой процесс, при котором нечто (х) позволяет чему-то другому (у) принять к сведению нечто третье (z), реагируя на х. Так, читатель (у) статьи (х) узнает о Китае (z), принимая к сведению печатные знаки статьи. При этом элементы у называются «интерпретаторами», х — «знаками», а z — «значением». В том случае, если означаемое (signified) реально существует, говорится, что оно «обозначено» («denoted») знаком (или является его «денотатом»). Знак может иметь значение, но не иметь денотата, как в случае со словом «кентавр»”.

Знаки могут обладать различными измерениями (или модусами). Знак является «указательным» в той степени, в какой он обозначает предмет, не оценивая то, что обозначается, и не предписывая ему какое-либо действие со своим к нему отношением; знак является «оценивающим» в той степени, в какой он устанавливает ценность (положительную или негативную) того, что обозначается. <...> Помимо различных модусов означивания, семиотика изучает различные функции, выполняемые знаками, и различные способы использования знаков. <...> Семантика — это раздел семиотики, изучающий значение знаков; «прагматика» — это раздел семиотики, изучающий использование знаков и их функции; «синтагматика» — это раздел семиотики, изучающий взаимосвязи знаков внутри системы, абстрагируясь от их значения и функций. Эти дисциплины в их взаимосвязи и составляют семиотику” (p. 302-303).

3) Греймас А.Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка.

“Поэтика <...> — 2. С семиотической точки зрения, литературные тексты представляют собой частные манифестации литературного дискурса, который в свою очередь является одним из видов в общей типологии дискурсов. Постулировать в качестве отправной точки [признак] литературности или поэтичности одного отдельного класса дискурсов равносильно тому, чтобы ставить телегу впереди лошади: существует общий фонд свойств, приемов членения, форм организации дискурса. Поэтому положение П., рассматриваемой в качестве априористической дисциплины, уверенной в специфических особенностях своего объекта, в рамках семиотической теории является несостоятельным (с. 514-515).

4) Иванов Вяч.Вс. Семиотика // КЛЭ. Т. 6. Стлб. 746-749.

С. “наука о знаках и системах знаков, исследующая осн. характеристики любых знаков и их сочетаний (напр., слов и сочетаний языка, метафор поэтич. речи, химич. и математич. символов) и систем знаков (напр., устных и письм. естеств. языков, искусственных логич. и машинных языков, языков поэтич. школ и др.). Для каждого знака обязательным является наличие двух сторон — воспринимаемой органами чувств означающей (материальной) стороны и означаемой стороны, рассматриваемой в особом разделе С. — семантике. Для слов естественного (обычного) языка означающей стороной является звучание или написание слова, означаемой стороной — его значение. Знаки одной системы (напр. слова языка) могут быть означающей стороной для сложных знаков другой системы (поэтич. языка), надстроенной над ними.

С т. з. С. поэтика, рассматривая литературный текст как сложный знак, выделяет промежуточные уровни (сюжета, тропов, ритма и т. п.) между означаемой стороной — темой и означающей стороной — словесным воплощением”.

Парадигматические отношения между знаками, входящими в одну и ту же систему (напр., между словами одного и того же языка), отличаются от синтагматических отношений между знаками, из которых строится одно и то же сообщение (текст).

В знаковой системе образов поэзии большую роль играют метафоры, осн. на синтагматич. сближении слов, обычно парадигматич. разделенных <...> Правила синтагматич. сочетаемости знаков друг с другом играют особую роль в таких системах знаков, как монтажное кино и реалистич. проза ХIХ в. <...> Исследование этих правил <...> дает возможность создания «грамматики» повествования, определяющей возможные отношения между мотивами и ситуациями...”

“Любая система знаков может быть изучена с трех осн. точек зрения: синтаксической, семантической, прагматической ”.

5) Лотман Ю.М. Семиотика // ЛЭС. С. 373-374.

С. “наука о знаках и знаковых системах.

Объекты, которые могут рассматриваться в качестве языков, являются предметом С. Среди языков различаются: 1) естеств. языки, т.е. исторически сложившиеся языки нац. коллективов; 2) искусств. языки — языки команд и программ в системе “человек-машина”; 3) метаязыки — языки, используемые для описания естеств. и искусств. языков; к ним относятся искусственно создаваемые языки науки; 4) вторичные языки (или т.н. вторичные моделирующие системы) — разнообразные языки культуры, возникающие на основе первичных естеств. языков (символич. системы мифа, ритуала, социоэтич. запретов и предписаний, языки различных искусств и пр.)”.

“В основе семиотич. механизма <...> лежит: 1) разграничение синхронного состояния структуры языка <...> и диахронии — изменений структуры во времени <...> 2) разграничение языка как иерархической системы вневременных норм и правил и речи — материализации этих правил в знаковой реальности отд. текстов, находящихся в определ. пространстве и времени; 3) разграничение в языке оси парадигматики (набор исходных параллельных, но различных по значению форм, из к-рых в процессе создания текста осуществляется выбор) и синтагматики (соединения разнородных элементов на оси высказывания)”.

“Разработка теории знака также привела к выделению исходных противопоставлений. Из них важнейшими оказались: 1) разграничение условных знаков с немотивированным отношением плана содержания и плана выражения (напр., слово в естественном языке) и изобразительных (иконических) знаков с установленной системой связей между этими планами; 2) разграничение: а) семантики — отношения знака к миру внезнаковой реальности, б) синтагматики — отношения знака к другому знаку и в) прагматики — отношения знака к использующему его коллективу”.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.