Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Специальные исследования




III. Реферативные обзоры

1) Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. <Гл> VI.

“...если в предромантический период жанровая принадлежность литературного произведения была творческой предпосылкой автора, регулировалась нормами <...>, то позже она стала заранее непредсказуемой равнодействующей жанровых традиций и свободно их претворяющего творческого замысла” (с. 186). “Более широкие конструкции, охватывающие несколько литературных направлений, напротив, оказываются менее содержательными, ибо количество постоянных черт ничтожно: что можно сказать о комедии «вообще», а тем более о «новелле вообще»?” (с. 187). “Гюнтер Мюллер писал: «Дилемма каждой истории литературного жанра основана на том, что мы не можем решить, какие произведения к нему относятся, не зная, что является жанровой сущностью, а одновременно не можем также знать, что составляет эту сущность, не зная, относится ли то или иное произведение к данному жанру»” (с. 188).

 

1) Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

“...никогда не удается дать сколько-нибудь охватывающей формулы для романа как жанра. Более того, исследователям не удается указать ни одного определенного и твердого признака романа без такой оговорки, которая признак этот, как жанровый, не аннулировала бы полностью” (с. 452). “Я не строю определения действующего в литературе (в ее истории) канона романа как системы устойчивых жанровых признаков. Но я пытаюсь нащупать основные структурные особенности, определяющие направление его собственной изменчивости и направление его влияния и воздействия на остальную литературу.

Я нахожу три таких основных особенности, принципиально отличающие роман от всех остальных жанров: 1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новую зону построения литературного образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности” (с. 454-455). “В разрезе нашей проблемы эпопея как определенный жанр характеризуется тремя конститутивными чертами: 1) предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое, «абсолютное прошлое», по терминологии Гете и Шиллера; 2) источником эпопеи служит национальное предание (а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел); 3) эпический мир отделен от современности, то есть от времени певца (автора и его слушателей), абсолютной эпической дистанцией” (с. 456). “...имманентная эпопее и конститутивная для нее авторская установка (то есть установка произносителя эпического слова) есть установка человека, говорящего о недосягаемом для него прошлом, благоговейная установка потомка <...> Эпическое абсолютное прошлое является единственным источником и началом всего хорошего и для последующих времен. Так утверждает форма эпопеи” (с. 457-458).

2) Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е, доп.

“Литературный этикет и выработанные им литературные каноны — наиболее типичная средневековая условно-нормативная связь содержания с формой” (с. 81). “Дело, следовательно, не только в том, что определенные выражения и определенный стиль изложения подбираются к соответствующим ситуациям, но и в том, что самые эти ситуации создаются писателем именно такими, какие необходимы по этикетным требованиям: князь молится перед выступлением в поход, его дружина обычно малочисленна, тогда как войско противника громадно и враг выступает «в силе тяжце», «пылая духом ратным», и т. д.” (с. 87). “Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный. Все вместе сливается в единую нормативную систему, стоящую над автором и не отличающуюся внутренней целостностью, поскольку она определяется извне — предметом изображения, а не внутренними требованиями литературного произведения” (с. 90).

4) Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа.

<О соотношении романа с эпопеей>

“Различие заключается, в частности, в том, что в романе повествование выступает в качестве чисто художественного вымысла, не претендующего на историческую или мифологическую достоверность. В этом плане фольклорным эквивалентом романа является сказка — жанр, точнее — группа малых жанров, участвовавших в формировании романа, а затем, в свою очередь, испытавших его влияние. Роман в отличие от эпоса разделяет со сказкой и специфический интерес к формированию и судьбе (испытаниям и приключениям) отдельной личности, но гораздо больше, чем сказка, ориентирован на изображение «частной жизни» и личности, достаточно эмансипированной от эпического фона. Роман дерзает и на недоступное сказке изображение внутренних душевных коллизий, а позднее — и на широкий бытовой фон” (с. 124).

5) Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа.

“Понятие «внутренняя мера» столь же необходимо в изучении нетрадиционных жанров, как понятие «канон» в изучении традиционных. <...> Известно, что отказ от канонов — важнейший поворотный момент развития литературы. Но без определенных норм и границ никакой жанр обойтись не может; жанр и есть особая система норм. <...> инвариантная структура в данном случае должна быть понята не как застывшая норма (таковой как раз является «канон»), но как логика изменения жанра” (с. 10-11). <О сравнении структур эпопеи и романа у Бахтина>: “Очевидно, что структура жанра вообще, с точки зрения М.М. Бахтина, имеет три аспекта. Но если в одном случае каждый из них характеризуется определенной незыблемой нормой, то в другом — сосуществованием противоположных пределов, между которыми происходит варьирование и историческое движение форм” (с. 13-14).

6) Tamarčenko N. Problem “unutarnje mjere” realističkog romana // Književna smotra. (Zagreb). 1998. B. 107 (1). S. 36. (Резюме).

“Сочетание общеизвестной “пластичности” романа с константными особенностями, без которых жанр утратил бы свою самостоятельность, осмысливается с помощью понятия «внутренней меры» жанра. Оно, по мысли автора, соответствует понятию «канона» для жанров традициональных или «готовых». Анализ ряда образцов русского классического романа обнаруживает в каждом из трех аспектов жанровой структуры (хронотоп и сюжет, слово и стилистический мир, «зона построения образа») формы, полярные по своему историческому происхождению и функциям. По отношению к этим структурным возможностям и происходит всякий раз самоопределение жанра, сохраняющее «основное направление его изменчивости».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 3777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.